Описание
Рецензии

Сериал Хозяйка детского дома
Актеры:
Наталья Гундарева, Любовь Соколова, Владимир Шевельков, Екатерина Дронова, Людмила Полякова, Елена Фетисенко, Ярослав Есиновский, Анна Исайкина, Константин Григорьев, Валерий Баринов, Наталья Рудная, Владимир Заманский, Светлана Садковская, Александр Хотченков, Любовь Омельченко, Алла Котельникова, Евгений Быкадоров, Виктория Духина, Лев Борисов, Галина Морачева, Ира Кособуцкая
Режисер:
Валерий Кремнев
Жанр:
драмы, мелодрамы, отечественные
Страна:
СССР
Вышел:
1983
Добавлено:
сериал полностью из 2
(30.08.2018)
Рейтинг:


В стенах этого приюта для детей, словно затерянный островок стабильности в бушующем океане судьбы, возглавляет Александра Ивановна Ванеева. Мало кто из сотрудников и воспитанников осведомлен о том, что сама она, некогда юная, была приюченной этой благородной обителью. Пережив лишения и обретя здесь тепло и поддержку, Александра Ивановна созрела для решения, которое определило ее дальнейшее существование: она решила посвятить себя заботе о тех, кто оказался в трудной жизненной ситуации, став маяком надежды для брошенных и беззащитных детей.
Среди множества юных сердец, нуждающихся в ее материнской заботе, выделяется один – мальчик по имени Сергей. Между ними возникла не просто привязанность, а глубокая, почти безграничная симпатия, словно судьба сплела их жизни воедино. Александра Ивановна, не раздумывая, приняла его под свою опеку, вложив в его воспитание всю свою любовь, мудрость и преданность. Она взрастила в нем человека, научила ценить доброту и верность, и стала для него больше, чем просто воспитательница – она стала его матерью, его опорой, его надежным тылом.
На горизонте радостных перспектив, когда Сережа готовился к женитьбе, разразилась буря. Внезапно из мрака прошлого появилась женщина, представляющаяся настоящей матерью Сергея. Ее претензии звучали гневным эхом, уверяя, что ее сын принадлежит лишь ей, что все предыдущие годы были лишь кратковременной ошибкой. Однако Сергей, зрелый мужчина, сформировавшийся под чутким руководством Александры Ивановны, не желал расставаться с той женщиной, которая заменила ему кровную мать, которая дала ему шанс на счастливое будущее, которая открыла перед ним дорогу в большую, взрослую жизнь. Он всеми силами стремился избежать встречи с биологической матерью, запутавшись в паутине чувств и преданностей, раздираемый противоречивыми обязательствами. Его решение, казалось, было нерушимо – он не готов отказаться от женщины, подарившей ему родительскую любовь, даже перед лицом собственных корней.
## Размышления о воспитании и самопожертвовании: взгляд сквозь призму кино
Поднимаемая картина затрагивает вопрос, глубоко укоренившийся в нашей национальной идентичности, а также представляющий собой общечеловеческую проблему. Он касается не только педагогической практики, но и затрагивает суть воспитания детей, лишенных семейной теплоты, тех, кто растет в стенах приютов. Первое впечатление от фильма – скромная сцена: сотни глаз, обращенных к миске манной каши. Один из воспитанников отказывается от нее, и возникает небольшая перепалка между директором и кухаркой, которая должна приготовить для него что-то другое. На первый взгляд, это проявление заботы и внимания к индивидуальным потребностям ребенка. Однако за этой внешней добродетелью скрывается более сложная проблема, порождающая цепочку негативных последствий.
Намерения создателей фильма понятны: показать детский дом как подобие семьи, где о каждом заботятся. Однако подобная стратегия рискует превратиться в манипуляцию, стимулирующую капризное поведение. Почему ребенок должен диктовать свои кулинарные предпочтения? Что дальше: индивидуальное меню для каждого воспитанника, учитывающее его самые прихотливые вкусы? Подобный подход подрывает принцип равенства, краеугольный камень системы воспитания, и создает иллюзию удовлетворения потребностей, которая, по сути, оказывается обманом.
Именно здесь проявляется принципиальная ошибка педагогической стратегии Александры Ивановны Ванеевой, воплощенная Натальей Гундаревой. Ее представления о справедливости и заботе о детях, на первый взгляд благородные, на самом деле оказываются искаженными. Прошло десять лет, прежде чем она решилась принять мальчика из детдома в свой дом, мотивируя это тем, что дети могут не понять, почему они менее достойны внимания. Слова «лучше» и «хуже», «одинаково» и «неодинаково» стали для них инструментом формирования ложных представлений о себе и окружающем мире. Они учат детей, что за неудачи и ограничения всегда последует награда, что любое усилие будет вознаграждено, что индивидуальные потребности всегда должны превалировать над общими правилами. Это противоречит самой сути воспитания, которое должно учить детей ценить усилия других, радоваться чужим успехам и преодолевать трудности вместе.
Складывается ощущение, что Александра Ивановна, будучи преданной своей профессии, жертвует личным счастьем ради благородной цели. Но эта жертва не приносит пользы ни ей самой, ни ее подопечным. Она зациклена на поддержании видимости идеального мира, где все равны и счастливы, игнорируя реальные потребности и эмоции детей.
Профессиональное призвание, кажется, стало для нее своего рода щитом, укрывающим от одиночества и личных переживаний. Но подобные убеждения зачастую являются результатом глубоко укоренившихся предрассудков, подпитываемых страхом быть отвергнутой и не понятой. Подобная логика находит отражение и в ее личных отношениях, где она отдает приоритет карьере над созданием семьи и обретением личного счастья.
Снова на сцену выходит Мария Тимофеевна, оказывающая огромное влияние на формирование мировоззрения Александры Ивановны. Быть одиноким становится своего рода самонадеянностью, оправдываемой убеждением, что никто не сможет сделать все так же хорошо, как она сама. Это эгоизм, заблуждение, неумение делегировать полномочия и признавать зависимость от других. Ведь нет незаменимых людей, и каждый из нас нуждается в поддержке и помощи. Вспоминается трогательная история, рассказанная преподавательницей: уходящая на пенсию сотрудница получила в подарок керамические тарелки, которые она восприняла как признание ее формальной значимости.
В заключение хочется подчеркнуть, что картина затрагивает важнейшие вопросы, побуждающие к глубоким размышлениям о роли воспитания, самопожертвования и личного счастья. Прекрасная работа Натальи Гундаревой, а также великолепные образы Любови Соколовой и Владимира Шевелева, позволяют зрителю почувствовать трагизм ситуации и переосмыслить собственные ценности. Фильм напоминает нам о том, что важно не только быть хорошим воспитателем, но и прежде всего – счастливым человеком, способным дарить радость и вдохновение своим близким. А значит, не стоит бояться быть собой, любить и быть любимым.
Рекомендуем к просмотру