Описание
Рецензии

Сериал И была война

Актеры:
Анна Ковальчук, Алексей Панин, Алексей Булдаков, Анатолий Кузнецов, Борис Клюев, Анатолий Котенёв, Виктор Проскурин, Сергей Рубеко, Наталья Худякова, Михаил Дорожкин
Режисер:
Алексей Феоктистов
Жанр:
отечественные, исторические
Страна:
Россия
Вышел:
2009
Добавлено:
сериал полностью из 3 (05.05.2012)
Рейтинг:
4.18
На заре Великой Отечественной, в те сумбурные и смутные дни, когда страх и надежда сплетались в неразрывный клубок, разворачивается эта повесть. Еще не осознавалось масштабы грядущей катастрофы, никто не мог предвидеть затяжной и мучительной войны, что предстоит нашей земле. Мир, хрупкий и безмятежный, рухнул в одночасье, обрушившись на головы людей, словно лавина. В эпицентре этой бури оказываются два юноши, поставленные перед необходимостью принять судьбоносные решения. Военные известия обрушились на них, подобно молнии, не оставив времени на долгие раздумья и обдумывания. С дрожащими руками они прощаются с любимыми, с той беззаботной и размеренной жизнью, которая казалась им навсегда. Смахнув слезы, они облачаются в военную форму и погружаются в сокровенные размышления, каждый в своей голове, анализируя свой выбор в этот трагический и переломный момент для страны. Первый из них – воплощение патриотизма, убежденный комсомолец и активный участник общественной жизни, воспринимает защиту родной земли как священный долг, как незыблемый принцип, которому он готов отдать все, даже самое дорогое – собственную жизнь. Он, не раздумывая, записывается в ряды добровольного ополчения и с непоколебимой решимостью отправляется на передовую, готовый встретить врага лицом к лицу. Второй же, напротив, терзается глубокими сомнениями и внутренними противоречиями. Возраст формально позволяет ему вступить в действующую армию, однако морально он не подготовлен к таким испытаниям. Страх смерти, нежелание отнимать чужую жизнь, эти чувства сковывают его, не позволяют действовать открыто и решительно. Но обстоятельства диктуют свои условия. Его направляют на ускоренные курсы военной подготовки, а затем – без права выбора – бросают в жерло войны. И только там, в горниле битвы, время и опыт расставят все по своим местам, откроют истинную сущность каждого, и каждый из них выберет свой путь, свой собственный, неповторимый маршрут сквозь бурю. Их судьбы, словно два параллельных потока, понесут свои воды к неизведанному будущему, сплетаясь и расходясь в вихре исторических событий.
## Воспоминания о войне: разочарование и потерянный потенциал Спешу поделиться своими впечатлениями от недавнего просмотра военной драмы «И была война», спродюсированной под эгидой Алексея Феоктистова, с которым впоследствии и столкнулся ряд серьезных, крайне болезненных вопросов. В основу картины, ставшей экранизацией романа Ивана Акулова «Крещение», легло трагическое лето 1941 года, когда два юных деревенских парня оказались в эпицентре надвигающейся войны. Очередной сюжет, казалось бы, пропитанный романтикой героического подвига, но, к моему глубокому сожалению, воплощенный на экране с непростительной бездарностью. Картина, получившая столь помпезное название, не смогла вызвать у меня ничего, кроме горького разочарования. Возникает естественный вопрос: что же вдохновило господина режиссера на создание столь... беспомощной интерпретации исторической трагедии? Неужели он не осознает, что среди нас живут ветераны войны, чьи переживания и подвиги заслуживают большего уважения, чем эта жалкая пародия на военную драму? Возникает желание впасть в самоизоляцию и смиренно переждать стыд, который оставляет после себя подобное произведение. Вопрос о возрасте режиссера не является простым нападком, но искреннее желание понять, как человек, не принадлежащий к поколению, лично пережившему войну, мог допустить подобный результат. Неужели он не чувствует ответственности перед прошлым, перед памятью тех, кто отдал свои жизни за Родину? С составом актерского ансамбля возникла отдельная проблема. Анатолию Котенёву, исполнявшему роль воевавшего героя, можно было бы поверить, не в пример немолодому, но выглядящему весьма достойно. Однако, на съемочной площадке оказался и 79-летний Анатолий Кузнецов! Его присутствие, хотя и символично, никак не вязалось с образом бойца, находящегося на передовой. Актерский труд в целом оставляет впечатление демонстративной отработки гонорара. Пожалуй, искренность проглядывает лишь в исполнении главного героя, не обремененного звездным статусом. Картина страдает от поразительной нехватке визуального наполнения: отсутствует массовка, нет изображения даже взвода, и тем более, полка или батальона. Немцы, говорящие по-немецки с излишне славянским акцентом, картонные танки, игрушечные гранаты, мотоцикл, напоминающий несуразный гибрид – все это лишь подчеркивает ничтожность бюджета, потраченного на создание реалистичной военной атмосферы. Отдельно стоит отметить, что единственным лучиком света во всей этой тьме стал товарищ Сухов в исполнении Анатолия Кузнецова. Несомненно, актеры, соглашаясь на участие в проекте, не могли предвидеть окончательный результат. Заманить их сценарий, основанный на романе, безусловно, мог быть заманчив. Однако, если бы они заранее осознали масштаб творческой катастрофы, возможно, они бы отказались от участия в этом предприятии, спасая свою профессиональную репутацию. Казалось бы, плохие фильмы снимались и раньше, и все были осведомлены о том, что ждет их впереди. Но даже осознавая это, никто не ожидал, что картина превратится в столь жалкое зрелище. К сожалению, даже почувствовав, что что-то идет не так, отказ от проекта был невозможен из-за заключенных контрактов и обязательств. Диалоги звучат натянуто, напоминают неискреннюю театральность передач типа "Час Суда" или шоу "Дом-2". Особенно обидно, что фильм был выпущен к 65-летию Победы, что придает его ошибкам и упущениям еще больший вес. К сожалению, как это часто бывает, экономия коснулась и консультантов: * Начальник станции, гордо демонстрирующий петлицы майора-танкиста, сам себя называет капитаном, что является грубейшим нарушением воинской иерархии; * Комполк Булдаков, принимая самовольное решение об отступлении, игнорирует приказ, ставя под угрозу личный состав; * Обращение комполка к "товарищам офицерам, красноармейцам…" звучит нелепо, учитывая, что термин "офицер" в РККА в 1941 году был не уместен; * Акцент в немецкой речи, граничащий с комичностью, вызывает больше вопросов, чем ответов. Наконец, молодые актеры, будучи детьми XXI века, не смогли передать дух времени, создавая ощущение оторванности от происходящего. Видимо, деньги были потрачены на более именитых коллег, оставив творческую группу без должного финансирования. Если бы картина получила надлежащую поддержку, возможно, из нее получился бы достойный фильм. К сожалению, данное произведение лишь опозорило память о войне. В спешке могу посоветовать, не тратьте время, это настоящая творческая катастрофа.
