Описание
Рецензии

Сериал Хорнблауэр / Hornblower

Мичман Хорнблауэр, Горацио Хорнблауэр
Актеры:
Йоан Гриффит, Роберт Линдсей, Пол МакГанн, Лоркан Кранич, Тони Хейгарт, Джулия Савалия, Барбара Флинн, Пол Копли, Шон Джилдер, Джонатан Кой
Режисер:
Эндрю Грив
Жанр:
драмы, приключения
Страна:
Великобритания
Вышел:
1998
Добавлено:
добавлен сериал полностью из 8 (16.03.2011)
Рейтинг:
7.88
7.90
В последние десятилетия XVIII века, когда Европа находилась в состоянии непрерывных кровопролитных конфликтов и содрогалась от гневных социальных бурь, в жизнь молодого человека по имени Горацио Хорнблауэр вошел суровый и неминуемый поворот судьбы. Ему, едва переступившему порог совершеннолетия – семнадцать лет от роду – суждено было поступить на службу в Королевский флот, вечный символ мощи и амбиций Британской империи. Первые годы службы оказались для Горацио настоящим калейдоскопом испытаний, жестоким клеймом на нежной душе юноши. Тяготы морской жизни, лишения, болезни, унижения со стороны старших, грубые насмешки сослуживцев – все это обрушилось на него подобно шторму. Однако зарождающаяся война с Францией, давний и непримиримый враг, вселила в его сердце ростки надежды. Возможно, именно в пламени этих битв он сможет раскрыть свой истинный потенциал, доказать свою ценность и заслужить признание. Горацио без колебаний вступил в смертельную пляску войны, не щадя себя и не требуя пощады от неприятеля. Во время одного из сражений, близ берегов Гибралтара, он проявил беспримерное мужество и самоотверженность, спасая от голодной смерти своих товарищей по кораблю. При наступлении испанской кампании его ждала захватывающая, полная опасностей миссия – спасение высочайшей особы, герцогини Уорфедельской, оказавшейся в плену у врагов. Тяжелые испытания и потрясения не закончились на этом. Горацио пережил и бурные события Французской революции, участвовал в подавлении восстаний, и, движимый жаждой приключений и долгом, отправился в Новый Свет. Уже в звании лейтенанта он принял участие в боевых действиях, где столкнулся с новыми вызовами и укрепил свой характер. Жизнь Горацио Хорнблауэра оказалась причудливым переплетением удачи и несчастья. После напряженных сражений и подвигов, ему уготовано тюремное заключение, последующее освобождение, нежданное возвращение во Францию. Его путь продолжался, отмеченный разнообразными боевыми действиями, сложными интригами и неуклонным восхождением по служебной лестнице. Полное понимание и переживание всех перипетий судьбы Горацио, зрителю предстоит обрести, лишь погрузившись в созерцание полного повествования, представленного в форме кинематографического шедевра.
Судя по разбросанным откликам и комментариям, возникновение дебатов вокруг данного сериала напоминает феномен восприятия: либо зритель не удосужился познакомиться с произведением, либо, что еще более примечательно, каждый вынес из него собственную, уникальную интерпретацию. Сериал, безусловно, явился неким эхом, последовавшим за уже зарекомендовавшим себя "Приключениями Королевского Стрелка Шарпа", и, следовательно, можно утверждать, что его премьера была слегка запоздалой. Однако, принимая во внимание практически полное отсутствие подобных телепроектов, и учитывая общее стилистическое родство, присущее произведениям Форрестера и Корнуэлла, а также их общую антуражность эпохи Наполеоновских войн, сравнение этих полотен представляется не просто уместным, а весьма плодотворным. Само повествование, разворачивающееся на экране, открывает зрителю суровую реальность: жесточайшую дисциплину, царящую на флоте, удушающую атмосферу страха и неизбежной боли, которая, пожалуй, могла бы составить конкуренцию самым откровенным, эпатажным формам чувственного самовыражения. В картине попросту нет места романтическим штампам и приукрашенной действительности. Герой не совершает географических открытий, не посещает изысканные светские рауты, не заводит учтивые беседы с дамами. Попробуем же провести сравнительный анализ. Во-первых, Шарп предстает перед нами предприимчивым ловеласом, обладателем трех жен и целой плеядой ухажерок, бросающихся к нему на протяжении всего сериала. Хорнблауэру же, с огромным трудом, удалось вступить в брак к концу повествования. Во-вторых, Шарп, выходец из низших слоев общества, несмотря на свой офицерский чин, не заслуживает полного признания аристократии, а Хорнблауэр, сын врача, воспринимается как равный среди представителей военной элиты. Особенно ярко эта разница проявляется в применении наказаний: Шарпа подвергают порке, в то время как Хорнблауэр выдерживает суровое 36-часовое дежурство. В-третьих, опираясь