Описание
Рецензии

Сериал И это все о нем

Актеры:
Евгений Леонов, Игорь Костолевский, Леонид Марков, Эммануил Виторган, Лариса Удовиченко, Владимир Носик, Алексей Панькин, Виктор Проскурин, Александр Кавалеров, Любовь Полехина
Режисер:
Игорь Шатров
Жанр:
драмы, отечественные
Страна:
СССР
Вышел:
1977
Добавлено:
сериал полностью из 6 (23.09.2013)
Рейтинг:
7.42
6.80
В необъятных просторах Сибири, где вековые леса хранят безмолвные тайны, разворачивается сложная и запутанная история. В поле зрения следователя Прохорова появляется чрезвычайно интригующее расследование – трагическая кончина молодого рабочего, Евгения Столетова, трудившегося на лесозаготовительной базе. Первоначальные выводы склонялись к версии о самоубийстве, однако, углубляясь в детали этого печального происшествия, Прохоров начинает пересматривать свою точку зрения. Ощущение необъяснимой нестыковки, ощущение, что в этой истории что-то упущено, все сильнее терзало его сознание – жертва была человеком сложным, не склонным к покорности, «неудобным» с точки зрения определенных сил. Смерть Столетова вызвала настоящий переполох среди обитателей провинциального поселка. Евгений был фигурой заметной, неординарной, выделявшейся на фоне однообразной рутины жизни. Его неповторимый характер, его жизнелюбие и дерзкие мечты вызывали как восхищение, так и нескрываемое неприятие. Теперь, словно погружаясь в зыбкий туман прошлого, следователь вынужден воссоздать последние месяцы жизни погибшего, реконструировать его взаимоотношения с окружающими, прослеживать все его шаги. Ему предстоит не просто распутать клубок противоречий, но и вжиться в роль Жени Столетова, ощутить на себе тяготы его быта, понять мотивы его поступков, чтобы, наконец, соединить разрозненные фрагменты правды в единую, целостную картину. Впереди Прохорова ждет кропотливая работа, требующая не только дедукции и логики, но и глубокого понимания человеческой души.
После проникновенного прочтения романа Виля Липатова «И это всё о нём», найденного на дачном уголке, моя мать поведала мне о существовании кинематографической адаптации, в которой блистают выдающиеся актеры, вызывающие у меня глубокое уважение и симпатию: Евгений Леонов, Лариса Удовиченко, Игорь Костолевский, Леонид Марков, Людмила Чурсина, Эммануил Виторган. С неохотой признаюсь, что я с восторгом погрузилась в просмотр шестисерийного советского художественного полотна – своеобразного "деревенского детектива", рисующего мозаику жизни молодежи семидесятых годов. Действие разворачивается в одном из отдаленных сибирских поселков, где над умиротворенной жизнью внезапно опускается тень трагедии. При весьма загадочных обстоятельствах погибает молодой человек – Евгений Столетов, талантливо воплощенный на экране Игорем Костолевским. Его смерть, согласно официальной версии, является результатом падения с движущейся на высокой скорости железнодорожной платформы. Однако, вопрос остается открытым: был ли это преднамеренный акт, самоубийство или несчастный случай? Местные жители не склонны верить в версию о случайности, они подозревают в произошедшем руку Аркадия Заварзина, недавно освободившегося из мест лишения свободы. Общество гудит, обсуждая случившееся, ведь Столетов был заметной фигурой в поселке, занимая ответственную должность секретаря первичной комсомольской организации. Он отличался прямотой и бескомпромиссностью, не уклоняясь от острых вопросов, и не боялся подвергать сомнению устоявшиеся порядки. Столетов дерзнул оспорить методы работы мастера лесозаготовителей Гасилова, указав на несоответствие между документальной выработкой на человека и реальными усилиями лесорубов. Он заметил, что, согласно официальным отчетам, план выполнения задач был значительно завышен, в то время как рабочие трудились в неторопливом, расслабленном темпе, избегая чрезмерных физических нагрузок. Столетов имел основания полагать, что бригадир замешан в нечистых на руку сделках, однако, несмотря на глубокие подозрения, вещественных доказательств найти не удавалось. Не терпящие несправедливости комсомольцы решили вывести бригадира на чистую воду, и Столетов возглавил эту инициативу. Они разработали дерзкий план: вместо обычной забастовки, они