Описание
Рецензии

Сериал Грозовые ворота

Актеры:
Михаил Пореченков, Вячеслав Разбегаев, Анатолий Пашинин, Андрей Краско, Иван Жидков, Евгений Потапенко, Михаил Ефремов, Даниил Страхов, Елизавета Боярская, Марина Могилевская
Режисер:
Андрей Малюков
Жанр:
драмы, отечественные
Страна:
Россия
Вышел:
2006
Добавлено:
сериал полностью из 4 (06.01.2013)
Рейтинг:
8.24
7.20
В предрассветной мгле, повинуясь директиве высшего командования, разведывательный отряд, возглавляемый старшим лейтенантом Александром Дорониным, был переброшен в бурный и беспокойный регион Северного Кавказа. Задача, возложенная на них полковым командиром Галкиным, была чревата опасностью и требовала предельной концентрации – обеспечение безопасности стратегически важного перевала, прозванного местными жителями "Грозовыми Воротами". Эта точка была не просто географическое возвышение, а ключевой узел, контроль над которым предопределял безопасность приграничных территорий. Вскоре к Доронину и его людям присоединился усиленный отряд специалистов Главного управления Генерального штаба, командующий которым – майор Егоров – нес на своих плечах бремя невыносимой личной трагедии. Два года назад, в результате дерзкого террористического акта, он потерял всю свою семью, и жажда справедливости, омраченная горем, толкала его к неутомимой борьбе с преступными элементами. Прибыв на место назначения, Егоров, не теряя ни минуты, познакомил Доронина с колоритной фигурой – информатором по имени Шах. Этот человек, когда-то занимавший высокое звание чеченского генерала, перешел на сторону правоохранительных органов, владея бесценными сведениями о происходящем в регионе. Именно Шах предостерег их о надвигающейся угрозе: в направлении "Грозовых Ворот" стягивались колоссальные силы радикальных боевиков. Их замысел был ясен и беспощаден – прорвать линию обороны, разрушить устоявшиеся позиции и нанести сокрушительный удар по стратегически важному переходу. Атмосфера накалялась, предвещая бурю.
Фильм «Грозовые ворота» – это кинематографическая дань памяти павшим героям, выросшая из трагических страниц российской истории. Повествование опирается на подлинные события, посвященные беззаветному мужеству и самопожертвованию военнослужащих 6-ой роты 2-го батальона 104-го гвардейского парашютно-десантного полка 76-й (Псковской) дивизии ВДВ. 29 февраля 2000 года, получив приказ, отряд, состоявший всего из сотни молодых, еще не познавших гнев боевых действий солдат, вступил в смертельный схват с организованной группировкой чеченских боевиков в районе Аргуна, на стратегически важной высоте 776. Оценить численность противника сложно – данные разнились, однако, по некоторым оценкам, число нападавших варьировалось от 800 до внушительных 1300 человек. Этот неравный бой, продолжавшийся три изнурительных дня, стал проверкой на прочность не только для рядовых бойцов, но и для их опытных командиров. Они демонстрировали высочайший уровень профессионализма и стойкости, сдерживая яростные, бесчисленные атаки. Подкрепление, к сожалению, было задержано, и лишь после отчаянного доклада командира роты, в своем последнем, трагичном сообщении, в котором он, предвидя неминуемую гибель, нанес огонь на себя, помощь была запрошена. Известие о гибели роты потрясло всех, и лишь шестеро бойцов смогли выжить в этой адской мясорубке. Тем не менее, самопожертвование наших ребят не прошло даром – уничтожено было более 400 боевиков, и прорыв через Аргунское ущелье им предотвращен. Важно понимать, что кинематографическая адаптация событий, основанная на реальной истории – это не жесткая реконструкция, а художественная интерпретация. Создатели фильма, безусловно, стремились сохранить дух эпохи и передать драматизм происходящего, но, тем не менее, это художественное произведение. Персонажи, представленные на экране, являются собирательными образами, воплощающими в себе черты множества реальных людей. Невозможно представить, что командир Доронин, Ланевский, Егоров, рядовые Горшков и Ветров – вымышленные персонажи. Эти имена – олицетворение тех, для кого честь, достоинство, совесть, верность товарищам и отвага – не просто слова, а незыблемые принципы, которыми они руководствовались в жизни. В начале фильма зритель знакомится с этими людьми, с их прошлым, с их мечтами и надеждами, через призму воспоминаний, словно просматривая эпизоды из их прежней жизни. Нет в них