Описание
Рецензии

Сериал Хмель

Актеры:
Фёдор Одиноков, Марина Трегубович, Александр Блок, Виктор Трегубович, Алексей Булдаков, Александр Завьялов, Юрий Дубровин, Александр Суснин, Михаил Силантьев, Борис Аракелов, Николай Сытин, Борис Павлов-Сильванский, Валентин Клементьев, Всеволод Кузнецов, Сергей Выборнов
Режисер:
Виктор Трегубович
Жанр:
драмы, исторические, отечественные
Страна:
СССР
Вышел:
1991
Добавлено:
сериал полностью из 2 (15.08.2018)
Рейтинг:
7.28
6.40
"Хмель" – это глубокое и пронзительное повествование, погружающее зрителя в суровую красоту и непредсказуемость сибирской тайги. В этих бескрайних просторах, в царстве безмолвия и кажущейся пустоты, возникает парадоксальный вопрос: возможно ли обрести гармонию и раскрыть потенциал человеческой души, вдали от цивилизации и её удобств? Однако, для тех, кто по-настоящему укоренился в этой земле, кто чувствует её пульс и слышит её шепот, жизнь может быть наполнена спокойствием, умиротворением и ощущением неразрывной связи с природой. С течением времени судьбы персонажей переплетаются, открывая зрителям сложный гобелен человеческих взаимоотношений, разворачивающийся на фоне захватывающих дух пейзажей. В их жизнях неизбежно возникают драматические столкновения, отрезвляющие падения и неожиданные всплески радости, являя миру богатый внутренний мир людей, живущих вдали от городской суеты. Этот проект – это тщательно выстроенная мозаика, вдохновленная новаторским произведением Алексея Черкасова, мастера слова, чьи книги являют читателю яркие портреты сибирских жителей. Мы узнаем об их уникальных традициях, древних сказаниях, передаваемых из поколения в поколение, и о непростых занятиях, которые обеспечивают им существование. Повествование, словно река, берущее свое начало в первых десятилетиях двадцатого века, простирается на протяжении более века, охватывая события, рассказанные в трилогии произведений: "Хмель", "Конь Рыжий" и "Черный тополь". Эта масштабная сага обещает зрителям глубокое и незабываемое путешествие в мир, где природа диктует свои законы, а человеческая воля подвергается суровому испытанию. Приготовьтесь к переживаниям, которые заставят вас по-новому взглянуть на жизнь и оценить красоту и величие сибирской природы.
Позвольте выразить мысль, которая, возможно, прозвучит избитой, но откровенно говоря, экранизация не смогла в полной мере передать глубину первоисточника. Книга, безусловно, превосходит фильм по насыщенности и содержанию, что, впрочем, не является откровением – кинематографический формат по своей природе ограничен в сравнении с безграничным пространством словесного повествования. Однако, в данном случае, не хватает не только масштаба, но и понимания сути. Почему создатели сериала упустили возможность всесторонне раскрыть мировоззрение старообрядцев, их непоколебимую веру, систему ценностей и принципы, которыми они руководствовались в жизни? Безусловно, общинные жители вели себя сурово и приверженно своим убеждениям, соблюдая строгую иерархию. Однако сила их заключалась не только в этом. Они обладали репутацией надежных людей, хранителей чести и доверия. Этот важный аспект, к сожалению, остался в тени. Похоже, в представленной версии старообрядцы предстают не в самом выгодном свете, что вызывает недоумение. Возможно, это было сознательное решение, некая попытка через призму рефлексии и философского осмысления показать не самих старообрядцев, а ту деформацию, которая постигла их под влиянием обстоятельств. Выбранный хронологический период не случаен – он достаточно близок к современности, что позволяет усмотреть связь между прошлым и настоящим. Вполне вероятно, что целью не было поиск первоначальной сущности, а скорее демонстрация тех последствий, к которым привела эволюция этого феномена. Община предстает как замкнутый мир, микрокосм внутри государства, пусть и не в масштабах империи, но с четкой структурой управления и жизни. Здесь свой, зачастую деспотичный, правитель, свои «политические институты», свои интриги, которые, однако, не приводят к значительным переменам – сложившаяся система, которая лишь воспроизводит себя. Эта система, при всей внешней религиозности, функционирует духовно неверно, теологически не совсем корректно. Вспомним подход Елизаветы Федоровны в её обители, её благочестие, – сравнение с некоторыми представителями церковной власти позволяет понять, что вера – это не просто набор правил, а нечто, что должно резонировать в душе. В этом фильме же мы видим искаженную, тоталитарную структуру, и назвать старцев святыми было бы преувеличением. Религиозный контекст ощущается формально, словно аромат свечи, лишенный тепла человеческой души. Эта попытка привязать все к религии показалась натянутой и, возможно, стала одной из причин того, что картина «Хмель» редко появляется на экранах. Существует реальная опасность того, что многие общины, столкнувшись с внешними факторами, могут превратиться в секты, а человеческие мысли – повести по ложному пути. С общинами старообрядцев, оказавшимися в Сибири, произошел печальный, болезненный метаморфоз. Если раньше их отличала строгость и принципиальность, то впоследствии они приобрели черты, которые сложно назвать положительными. Работа, несомненно, была сложной и требовала немало усилий. Нельзя не отметить, что кастинг на роль Ефимии, выбор дочери режиссера, Марины Трегубович, вызывает вопросы. Я не против семейного дела, но, на мой взгляд, актриса не смогла полностью воплотить образ. Марина – талантливая актриса, без сомнения, но в данном случае чувствовалась нехватка опыта, словно она лишь механически произносила текст. Очевидно, отец оказал на нее определенное влияние, но, в данном конкретном случае, игра не произвела должного впечатления. Стоит отметить и положительные аспекты: великолепные пейзажи, прекрасно созданные образы старообрядцев с их длинными бородами, символизирующими их верность традициям. Но, главное, что проект затронул важные и актуальные темы. Кажется, что автор стремился показать, что действие необходимо перенести в современную реальность. И это, безусловно, знаменательно, учитывая год создания картины – 1991 год, время переосмысления ценностей и поиска новых путей развития.