решили перевыполнить план на триста процентов, демонстрируя, что установленные нормы искусственно занижены. Но и личная драма Столетова усложняла ситуацию – он был влюблен в дочь Гасилова, Людмилу, и мастер категорически запретил им встречаться. В расследовании обстоятельств гибели Евгения Столетова принимает участие следователь Прохоров, обладающий острым умом и наблюдательностью, своеобразный советский Пуаро. Он завоевал расположение окружающих своим доброжелательным и тактичным подходом. Именно следователь разгадывает истинную сущность Столетова: хорошего, честного, мудрого человека, ярого борца за справедливость. Как это часто бывает, такие люди вызывают неприятие у тех, кто преследует корыстные цели… Фильм, несмотря на драматизм событий, оставляет легкое и приятное впечатление. Он увлекает своей атмосферой, захватывает дух благодаря великолепной музыке Евгения Крылатова. Актерская игра достойна высшей похвалы, что вполне объяснимо, учитывая звездный состав. Особенно ценно было для меня возможность прикоснуться к эпохе, которую я не застала, познакомиться с жизнью молодежи семидесятых годов, столь отличной от мира, который я знаю. Это было путешествие во времени, открывшее мне новые грани советской действительности.
«И это всё о нём» – это кинематографическая сага, сотканная в жанре детективной драмы, открывающая завесу над трагическим событием, развернувшимся в глухом, затерянном среди сибирских просторов поселке. В центре повествования – гибель молодого Евгения Столетова, расследование которой становится делом всей жизни для опытного следователя Прохорова. Шестисерийный формат позволяет режиссеру тщательно выстраивать хронологию событий, погружая зрителя в атмосферу непростого, дотошного поиска истины, где каждая мелочь, каждый нюанс имеет значение. И хотя этот темп, эта обстоятельность, возможно, для некоторых зрителей покажутся несколько затянутыми, гранича с некоторой монотонностью, в целом фильм представляет собой глубоко прочувствованное и весьма занимательное произведение. Основанный на романе Вильяма Лопатова, фильм в значительной степени сохраняет канву литературного оригинала. Трагедия, разыгравшаяся в тихом уголке страны, – гибель молодого работника лесозаготовительного участка – повергает местное сообщество в состояние тревоги и неопределенности. Подозрения падают на недавнего освободившегося из мест лишения свободы Заварзина, однако Прохоров, погружаясь в суть дела, постепенно воссоздает сложную картину произошедшего. Выясняется, что Евгений, наделенный ярким чувством справедливости, был человеком, не способным оставаться равнодушным, когда узнавал о злоупотреблениях властью. В фокусе внимания оказывается не столько сама гибель молодого человека, сколько антисоветская деятельность бригадира, что, к сожалению, не является редкостью для советского кинематографа. Нельзя не отметить блестящую актерскую плеяду, оживившую персонажей на экране. Евгений Леонов, Лариса Удовиченко, Игорь Костолевский, Леонид Марков, Людмила Чурсина, Эммануил Виторган – каждый из них демонстрирует мастерство высочайшего уровня, передавая всю глубину переживаний своих героев. Великолепие актерской игры подкрепляется пронзительной, эмоционально насыщенной музыкальной партитурой, создающей неповторимую атмосферу. Если бы фильм был лишен некоторой перегруженности сюжетными линиями, обилием диалогов и обладал чуть более динамичным развитием повествования, он бесспорно мог бы претендовать на звание кинематографического шедевра. Однако, даже в нынешнем виде, это мощная, трогательная драма, повествующая о судьбе хорошего, умного и целеустремленного парня, едва успевшего познать радости жизни. Его гибель стала страшным ударом для матери, единственной надеждой и опорой которой он являлся, и для его возлюбленной, с которой он был счастлив. Но, несмотря на это горе, жизнь продолжается: солнце по-прежнему освещает землю, а для других людей мир не рушится. Остается лишь осознание того, что честного и справедливого человека больше нет, и эту утрату уже невозможно восполнить. Именно этот печальный факт постепенно находит свое отражение в сердцах всех героев фильма, оставляя горький осадок и вызывая глубокое сочувствие.
