Описание
Рецензии

Сериал Хождение по мукам (2017)
Актеры:
Юлия Снигирь, Анна Чиповская, Павел Трубинер, Леонид Бичевин, Антон Шагин, Андрей Мерзликин, Светлана Ходченкова, Алексей Колган, Александр Яценко, Евгений Стычкин
Режисер:
Константин Худяков
Жанр:
драмы, исторические, отечественные
Страна:
Россия
Вышел:
2017
Добавлено:
11 серия из ??
(05.12.2017)
Рейтинг:


В гуще бурных исторических потрясений, сотрясавших Российскую империю в судьбоносном 1917 году, разворачивается повествование о сквозке интеллигентского общества. На арену истории, словно в эпицентре неистового вихря перемен, ступают две юные сестры Булавины, Екатерина и Дарья, чьи жизни переплетаются с драматическими событиями эпохи.
В эпоху, когда нацию раздирали гневные споры и кровавые столкновения, когда эхо взрывов заглушало шепот любви, Екатерина и Дарья, в расцвете юности, задумываются о создании семьи. Каждый из них уже ощутил трепетное влечение к достойному избраннику.
Одним из ухажеров является Телегин, талантливый инженер, чьи умения и знания востребованы на Балтийском заводе – сердце промышленной мощи империи. Другой – Рощин, отважный офицер, преданный долгу и своей стране, готовый в любой момент встать на защиту идеалов. Оба мужчины, воплощая в себе лучшие качества своего поколения, являются весьма привлекательными кандидатами на звание супруга.
Однако время диктует свои неумолимые условия. Громадные потрясения, охватившие мир – глобальная война, политическая нестабильность, разгорающаяся революция – отвлекают от тихих радостей личной жизни. Горестные события словно разрывают полотно их планов, подталкивая к непредсказуемым последствиям. Судьбы молодых людей, некогда связанные надеждами на совместное будущее, начинают расходиться, подобно рекам, устремленным в разные стороны.
Несмотря на разлуку и турбулентность исторического времени, в сердцах Екатерины и Дарьи, а также их избранников, теплится крошечная, но стойкая вера: вера в то, что ничто не может навсегда уничтожить нить, соединяющую родственные души, и что, несмотря на все преграды, в конце концов пути их вновь пересекутся, возможно, в совершенно ином, но не менее прекрасном мире.
## Размышления о "Хождении по мукам": между классикой и современностью
Недавнее пробуждение не позволило мне погрузиться в сон, и я решила поделиться своими впечатлениями о сериале "Хождение по мукам". Название, безусловно, интригует, предвещая нечто драматичное и захватывающее, и в этом отношении оно полностью соответствует содержанию. Эта экранизация, увидевшая свет в 2017 году, лишь пару недель назад начала транслироваться на канале "НТВ", и, признаюсь, мое знакомство с ней было скорее случайным. Не могу сказать, что я была в ожидании этого проекта, ведь "НТВ" не является для меня основным источником развлечений, однако спонтанное попадание на начало сериала заставило меня пересмотреть свои привычки.
Считаю, что это достойное произведение, заслуживающее большей поддержки. К сожалению, резонанс, вызванный сериалом, в основном негативный, что кажется мне несправедливым. Безусловно, есть нюансы, моменты, требующие более пристального рассмотрения, но в целом, это экранизация обладает значительным потенциалом и заслуживает внимания.
Безусловно, нельзя игнорировать тот факт, что авторская трактовка классического произведения Алексея Толстого вызвала волну критики. Некоторые зрители, похоже, ожидали буквального воспроизведения сюжета и характеров, однако авторы сознательно отошли от этого подхода, стремясь адаптировать произведение для современного зрителя. Мне представляется, что это был рискованный, но вполне оправданный шаг. Экранизация не должна быть скопированным текстом, она должна быть самостоятельным художественным высказыванием.