изначально героизма, они - обычные парни, вчерашние школьники, молодые люди, идущие своим путем. Однако, оказавшись в эпицентре смертоносного противостояния, стоя плечом к плечу перед лицом безжалостного врага, они преображаются, расцветают, проявляя себя как настоящие люди, настоящие мужчины, настоящие защитники Отечества, настоящие герои! Я испытываю глубокую признательность и безграничную благодарность режиссеру Алексею Малюкову, команде сценаристов – Андрею Буравскому, Андрею Тамоникову и Андрею Усову, – за то, что они не допустили забвения подвига 6-ой роты. Отдельная признательность актерам – Антону Пашинину, Михаилу Ефремову, Михаилу Пореченкову, Ивану Жидкову, Евгению Потапову, Денису Страхову, Александру Лойе и всем остальным, кто создал на экране эти незабываемые, пронзительные образы солдат и офицеров. Хотя тема героической гибели 6-ой роты уже освещалась в других кинокартинах ("Прорыв", «Честь имею»), существенна не столько художественная трактовка реальных событий, сколько сами эти события, их трагическая глубина и несправедливость. Невозможно сдержать слезы горького сожаления и скорби по нашим молодым, отдавших свои жизни в беспощадной войне. Вечная им память и бессмертный подвиг!
Этот кинематографический опус, несомненно, оставил глубокий след, поражая своим новаторским стилем и невероятной динамикой повествования. После соприкосновения с его мощным визуальным рядом, последующий просмотр других работ может вызвать ощущение нелепого, почти гротескного представления о реальности. «Прорыв» обрёл для меня некую диспропорцию, словно сроился на фундаменте иной, менее убедительной картины мира. Утверждения о том, что актерский состав был уже изрядно потрепанным, я решительно отвергаю. Признаюсь, исполнение роли Доронина Павлом Пашининым послужило для меня своеобразным откровением, поскольку последующие его работы в кино не вызвали столь же яркого впечатления. Для Лизы Боярской это, безусловно, был триумфальный дебют, а в образе командира разведки трудно представить кого-то более подходящего, чем Филипп Пореченков, чье исполнение дышит убежденностью и сдержанной мощью. И, конечно, невозможно не упомянуть безвременно ушедшего Андрея Краско – гений, чья игра являла собой квинтэссенцию артистизма и глубокой человеческой правды. Техническое совершенство картины, несомненно, является результатом кропотливой работы и профессионального подхода. Явное присутствие квалифицированных военных консультантов ощущается на каждом шагу, что позволяет избежать кричащих несоответствий и клише, свойственных, к примеру, некоторым боевикам, где герои, по законам физики нежизнеспособны. Этот фильм, на мой взгляд, неизменно должен быть включен в программу обучения курсантов военных учебных заведений, под надписью, как наставление: «Оптимальные методы обороны мотострелковой роты в условиях сложной горной местности». Возникает почти осязаемое впечатление, будто пред нами не просто кинокартина, а словно перенесенные на экран фундаментальные трактаты по военной теории и принципы боевого уложения. Скрупулезно отображены все нюансы военного дела – противодействие снайперским вылазкам, тактическое применение бронетехники в зоне прорыва, методики боевой подготовки и артиллерийские мероприятия. Все показано с той беспощадной точностью, как это должно происходить в действительности. И эта разница, этот трагический контраст между увиденным и тем, как все обстоит в реальности, является поводом для глубокой печали, пробуждая осознание нашей собственной безответственности и равнодушия. Вопросы, связанные с возможными отклонениями от реальных событий, я бы разрешил следующим образом: фильм не является репликой трагедии 6-й роты. Режиссер сознательно отказался от буквального воспроизведения событий, чтобы избежать искажения исторических фактов. Перед нами не история десантников, а мотострелковой роты, имена, наименования и звания персонажей подверглись переменам. Единственное, что осталось неизменным – это сама канва сюжета. Призываю к благоразумию и снисходительности, ведь перед нами художественное произведение, а не документальная летопись. И, безусловно, художник имеет право на творческую вольность, на акт фантазии, направленный на обогащение искусства. Искреннее признание и вечная память всем, кто отдал свою жизнь, в неравном бою... Я без колебаний ставлю этому шедевру высшую оценку! 10 из 10.
