Описание
Рецензии

Сериал Грозное время

Актеры:
Олег Долин, Александр Ратников, Алексей Панин, Михаил Левченко, Йоахим Пауль Ассбёк, Михаил Стародубов, Егор Тимцуник, Далер Маджидов, Михаил Гаврилов, Юрий Чернов
Режисер:
Александр Даруга
Жанр:
драмы, отечественные, исторические
Страна:
Россия
Вышел:
2012
Добавлено:
сериал полностью из 4 (28.05.2012)
Рейтинг:
5.09
В эпилоге XVI века, когда на престоле царствовал грозный Иван Васильевич, разворачивается захватывающая историческая сага. Эпоха, отмеченная непрестанной тревогой и военными стычками, словно обрушилась на Российскую землю. Столица, Москва, погрязла в запустении, а удушающая атмосфера опричнины, вышедшей из-под контроля, обнажила полную дезорганизацию и неспособность к сопротивлению. Этот период ознаменовался волной беспощадных репрессий, постигших высшие эшелоны власти, что в конечном итоге привело к ликвидации этого печально известного института. Внутренняя и внешняя политика монарха, действующего в столь неспокойные дни, оказалась парадоксальной и малорезультативной. Несмотря на несомненный интеллект, образованность и стратегический талант Ивана Грозного, его решения часто терзали страну. Зрителю предстоит окунуться в ту потемкинскую эпоху с ее неисчислимыми проявлениями насилия и жестокости. Однако даже в этом хаосе, в этой пелене страха и подозрительности, находилось место для искренних чувств, для стремления к личной гармонии и счастью. В центре повествования – трагическая фигура сына боярина Скуратова, чья судьба неразрывно связана с повсеместными и зверскими пыткам, служившими тогда печальной нормой. Его жизненный путь, переплетенный с кошмарами опричной политики, становится отражением глубоких моральных дилемм и трагизма времени, когда человеческая душа подвергалась самым жестоким испытаниям. Он, будучи заложником обстоятельств, оказался в самом сердце этой кровавой эпохи, и его история представляет собой яркий пример человеческой стойкости и душевных терзаний на фоне развернувшейся вокруг него трагедии.
Моё влечение к историческим хроникам не знает границ, и когда мне посчастливилось обнаружить этот сериал, я испытала непередаваемый восторг. Попробую сейчас раскрыть причины моего первоначального энтузиазма, ведь вопрос о целесообразности просмотра, казалось, даже не требовал обсуждения. Однако, вкусив сути повествования, моё восприятие претерпело значительные коррективы. В эпицентре сюжетного вихря лежит трагическая история любви между Максимом, сыном грозного Малюты Скуратова, и Еленой Морозовой. Окружающий Скуратова ореол власти и непримиримости имел единственную, но крайне уязвимую точку – его отпрыска. Сам же Максим, будучи человеком прогрессивных взглядов, ощущал неловкость и даже стыд за деятельность и образ жизни отца, что подчас заставляло его избегать публичных проявлений родства. Помолвка с Еленой, к несчастью, оказалась лишь предвестием её брака с зажиточным боярином. Подобные драматические перипетии, безусловно, знакомы российскому кинематографу, но первое, что бросилось моему вниманию – явная заимствованность сюжетной канвы из произведения Льва Толстого, "Князя Серебряного", что совершенно исключало возможность экранизации. Некоторое замешательство вызвала первоначальная надпись к картине, гласящая о её создании "по заказу Москвы". Неизбежно возникали вопросы о скрытых мотивах, возможно, о политических или государственных целях. Однако, на экране я не уловила никаких намёков на подобное влияние, или, быть может, правительство искренне стремилось оказать поддержку отечественному кинопроизводству. Безусловно, стилистически выдержанные титры и музыкальное сопровождение, отдалённо напоминающее саундтрек к "Игре престолов", создавали некую атмосферу, призванную передать дух эпохи. Тем не менее, очевидно, что бюджет этой картины не был рассчитан на масштабные производственные издержки. Эта ограниченность средств была наглядно продемонстрирована скромными декорациями и пейзажами, лишенными достоверности и реализма. Костюмы персонажей, скорее, напоминали небрежно сшитые халаты, нежели воссозданные исторические одеяния. Даже причёски и ухоженность актеров, выбивались из общего исторического контекста. Довольно удивительно, что, несмотря на грозное название, картина практически лишена батальных сцен, сражений и военных действий, а те, что присутствуют, выполнены небрежно и без энтузиазма. Одиноким оазисом в этом море разочарования оказался образ царя, чья причёска, к слову, вызывала немалые сомнения в компетентности стилистов. Внутренний мир этого персонажа показан многогранным и сложным, его мотивы часто ускользают от простого понимания. В конце концов, он – государь, и его обязанность заключается в управлении страной. Он представлен как личность, выходящая далеко за рамки простых человеческих амбиций, в отличие от его окружения, поглощенного жаждой власти. Хронологически сюжет происходит в реальное время, однако я сомневаюсь, что в те времена можно было встретить столь характерных персонажей. Борис Годунов, воплощенный Сергеем Паниным, больше напоминает сына какой-нибудь поварихи. Скуратов же представлен невысоким и странным. Создаётся впечатление, что герои не осознают общее направление развития сюжета, что каждый из них играет свою сцену, но отсутствует какая-либо целостность. После просмотра картины приходит осознание, что её сложно отнести к историческим фильмам, учитывая обилие вымышленных элементов. Персонажи, облачённые в исторические костюмы, не дают права называть этот сериал историческим. В качестве развлечения, этот сериал, безусловно, можно посмотреть. Однако, я опасаюсь, что любители исторического жанра, как и я, испытают разочарование. Мои ожидания от этой картины были высоки, и, к сожалению, они не оправдались.