Лично для меня этот кинематографический труд – источник неподдельного наслаждения. Его очарование не в сложности замысла, а в элегантной простоте перехода от одного эпизода к другому, в филигранном возвращении к прошлым событиям. Все это сплетается в грандиозную, панорамную картину, одновременно завораживающую своей масштабностью и доступную пониманию. Когда я впервые увидела этот фильм на экране, его послание было не вполне явлено моему взору. Не сразу прояснился смысл, который Евгений Столетов пытался донести, какие истины он стремился доказать. Однако, я отчетливо ощутила, что на стороне главного героя – жажда справедливости! Какова его отвага, какой глубиной наделен его интеллект! Тогда мне, юной, очень хотелось поскорее повзрослеть, вступить в ряды комсомола, разделить его идеалы. И действительно, среди мальчишек прокатилась волна подражания – волосы зачесывали назад, подобно Столетову, рукава рубашек закатывали, стараясь скопировать его повадки. Второй просмотр стал настоящим откровением! Время Перестройки уже бушевало, но оказалось, что вопросы финансовых злоупотреблений на предприятиях поднимались задолго до этого. Возникало недоумение: как же так, почему органы власти и милиция, особенно Отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности (ОБХСС), не обращали внимания на таких "гасиловых"? Зачем вот эти "свидетели" лгали, приукрашивали действительность, выкручивались? Почему "Прохоровых" – честных, принципиальных людей – было так мало в правоохранительных органах? Неужели мои представления о мире ошибочны, и фильм далек от реальной действительности? Чтобы разрешить эти сомнения, я обратилась к библиотечным архивам и нашла книгу В. Липатова. «И это все о нем» – гласила надпись. О таком простом человеке, труженике леса, трактористом зарабатывающем на хлеб. О человеке, который всем сердцем предан своим близким и своей, как он полагает, возлюбленной. О человеке, который за внешней шутливостью, за маской беззаботности скрывает глубокое волнение. Добрый, чуткий человек, опасающийся показаться слабым. Столько совершенно противоположных оценок одного и того же человека – «и это все о нем»… Просматривая сейчас эти шесть серий, я наслаждаюсь филигранной игрой актеров, их естественностью, гармонией природы, очарованием деревенского пейзажа. Здесь нет навязчивых "голливудских" приемов, сентиментальных спецэффектов. Здесь душевный покой, сопереживание, истинное волнение за судьбу главного героя.
Я настоятельно рекомендую этот сериал к вниманию современным исполнителям и ценителям кинематографического искусства, особенно тем, кто неравнодушен к захватывающим голливудским зрелищам. Однако, просмотр, по моему мнению, должен быть не просто эпизодическим, а стать отправной точкой для углубленного анализа, побуждающим к повторному погружению в замысел авторов, в тонкости их повествования. Подобные картины – редкое явление, они по-настоящему гениальны. В этой, казалось бы, незатейливой истории, разворачивается глубокий, драматический конфликт: столкновение непримиримых сил – добродетели и благородства, воплощающих собой нравственные идеалы, и порочной реальности, где царят жестокость, обман, лицемерное поведение и покорность толпы. В современном мире, охваченном сложным водоворотом событий, зло, увы, кажется всемогущим, способным одержать верх. Однако история неизменно повторяется: на место павшего защитника приходит новый, более зрелый, наделённый глубокой мудростью и опытом. Этот новый герой, словно стезя, сжимает в своей хватке злодейство и вытаскивает его на свет, демонстрируя истинное, пугающее обличье, от которого зритель, несомненно, содрогнется, осознавая всю тяжесть происходящего. Именно поэтому я искренне призываю всех актеров уделить время этому сериалу. Мастерство игры здесь достигает пика совершенства, а состав актеров, без преувеличения, восхитителен. Взгляните хотя бы на выдающуюся работу Леонида Велика в роли Велика! Это по-настоящему гениальная интерпретация, достойная стать духовным наследием, памятником невероятному таланту. Позвольте себе сначала прочувствовать всю глубину его воплощения, а затем, взвесив все, соизмерьте собственные возможности, сумеете ли вы, подобно этому феноменальному актеру, оставить столь же неизгладимый след в истории искусства? Успеете ли вы создать столь же значимый, запоминающийся образ, который будет воспевать добро, справедливость и стойкость духа?