на биографию прототипа, адмирала Кокрейна, автор ведет героя сквозь все флотские чины, вплоть до адмиральского звания и титула пэра, в то время как Шарпу, по стечению обстоятельств, удается лишь достичь звания заштатного майора, с огромным трудом дослужившись до полковника. В-четвертых, Шарп вырос в неблагополучном районе, выкованный в горниле агрессии и опасности, а армия лишь отточила его навыки смертоноса. Хорнблауэр же – человек мягкий и чуткий, неустанно стремящийся сохранить эти качества, несмотря на все тяготы службы, не допустить ожесточения сердца. В-пятых, у Шарпа есть своего рода Санчо Панса в лице сержанта Харпера, чья талантливая игра актера второго плана позволяет подчеркнуть наиболее резкие черты характера командира стрелков. Хорнблауэр же остается одиночкой, лишенным близких друзей. В шестом, заключительном пункте, следует отметить, что море и корабль – это своеобразная клаустрофобия, а скученность людей провоцирует массу конфликтов. У Шарпа же появляется простор на полях сражений в Испании и Франции, где враги оказываются незначительными и почти всегда предсказуемыми. В целом, сериал заслуживает высокую оценку, несмотря на то, что некоторые критики полагают, что он был создан до эпохи передовых спецэффектов. Однако, стоит отметить, что компьютерные эффекты уже применялись на протяжении десяти лет к моменту создания сериала, а кинематограф в целом существовал уже значительно большее количество времени. Тем не менее, сериал хорош отдельными эпизодами, своей драматической атмосферой замкнутого пространства, а не пафосом масштабных сражений. Он дарит зрителю глубокое погружение в эпоху, позволяя ощутить ее суровость и неоднозначность.
Пожалуй, нет более емкой и парадоксальной констатации, чем та, что открывает мое восприятие этого кинематографического произведения: "Я преклоняюсь перед Вами, Хорнблауэр, но испытываю презрение ко всему, что Вы воплощаете!". Этот фильм, безусловно, является триумфом кинематографического мастерства – захватывающее полотно, сотканное из интриги, динамики и безупречной передачи духа эпохи Наполеоновских войн. Актерский ансамбль создает поистине феноменальные образы. Каждый исполнитель, словно алхимик, преобразует роль, вдыхая в нее жизнь, пронизывая ее мельчайшими деталями – мимикой, жестами, интонациями, поведением. Визуальная составляющая, в свою очередь, поражает воображение. Натурные съемки, филигранно реализованные, демонстрируют величие и мощь эпохи – великолепные парусные корабли, грозные орудия, тщательно воссозданное снаряжение, грандиозные батальные сцены – всё это дышит подлинностью и правдоподобием. Я давно не испытывала подобного экстаза от просмотра приключенческого кино. Сравнение с фильмом "Капитан Блад" уместно лишь в общих чертах – здесь, в отличие от пиратских похождений, действие разворачивается преимущественно в северных широтах, в водах, принадлежащих Англии. Главный герой, Горацио Хорнблауэр, – офицер Королевского флота, а не вольный пират. Повествование начинается с его дебюта на судне – юный мичман, едва достигший семнадцати лет. С первых же дней его подстерегают тяготы службы – унижения, издевательства, и даже рождающиеся в отчаянии мысли о самоуничтожении. Благословенная удача сводит его с людьми, готовыми подставить плечо и стать верными товарищами. Впереди Горацио Хорнблауэра ждут головокружительные приключения, разворачивающиеся на Ямайке, у берегов Франции, где ему предстоит вступить в смертельные схватки с испанскими и французскими эскадрами. На его пути возникнут и неординарные личности: безумный капитан, ослепленный своим помешательством, ирландский повстанец, сражающийся на стороне Наполеона. Его сопровождает верная команда – офицеры и матросы, готовые разделить с ним все тяготы и опасности. В любых обстоятельствах, сквозь испытания и невзгоды, он остается верен себе – прежде всего, он человек, преданный своему отечеству, своей присяге, чести и долгу. Его отличают находчивость, смелость, ловкость, храбрость и благородство. Спустя века, в свете современных ценностей, можно критически оценивать политику Англии того времени, осмысливая ее вторжения во Францию под предлогом защиты аристократии. Однако необходимо помнить, что автор – англичанин, и для него превыше всего – мощь английского оружия. Именно поэтому моя рецензия открывается словами ненавистного врага главного героя – я признаю величие личности Хорнблауэра, но осуждаю империалистическую экспансию Англии по всему миру. Тем не менее, несмотря на эти противоречия, фильм по-настоящему превосходен. Настоятельно рекомендую к просмотру – вы не будете разочарованы!