Воспоминания, вызванные просмотром этого фильма, оставили глубокий отпечаток в моей душе, столь яркий, что смутно помнится даже то, какие эмоции могли испытывать другие зрители. Я с нетерпением ждал появления на экранах картину "9 Рота", но ее просмотр не смог вызвать подобного эмоционального резонанса. Личный опыт службы на Кавказе, трагическая весть о безвозвратных потерях 9 роты – все это сформировало ожидание чего-то большего, достойной кинематографической интерпретации той эпохи. "Честь имею" безусловно является сильной работой, однако в ней чувствуется излишняя кинематографичность, некоторая оторванность от суровой действительности. Военные в этой картине, как мне кажется, лишены той искренней брутальности, присущей настоящим солдатам – они скорее напоминают участников хорошо организованного, но далекого от реальности детского представления. А вот "Грозовые ворота" поражают с первых же кадров своей подлинностью, реалистичным изображением жизни – войны, мирного бытия, хрупкой любви, коварного предательства, крепкой дружбы, мерзкой подлости и простых, порой роковых, человеческих ошибок. Позвольте мне подчеркнуть, что высказываю свою точку зрения не как профессиональный критик, а как один из тех, кто непосредственно столкнулся с подобными обстоятельствами, как и герои фильма, а также от лица матерей, чьи сыновья находились в эпицентре тех событий, и чьи сердца наполнялись тревогой и надеждой. Я преисполнен глубочайшей признательности всем творцам, приложившим руку к созданию этой замечательной работы – режиссерам, продюсерам, спонсорам, актерам, сценаристам, композиторам. Они создали поистине выдающийся фильм! Я неоднократно возвращался к просмотру этой картины, и буду возвращаться еще не один раз. Не стоит обращать внимание на ворчливые голоса критиков, пытающихся придраться к игре актеров, отсутствию ненормативной лексики, несоответствию действительности. Ведь перед нами художественный фильм, а не документальная хроника. Я не стану критиковать фильм лишь потому, что он не пришелся мне по вкусу. Проще говоря, если вам что-то не нравится, не стоит засорять форумы бессмысленными комментариями. Лучше попытайтесь сами создать что-то более достойное, и тогда вы осознаете, какой это титанический труд! Я давно хотел выразить свою благодарность за столь прекрасный фильм! Он поистине великолепен!