Случаются в кинематографической сфере эпизоды, когда коммерческие амбиции затмевают художественную ценность, и на свет появляются развлекательные продукты, ориентированные исключительно на получение быстрой прибыли. Эти проекты, зачастую, представляют собой не более чем схематичные, предсказуемые боевики, предназначенные для мимолетного, поверхностного потребления, не оставляющие после себя глубокого впечатления. И, безусловно, большинство зрителей реагируют на них с неизбежной безразличностью, поскольку подобные развлечения можно отыскать повсеместно. Однако особую досаду вызывает, когда подобная тенденция проникает в исторические сериалы, особенно в те, что повествуют о трагических событиях Великой Отечественной войны. Здесь уже речь идет не просто о развлечении – это память, это уважение к подвигу, к жертвам. И когда создатели столь серьезных исторических полотен подходят к работе с излишней легкомысленностью, пренебрегая необходимой глубиной и психологической достоверностью, это не просто разочаровывает – это вызывает острое чувство горечи. Нельзя назвать такую работу настоящим искусством. Она лишена той самой искры, того неповторимого очарования, которое способно увлечь, заставить сопереживать и восхищаться мастерством создателей и актерской игрой. Вместо этого зритель ощущает себя обманутым, ему подсунули очередную безликую, шаблонную продукцию. Проект грешит откровенным примитивизмом, который пронизывает абсолютно все его аспекты: от зачаточного, невнятного сценария до картонных, плоских персонажей, от декораций, лишенных исторической аутентичности, до диалогов, состоящих из банальных штампов. Стремление к эффектности и скорости подавляет любые попытки углубиться в психологию героев, понять мотивы их поступков. Такая работа абсолютно не вовлекает, не вызывает желания досмотреть ее до конца. Актерская игра, увы, оставляет крайне негативное впечатление, создавая ощущение, что исполнители лишь отбывают свой трудовой долг, мечтая лишь о скорейшем окончании смены. В заключение хочется констатировать, что проект выполнен крайне небрежно и, к сожалению, не представляет собой ценности для зрителя. Настоятельно рекомендую воздержаться от просмотра, поскольку он не доставит ни удовольствия, ни глубоких переживаний. Это, откровенно говоря, весьма печальное зрелище.
В первые же эпизоды ощутилось, что нам подсунули нечто, скрывающееся за туманной завесой обещаний. Этот проект, повествующий о войне, стартовал с настолько потрясающего, доводящего до оцепенения момента, что вокализация эмоций казалась невозможной. Игра актеров вызывала недоумение и явное разочарование, демонстрируя отвратительную некомпетентность в исполнении своих ролей. Ничего радующего глаз не наблюдалось и в технических аспектах кинематографии – операторская работа, монтаж, звуковое оформление – все оставляло желать лучшего. Откровенно посредственная, безжизненная игра актеров бросалась в глаза, не требуя никакого специального анализа. Создатели, по всей видимости, пренебрегли всеми принципами искусства и профессиональной этики, решив нажиться на первоначальном ажиотаже зрительского интереса. Результатом стало невыносимо унылое и совершенно бездарное зрелище. Не подобрать более точного эпитета для описания увиденного. Безудержное игнорирование исторической достоверности, вопиющая неграмотность в вопросах эпохи – все это безобразие отчетливо прослеживается как в репликах персонажей, так и в самой канве повествования. Просто печально осознавать, что перед нами творение, выполненное, вероятно, в духе голливудского прагматизма. В нем русская армия предстает карикатурными персонажами, словно выдернутыми из боевиков уровня "Рэмбо-3", где историческая правдоподобность приносится в жертву погоне за зрелищностью и легкой славой. Признаться, я никогда не склонялся к написанию негативных обзоров, но этот сериал вызвал во мне такую бурю негодования, что рука сама собой потянулась к клавиатуре. Вот оно, моя оценка – однажды полученная звезда из максимально возможной десятибальной шкалы, и это, пожалуй, слишком щедро.