Описание
Рецензии

Сериал Граница: Таежный роман
Актеры:
Алексей Гуськов, Ольга Будина, Марат Башаров, Михаил Ефремов, Елена Панова, Рената Литвинова, Андрей Панин, Татьяна Окуневская, Михаил Жигалов, Галина Польских
Режисер:
Александр Митта
Жанр:
отечественные, драмы
Страна:
Россия
Вышел:
2000
Добавлено:
добавлен сериал полностью из 8
(16.10.2010)
Рейтинг:


В непроглядной дымке многолетней тоски, в глубине российских просторов, где горизонт сливается с китайской границей, разворачивается повествование о судьбах, сплетенных нитями долга и личных стремлений. Действие переносит нас в бурные семидесятые годы прошлого века, где небольшое пограничное формирование, словно затерянная точка на карте, становится ареной драматических человеческих историй.
В этом отдаленном анклаве, оторванном от привычного мира, обитают мужчины и женщины, каждый из которых несет на себе отпечаток прожитого, затаив в сердце переживания, надежды и потаенные желания. Судьба, словно искусный ткач, сплела их жизни воедино, привязав к этой точке, оставив на длительный срок вдали от родных и близких.
Среди этого скопления людей выделяются три женские фигуры, чья преданность и взаимопомощь становятся жизненно важными в условиях, где женщине полагается, по сути, скромная, подчиненная роль. Марина Голощекина – воплощение нежности, чуткости и непоколебимой верности. Галя Жгут – женщина, наделенная несомненной мудростью, богатым спектром эмоций и решительностью, способной покорить любые обстоятельства. Альбина Ворон – особа яркая, эксцентричная, обладающая тонкой душевной организацией и склонность к неожиданным поступкам. Они – не просто подруги, они – опора и поддержка друг для друга, словно маяки во тьме, помогающие сохранить человечность и не сломаться под бременем повседневности в мире, где доминирует мужская сила и оружие.
Именно в такой обстановке, где опасность и страсть переплетаются неразрывно, словно корни диковинного растения, в жизни Марины происходит событие, способное перевернуть все с ног на голову – она сталкивается с настоящей, всепоглощающей любовью к молодому офицеру, Столбову. Это откровение, словно вспышка молнии, освещает жизнь Марины, и новость о ее счастье достигает ушей ее верных подруг. Не каждый вправе испытать на себе благословение настоящей любви, и на первый взгляд, повод для искренней радости не вызывает сомнений. Однако, как же радоваться счастью, зная, что уже пять лет сердце Марины принадлежит волевому, мужественному и порой непредсказуемому Никите Голощекину, ее законному супругу? И что ждет Марину в этом сложном переплетении чувств, долга и настоящего призвания?
В поисках наиболее значимого, наиболее глубокого и по-настоящему русского кинопроизведения о любви, сложно переоценить вклад «Границы», даже несмотря на некоторые потери, понесённые при сокращении до двухчасовой версии. Александру Митте удалось создать поистине потрясающую историю – лишенную излишней сентиментальности, не перенасыщенную приторной романтикой, но проникающую в самые потаенные уголки души. В центре этого драматического полотна разворачивается сложный и захватывающий любовный треугольник: капитан Голощекин (в блестящем исполнении Алексея Гуськова), его супруга, изящная и ранимостная Жанна (сдержанная и убедительная Будина), и молодой лейтенант Столбов (обаятельный, но несколько плоский Башаров).
Образ Марины, несомненно, является одним из самых сильных – воплощение хрупкости и беззащитности, напоминающее о такой загадочной и притягательной звезде, как Марина Ветт. Ее невинность, ее покорность, ее внутренняя женственность пробуждают в зрителе необъяснимое сочувствие. Она – та самая, желанная всеми мужчинами, этакий трофей, которого безуспешно пытаются заполучить, вырвав из обыденности и перенесши на край света. И Голощекин, к удивлению, оказывается тем, кому это удается.
Алексей Гуськов в этой роли – просто великолепен. В кинематографе, как известно, зачастую «героических» персонажей не так тепло воспринимают, как неоднозначных, даже отрицательных, и «Граница» не стала исключением. В наиболее полной версии, Гуськов предстает еще более циничным и безжалостным, чем в экранизированной, совершает поступки, граничащие с подлостью, но, тем не менее, вызывает не отторжение, а, скорее, странное сочувствие и даже некую привязанность. Он притягателен своей дерзостью, своей непредсказуемостью, своей способностью вызывать противоречивые эмоции, в отличие от идеалистичного и несколько наивного Столбова, получившего, прямо скажем, не самое вдохновенное имя.