В кинематографе, зачастую, застревают в предвзятых рамках, склоняясь либо к воспеванию действий федеральных сил, либо к романтизации борцов за независимость Ичкерии. Однако этот фильм, несомненно, представляет собой глот г воздуха, предлагая зрителям созерцание подлинных людей, вовлеченных в драматические перипетии реальной жизни. Безусловно, наши военнослужащие, особенно новобранцы, заслуживают признания как настоящие герои. Они, рискуя жизнью, противостояли террористической угрозе задолго до того, как эта борьба приобрела повсеместный резонанс. Перед ними стояли не вымышленные злодеи, а жестокая реальность – разношерстные, изможденные, одурманенные наркотиками и вооруженные до зубов банды, стремительно наступающие на уязвимые позиции. Эта картина, прискорбно, не уникальна; она отражает удручающую повторяемость событий, когда зло, изгнавшееся из одного региона, вновь обретает очаг в другом. Вчера эта беззаконие бушевало на территории России, сегодня оно, словно тень, преследует Сирию. Мастерски выверенная в фильме гармония между личными драмами персонажей и динамичными боевыми эпизодами создает неповторимую атмосферу правдоподобия. Зритель не только наблюдает за развитием сюжета, но и глубоко проникается мотивами и переживаниями героев. Экшн-сцены, хоть и подвергшиеся некоторой стилизации, воспроизведены с поразительной реалистичностью: кровоточащие раны, разлетающиеся осколки, бушующий огонь, стремительная вода – все элементы присутствуют, усиливая эффект погружения. Но главное – здесь проявляется внутренняя сила и стойкость персонажей, их непоколебимая воля к жизни и защите своих идеалов. Конечно, документальная точность, вероятно, была несколько искажена, однако, подобно легенде о панфиловцах, фильм повествует о героической странице нашего времени. Это история о подвигах, достойных увековечивания, о людях, чьи имена должны быть известны и чьи заслуги должны быть почитаемы. В этом фильме авторы сумели достойно отдать дань уважения этим неутомимым защитникам. Поэтому, глубочайшая благодарность создателям этой работы. Настоятельно рекомендуется к просмотру всем, кто готов принять вызов и не склонен отворачиваться от непроглядной картины жизни, где не щадит никого и где порой приходится сталкиваться с откровенной жестокостью. Эта картина - не для слабонервных, но она обязательна для тех, кто стремится к пониманию истинной цены мира и стабильности.
Эта кинематографическая работа оставляет глубокий, неизгладимый след. В эпоху, когда кинематограф часто склоняется к одностороннему освещению трагических событий, представляя их либо в приторно героическом свете, либо идеализируя фигуры, стоящие по разные стороны баррикад, этот фильм выступает как глоток свежего воздуха, предлагая зрителю непредвзятый, обнаженный взгляд на реальность. Здесь нет места пафосным клише и политическим манипуляциям – перед нами предстают живые люди, оказавшиеся в эпицентре немыслимых испытаний. Несомненно, военнослужащие, а особенно новобранцы, проявили беспримерный героизм, вступив в схватку с безжалостным терроризмом в то время, когда это было немодно, когда это требовало непомерной храбрости и самоотверженности. Их противником были не просто боевики, а беспринципные, ослепленные наркотиками отряды, вооруженные по высшему разряду, бросающиеся в атаку на позиции защитников. Это была отвратительная, жестокая правда, которую многие предпочитали игнорировать. Зверства, однажды проявившиеся в России, сегодня обретают новое воплощение в сирийской пустыне – лишь смена декораций, но не природы зла. Фильм мастерски удерживает хрупкий баланс между личными драмами и ожесточенными боевыми действиями. Невероятная глубина проработки персонажей заставляет зрителя не просто наблюдать за происходящим, а проживать каждую сцену вместе с ними, ощущать их страх, их надежду, их боль. Боевые эпизоды, хоть и с некоторыми условностями, переданы с поразительной аутентичностью. Хаос, кровь, разлетающиеся осколки, бушующий огонь, обжигающая вода – все элементы сражения сплетаются воедино, создавая леденящую душу картину войны. Но помимо внешней жестокости, фильм раскрывает внутреннюю силу духа, стойкость и человечность, проявленные в самых нечеловеческих условиях. Конечно, история не всегда была настолько однозначна, однако, как и в легендарной истории о панфиловцах, здесь мы видим проявление подвига, случившееся совсем недавно. Это герои нашего времени, совершившие великие поступки, достойные памяти и почитания. И этот фильм, без преувеличения, дарит им заслуженную дань уважения. Поэтому, выражаю искреннюю благодарность создателям этого произведения. Категорически рекомендую к просмотру всем, кто готов встретиться лицом к лицу с неприглядной правдой и не отворачивается от зрелища, исполненное крови и драматизма.