Особую ценность придает то, что авторы не побоялись переосмыслить образ Дарьи Булавиной. Да, она не столь целомудренна и наивна, как в оригинальном романе, но в этом и заключается ее современность. Ее образы, ее переживания – они резонируют с сегодняшним днем, делают ее более близкой и понятной зрителю. Конечно, я уважаю классическое произведение и понимаю, почему некоторые поклонники оригинала могут быть разочарованы, но я убеждена, что подобная адаптация позволяет привлечь новую аудиторию к великой русской литературе.
Не могу не отметить и выдающуюся актерскую работу. В частности, исполнение роли Екатерины Булавиной Юлией Снигирь вызвало у меня противоречивые чувства. Нельзя не согласиться, что ее трактовка персонажа получилась несколько гипертрофированной, даже карикатурной. Мне пришлось перечитать роман, чтобы убедиться, насколько я ошибалась, представляя Екатерину менее эксцентричной. Возможно, авторы действительно стремились осовременить ее образ, но, на мой взгляд, им следовало проявить больше сдержанности. Тем не менее, нельзя отрицать, что игра Юлии Снигирь, даже с ее излишней эмоциональностью, добавила динамики и привлекательности сериалу.
Алексей Красильников, воплощенный Александром Яценко, – пожалуй, самый достоверный и убедительный персонаж. Его игра действительно выше всяких похвал, и он, безусловно, достоин самых высоких оценок. Он сумел передать всю сложность и противоречивость своего героя, его внутреннюю борьбу и его стремление к справедливости. Его успех – это заслуга не только его таланта, но и опыта, который он приобрел, совмещая работу в театре и кино. Театральный опыт дает актеру особую школу выразительности и помогает ему создавать более глубокие и многогранные образы.
Сюжет, безусловно, переработан, но в этом и заключается искусство экранизации. Авторы не стремились воспроизвести роман дословно, они хотели создать нечто новое, нечто, что могло бы заинтересовать современного зрителя. Они добавили новые линии, новые сюжетные повороты, которые не были представлены в оригинальном произведении. Они дали больше внимания второстепенным персонажам, раскрыли их мотивы и их взаимоотношения.
Безусловно, сериал вызывает бурные обсуждения, причем, преимущественно негативные. Мне кажется, это несправедливо, поскольку это, на мой взгляд, очень даже содержательное и интересное произведение. Я искренне надеюсь, что подобные экранизации будут и дальше появляться, предлагая новый взгляд на классические произведения.
Полагаю, что сериал "Хождение по мукам" – отличная возможность познакомиться с русской литературой в современной интерпретации. Он не должен восприниматься как замена оригиналу, но как трамплин, который может подтолкнуть зрителя к знакомству с классическим произведением. Я настоятельно рекомендую к просмотру, ведь это захватывающий и весьма достойный проект, который, уверен, не оставит вас равнодушным. Приятного просмотра и новых открытий!
## Отзвуки мучений: Размышления о неудачной экранизации романа Толстого
Недавний показ на телеканале НТВ экранизации "Ходений по мукам" Алексея Толстого вызвал во мне глубокое сожаление и, признаюсь, немалое разочарование. Повесть, знакомая многим из нас по школьной программе, являет собой уникальный исторический документ и захватывающее повествование, но, к моему глубочайшему сожалению, попытка перенести ее на экран обернулась, на мой взгляд, вопиющей неудачей. Рекламная кампания, обещавшая зрителям грандиозное и захватывающее зрелище, лишь усилила последующее чувство обманутых ожиданий.
Безусловно, роман Толстого уже не раз пытались воплотить в жизнь, но версия Константина Худякова, казалось, должна была превзойти предшественницы, вооружившись современными технологиями и возможностями кинематографа. Я грезила о масштабных декорациях, точной передаче эпохи, о ярких, запоминающихся образах. Выбор актеров, поначалу казавшийся многообещающим, породил лишь новые надежды на виртуозную игру и убедительную передачу характеров. Однако, как вскоре стало ясно, все эти ожидания разбились о неприглядную реальность – перед нами предстал продукт, лишенный вкуса, глубины и искренней художественной ценности.