Встреча с этим кинематографическим сокровищем стала для меня абсолютной неожиданностью – до нынешнего дня я не имела представления о существовании подобной жемчужины. Погружение в мир "Хорнблауэра" открывает перед зрителем галерею свежих, тогда ещё не признанных лиц, юных дарований, чья будущая слава, казалось, ждала своего часа. Игра Йоана Гриффита просто завораживает, и уже тогда, в этом раннем произведении, просматривается зерно таланта, которое впоследствии взрастит в нём образ супергероя – пусть и без лакированного костюма и всемирного признания. Он здесь – воплощение героизма, наделённый внушительной харизмой и благородством духа. Безусловно, картина, созданная более двух десятилетий назад, не может похвастаться технологичной графикой и изобилием цифровых эффектов, столь характерных для современных кинопроизведений. В ней нет зашифрованных отсылок и нарочитых "пасхалок", призванных завлечь вниманием молодой аудитории. Однако, этот факт, вопреки ожиданиям, ничуть не умаляет её ценности – напротив, она великолепна, поистине замечательна. На экране оживают масштабные корабли, воссозданные с филигранным мастерством, а работа художников-постановщиков и костюмеров вызывает неподдельное восхищение. Атмосфера эпохи передана с поразительной достоверностью, позволяя зрителю полностью погрузиться в атмосферу XIX века и ощутить дух времени. В отличие от современных многосерийных полотен, "Хорнблауэр" представляет собой череду самостоятельных, законченных картин, каждая из которых длится около полутора часов. Это придает повествованию особую целостность и глубину. И, пожалуй, самое главное – это игра актеров. В эпоху, когда визуальные эффекты зачастую затмевают собой человеческие эмоции, здесь, напротив, актеры имеют возможность полностью раскрыть свой талант, передать тончайшие оттенки чувств и переживаний. Мы видим не просто персонажей, а живых людей, со своими слабостями и достоинствами, их радостями и горестями. Если вы испытываете тягу к захватывающим приключениям, романтическим историям о мореплавании, воплощающим в себе высокие нравственные идеалы, и вам близка атмосфера викторианской эпохи, то "Хорнблауэр" – это именно то, что вам стоит увидеть. О сюжете и характерах героев уже многое было сказано, но я хочу лишь подчеркнуть, что высокая оценка, которую получил этот фильм, абсолютно заслужена, и потраченное на его просмотр время станет настоящим удовольствием.
Стремительно развитая сегодня индустрия кинематографических спецэффектов часто заслоняет собой нечто поистине ценное – мастерство актера, живущего своей ролью. Этот фильм, воплощенный в жизнь до расцвета компьютерной графики, служит ярчайшим тому подтверждением. В эпоху, когда выражение эмоций и глубина переживаний передавались лишь мимикой, жестами и тщательно выверенными фразами, актеры создавали поистине завораживающие образы, заставляя зрителя не просто наблюдать, а сопереживать и полностью соучаствовать в разворачивающихся событиях. Он относится к тому редкому созвездию кинематографических жемчужин, способных сломать хронологические рамки. Просмотр вызывает ощущение не просто пятилетнего возраста, а, скорее, переносит в отдаленные века, свидетелем которых мы становимся. Удивительно достоверно передан колорит эпохи, ее дух и нравы, запечатленные в каждой детали. Актерская игра – это, безусловно, визитная карточка этой картины. Подборка исполнителей, несомненно, гениальна. Диалоги, лаконичные и остроумные, обставлены с изяществом и не перегружены мелодраматическими излияниями. Зрителю предоставляется не только возможность развлечься, но и насладиться высоким уровнем мастерства. Каждая глава повествования представляет собой самостоятельную, законченную историю, по сути, это полноценное кинематографическое произведение. Особенно впечатляют батальные сцены, и сухопутные стычки, и морские сражения – они выполнены с поразительной реалистичностью и динамизмом, демонстрируя виртуозную работу режиссера и оператора. Сюжет, как и полагается, подробно и всесторонне изложен в рекламном описании. При необходимости можно лишь отметить, что романтическая линия представлена довольно сдержанно, что, к слову, вполне уместно, поскольку создатели фильма сумели уловить нечто большее, чем узкие рамки английских интересов и геополитических амбиций. В картине прослеживается более широкий взгляд на мир, на взаимосвязи между народами и культурами. Поэтому, если вы страстно увлекаетесь приключенческими историями, захватывающими морскими побоищами и, прежде всего, цените искреннюю, проникновенную игру актеров, то этот фильм – бесспорный фаворит и настоящая находка, обязательный для просмотра каждым ценителем настоящего искусства.