Голощекин, окутанный аурой полумистики, непоколебимый, вечно бунтующий, становится ключевой фигурой повествования. Не менее ярко и убедительно дополняют основную любовную линию второстепенные персонажи: трагикомическая история Альбины и искрометная, немного безумная, но безусловно гармоничная пара Жгутов – Алексея и Гали. Неисправимый раздолбай, алкоголик и картёжник Жгут, прозябающий на грани отчаяния, искренне и беззаветно любит свою жену – умницу, красавицу и удивительно сильную женщину, и эта любовь, кажется, является единственным, что его спасает. Галя – воплощение настоящего русского характера: справедливая, страстно любящая, целеустремленная и разумная, благородно принимающая все выпавшие на ее долю испытания. Ради спасения любимого супруга она рискует жизнью, играя в карты с поездными шулерами. Вполне вероятно, что на месте своей подруги Марины она бы без колебаний зашла в пылающую баню, если бы там был её Леха.
Рената Литвинова в роли Альбины Вран, как всегда, самодостаточна и харизматична, словно случайно заброшенная ветром в этот гарнизонная дама благородного происхождения, вызывающая у супруга потешные просьбы о незапятнанных носках и горячем борще. Судьбе Врана стоит быть благодарной своей счастливой звезде: ему не пришлось лицезреть тот момент, когда его безрассудная и странноватая жена, скрывающая лицо за маской, направила на него собственный пистолет.
Потрясающий кинематографический шарм "Границы" кроется еще и в глубокой проработке второстепенных героев: трогательной и обреченной на тоску паре Борзовых, принципиальному замполиту Сердюку, ставшему жертвой зловещего «дизентерийного заговора», честному и отважному рядовому Васютину, доведённому до грани самоубийства сослуживцами.
Финал картины, мастерски выверенный и наполненный тонкой иронией, оставляет неизгладимое впечатление. Простая фраза Ивана: «Как отлично заживем мы чрез 20 лет!», – вызывает бурю эмоций. Иван – боец, Жанна – доктор. А через 20 лет наступит 1990 год... Демобилизованный с простреленной коленкой Леша, беременная Галя… Что ждет хрупкую и неземную Альбину, бежавшую с великодушным, но безнадежным алкоголиком Глинским? В "Границе" есть то, чего, на мой взгляд, очень часто не хватает российскому кино, и особенно телесериалам: герои живые, настоящие, вызывающие искреннюю эмпатию. Ты проживаешь вместе с ними все восемь серий, сопереживаешь их судьбам, заново открываешь для себя глубину человеческих отношений.
Безусловно, этот кинематографический опус пленяет своей ошеломляющей масштабностью! Здесь переплелись утонченная романтическая линия, атмосфера опасности и неизбежности, суровые пейзажи глухой тайги, драматические события военного времени… В тот период он буквально покорил мое сердце. Странным образом, музыкальное сопровождение после каждой серии всплывает в памяти, подражая какому-то знакомому, но ускользающему мотиву. Вспоминать об этом – истинное удовольствие, переполняющее теплом и легкой ностальгией.
Существует ряд моментов, способных вновь побудить меня к просмотру этого кинематографического произведения: завораживающая мелодия "Ты, неси меня река", очаровательная Жанна, и, конечно же, юный, энергичный Башаров, воплощающий образ доблестного воина в безупречной военной форме. В целом, фильм продемонстрировал поистине выдающееся мастерство, являясь настоящим триумфом режиссерского и актерского таланта. Полагаю, это один из ярчайших шедевров русской кинематографии, достойный глубочайшего уважения.
Я до сих пор отчетливо помню детали: пышный застольный пир, трансляция на канале ОРТ в далеком 1995-м… Ох, как жаль, что нет рядом тех людей, с кем я переживала эти эмоции, ведь эта история, эта картина, остается неизменно актуальной и волнующей. Это не просто фильм – это осколок эпохи, запечатленный на кинопленке, который продолжает согревать воспоминаниями.
Необычайно увлекательным зрелищем является наблюдение за кинематографическими произведениями, избегающими многолетней затянутости, предпочитая лаконичность и завершенность. "Граница" – именно такой сериал, удивительно сжатый по времени, однако, несмотря на это, испытываешь трепетное желание увидеть его развитие, дальнейшее раскрытие сюжета.
Здесь, в "Границе", разгорается по-настоящему пылкая, захватывающая дух любовь, сотканная из противоречий и страсти. Каждый персонаж – уникальная индивидуальность, одаренная неповторимым темпераментом и характером, и, вне зависимости от своей манеры поведения, он вызывает искреннее сочувствие и интерес. Сериал виртуозно изображает сложный и многогранный мир женской дружбы, демонстрирует мужественные поступки, обнажает неприглядные грани измены, воплощает ярость возмездия и справедливость, пресекающую последствия чужих ошибок – в общем, охватывает широчайший спектр человеческих переживаний. По сути, это поистине великолепное полотно, мастерски написанное кинематографическими красками, способное погрузить зрителя в водоворот эмоций и оставить неизгладимое впечатление. Он дарит зрителям возможность погрузиться в глубины человеческой натуры и заставляет задуматься о вечных вопросах.
Рекомендуем к просмотру