Сюжет романа, повествующий о судьбе российской интеллигенции в эпоху потрясений, являет собой целую эпоху, пропитанную духом времени, трагедией и надеждами. Современные создатели, увы, не только не сумели передать эту атмосферу, но и безжалостно уничтожили ее, лишив повествование всякой значимости. Кажется, что сценаристы и режиссер не удосужились даже поверхностного ознакомления с первоисточником, ибо перед нами – хаотичный набор сцен, лишенных логической связи и эмоциональной глубины.
Зритель, не знакомый с романом, вероятно, испытает неподдельный ступор, пытаясь разобраться в хитросплетениях сюжета и мотивации персонажей. Даже поклонники Толстого, знающие текст наизусть, не смогут не заметить, насколько грубо и безвкусно извращено первоначальное видение автора. Вместо живого, пульсирующего повествования, мы наблюдаем череду бессвязных эпизодов, лишенных всякой эмоциональной окраски. События проносятся мимо зрителя с головокружительной скоростью, не оставляя времени на осмысление и переживание. Персонажи, лишенные индивидуальности и глубины, существуют в вакууме, не вызывая ни сочувствия, ни понимания.
Невозможно не отметить, что актеры, как калейдоскоп, не гармонируют друг с другом, порождая ощущения диссонанса. Яркий пример — персонаж Чиповской, сыгранный бездушно и монотонно, лишенный какой-либо эмоциональной экспрессии. В то же время, Юлия Снигирь, исполнившая роль Кати, не смогла передать тонкость и утонченность героини, создавая на экране истеричную и неправдоподобную фигуру.
Отдельно стоит отметить диалоги, звучащие неестественно и лишенными исторического контекста. Они не передают языка и манеры общения представителей российской интеллигенции того времени, создавая ощущение полной оторванности от эпохи.
Трудно поверить, что создатели фильма не прибегали к помощи историков и экспертов, способных направить их в нужное русло. Является ли это результатом финансовых соображений? Отсутствия творческой ответственности? Или же просто непрофессионализмом? Вопрос остается открытым.
Итог таков: вместо долгожданного шедевра кинематографа мы получили поверхностный, бездушный продукт, который не только не передает дух времени, но и оскорбляет память о великом писателе и его выдающемся романе. Подобное «произведение» вызывает не гнев, а глубокую печаль и разочарование в нынешнем состоянии отечественного кинематографа. Надеюсь, будущие экранизации великих русских классиков будут осуществляться с большим уважением к первоисточнику и с настоящей любовью к искусству.
## Размышления о новой интерпретации "Войны и мира"
После просмотра этой последней экранизации романа Толстого я испытала некоторое замешательство, словно попала в чужой, искаженный мир. Да, перед нами знакомая всем история, знакомые герои, но целостное понимание ускользало, словно дым. Я не уловила ни той глубокой эмоциональности, ни патриотического духа, которые пронизывают оригинальное произведение. Словно пазл сложился неверно – картина получилась неправдоподобной и лишенной смысла.
Первое, что я предприняла, – постаралась отбросить привычные образы, не сравнивать с предыдущими адаптациями и, конечно, с самим романом. Ведь в них, в тех честных попытках, мы чувствовали дыхание эпохи, прочувствовали душевные метания героев, осознали их столкновение с собственными убеждениями. Толстой мастерски показал, как рушится привычный уклад, как меняются представления о жизни, когда старый мир уходит безвозвратно. Этот период переходов, революционных порывов, кровавой гражданской войны, изменил судьбы Кати и Даши, а также Рощина и Телегина. В книге мы погружаемся в глубину их переживаний, видим внутренний мир, полный терзаний и противоречий.
Именно этот внутренний мир, эта переоценка ценностей, становится краеугольным камнем понимания романа. Рощин, например, прошел долгий и опасный путь, словно блуждая в поисках истины. От Ледяного похода с Корниловым до службы в армии Деникина, затем под началом батьки Махно – каждое испытание приближало его к осознанию истинного смысла Родины, долга перед народом. Все экранизации, которые я видела, стремились передать эту эволюцию, это пробуждение души.
Я не ожидала от этого сериала прославления патриотических чувств, демонстрации любви к родине. Но я ожидала, что увижу хоть искру, хоть проблеск той силы духа, которая двигала героями Толстого. Вместо этого я столкнулась с калейдоскопом бессмысленных событий, странных любовных интриг и вульгарных сцен, отталкивающих от самого романа.
В сценарии, безусловно, заметно увлечение, возможно, даже излишняя самонадеянность Елены Райской. Я ценю её талант, знаю, что она способна создавать достойные произведения. Но на этот раз её видение, кажется, перешло грань дозволенного. Сюжетные линии Даши и Телегина, Кати и Рощина, выглядят чуждоми и далеки от первоисточника.
Особое разочарование вызвали изменения в изображении отношений Лизы Расторгуевой и Аркадия Жадова, а также судьба поэта Бессонова. Если бы я не была знакома с романом, я бы совершенно не смогла понять, что происходит на экране, какие чувства движут этими персонажами. Любовь представлена как нечто пошлое и поверхностное, лишенное глубины и искренности.
Видно, что создатели хотели заострить внимание на второстепенных деталях, таких как бандитские налеты. Савинков, как главный криминальный авторитет, словно пытается захватить весь бизнес. Бессонов, в свою очередь, становится объектом издевательств, и его судьба тянется неимоверно долго. Дальского, похоже, превратили в обычного преступника, чтобы Дюжев мог чувствовать себя комфортно в своей роли.
Начальные серии, однако, были полны динамики и увлекательности. Меня захватило изображение Октябрьской революции, бегство из плена и страдания сестер, растерянных и потерянных в этом хаосе. Но затем все пошло на спад. Хорошие, важные эпизоды были вырезаны и заменены на бессмысленный текст, шаблонных персонажей и совершенно ненужные действия.
Я понимаю, что есть зрители, не знакомые с романом, и для них происходящее может показаться странным и непонятным. Но то, как представлена история, настолько безжалостна и вульгарна, что она попрала бы и самую легкую классику. Зачем показывать солдат и матросов, лишенных всякого уважения, потакающих своим низменным инстинктам? Понятно, что революция была вызвана протестом против несправедливости, желанием изменить мир. Но зачем представлять ее как бессмысленный хаос, лишенный всякой человечности?
Вместо эпического полотна, охватывающего целую эпоху, мы видим лишь череду забавных и нелепых ситуаций. Патриотизма, очевидно, здесь нет и в помине. Некоторые персонажи, такие как батька Махно и Бессонов, вызывают скорее смех, чем сочувствие.
Финальные титры, в которых сценаристка позволила себе высказывать свое отношение к роману и к автору, стали последней каплей. С чего ей, не сумевшей написать достойный сценарий по великолепному роману, решила, что ей позволено судить о творчестве гения? Это бестактно, невоспитанно и просто нелепо.
Несомненно, актерский состав силен и опытен. Но даже им не удалось спасти эту картину. Они не смогли прочувствовать атмосферу, понять, кого играют. В романе мы видим настоящую трагедию, беду для русского народа, брата, пошедшего против брата из-за политических убеждений. Для этого необходимо понимать и чувствовать. К сожалению, актеры не смогли справиться с этой задачей.
Подводя итог, могу сказать, что я, возможно, была предвзята, сравнивая с романом и предыдущими экранизациями. Вроде бы это дорогостоящий проект, но он не смог передать суть истории и эмоциональный аспект. В результате получился слабый и бесчувственный сериал, который не приносит никакой пользы.
Спасибо за внимание и время, уделенное моему отзыву.
Рекомендуем к просмотру