Описание
Рецензии

Сериал История летчика

Актеры:
Анна Арланова, Марат Башаров, Ксения Буравская, Евгения Дмитриева, Олег Комаров, Ольга Ломоносова, Луиза Мосендз, Александр Рапопорт, Иван Рудаков, Борис Щербаков
Режисер:
Арик Коплун
Жанр:
отечественные, приключения, мелодрамы
Страна:
Россия
Вышел:
2009
Добавлено:
добавлена 7 серия из 12 (19.07.2010)
Рейтинг:
6.03
5.60
В вихре будничной рутины, в лабиринте потерь и разочарований, разворачивается история человека, чья стойкость закалена жизненными бурями. Сергей Филатов, некогда отважный летчик-военный, чьи руки не раз держали штурвал боевого самолета, ныне проживает свою жизнь в суете мегаполиса. Его прошлое – это череда ярких, драматичных эпизодов: от тщательного освоения тонкостей гражданской авиации до пережитого ада войны в Афганистане. Судьба, словно дерзкий вихрь, забрасывает его в провинциальный Дальнегорск – город, с которым у него были старые, почти забытые связи, место, где он нередко бывал в пору службы. Здесь, вдали от московской суеты, перед Сергеем возникает уникальная возможность начать всё с нуля, с "tabula rasa" – отказаться от налипших ярлыков, от прошлой жизни, и вернуться к истокам. Однако, неожиданный поворот событий преподнес ему еще один, более значимый сюрприз. Филатов узнает, что в этом далеком городе растет его дочь – рожденная в тайно от него, от женщины по имени Татьяна. Этот факт, скрытый от него на протяжении стольких лет, пробуждает в нём бурю эмоций и жажду воссоединения. Однако, на пути к обретению семьи встает могущественный и безжалостный властелин Дальнегорска – гротескная фигура, контролирующая все нити в городе. За право быть рядом с любимой женщиной и своим наследником, Сергею предстоит вступить в смертельную схватку, где на кону не просто личное счастье, а само право на существование. Не теряя надежды, Филатов, словно ослепленный прошлым, вновь возвращается к своему стихию – к небесам. Он возрождает свой верный самолет, словно символ упрямой воли к жизни, и вновь поднимается в высь, навстречу новым испытаниям, готовый сражаться за свое будущее, за свою семью, за право на счастье.
## Ода качеству и скорбь по упущенному потенциалу В душе зрелого зрителя зреет тонкое чувство, когда речь заходит о российском кинематографическом продукте, а именно – о телевизионных сериалах. Нет, я не требую безупречности, не стремлюсь к недосягаемому идеалу. Но мне, как и многим, жаль, когда видимый потенциал, задумчивая концепция и талантливый актерский состав разбиваются о безжалостное безразличие к качеству. Когда сериал рождается не под диктовку творческого порыва, а по велению сроков, подгоняемых бездушными редакторами, результат неизбежно становится разочарованием. И хотя, безусловно, в отечественном кинематографе существуют бриллианты, сияющие чистотой замысла и филигранностью исполнения, все же печальная тенденция спешки и поверхностности все еще преобладает. Отсутствие времени на тщательную проработку сценария, на детальное изучение технических аспектов, на оттачивание актерской игры – все это накладывает свой отпечаток на финальный продукт. Я видел немало интервью с актерами, где они откровенно признаются в своей тревоге, в своей беспомощности перед непрофессионализмом режиссерского подхода. Да, режиссер, безусловно, является дирижером творческого оркестра, но разве не обязан он прислушиваться к голосам тех, кто способен обогатить произведение своим опытом и талантом? В идеале, актер должен иметь возможность предложить альтернативные решения, внести свою лепту в создание правдоподобного образа. Однако, зачастую, его голос тонет в грохоте диктата, в настойчивых указаниях, не оставляющих места для индивидуального мастерства. Попытки зрителем объективно оценить подобное творение, не упустить ни одной детали, часто разбиваются о стену очевидных недочетов. Это не просто несущественные огрехи, как несовпадение оттенков тарелок или пропажа узда на лошади, которые можно списать на особенности съемки. Это вопиющие несоответствия реальным фактам, грубейшие ошибки в логике повествования, которые разрушают иллюзию присутствия, вызывают недоумение и раздражение. Приведу пример: сцена с использованием авиационной техники, где вместо истребителя демонстрируется совершенно иной самолет. Или эпизод, где экипаж делит заработок перед глазами пассажиров, что является вопиющим проявлением неуважения к профессии. И, апофеозом всего этого становится грамматическая ошибка в титрах, где вместо заслуженного военного летчика написали "засуженный" – это уже не просто ошибка, это символ пренебрежения к деталям. Некоторые зрители склонны оправдывать подобные вольности, списывая их на художественную вольность. Но я не разделяю этой точки зрения. Искусство – это не повод для оправдания халатности и непрофессионализма. Подобное отношение к творческому процессу выглядит, как грубая, небрежная халтура, оскорбляющая чувства зрителя. Интересно, что на тематических ресурсах, посвященных данному сериалу, можно найти информацию о том, что Марат Башаров, исполнивший одну из ключевых ролей, искренне стремился к аутентичности, желая узнать все тонкости профессии летчика. Настоящие пилоты были готовы поделиться своим опытом, но их, по сути, отодвинули в тень, мотивируя это тем, что они мешают творческому процессу. Именно эта трагедия – когда профессионалы оказываются невостребованными, а их знания игнорируются – и порождает ощущение глубокого разочарования. Неудивительно, что многие создатели этого сериала испытывали чувство стыда за свою работу. Они признавали обилие ошибок, немонтируемого материала, общего ощущения недоделки. Порой мне даже кажется, что откровенный ужас от просмотра подобного произведения способен пробудить осознание ценности подлинного искусства, тех фильмов, которые заставляют нас чувствовать, сопереживать, размышлять. И вот тут возникает вопрос: как оценивать актеров, которые, возможно, хотели бы внести свой вклад в создание шедевра, но вынуждены играть низкосортно? Как не возмутиться тому, что талантливый Марат Башаров, будучи исполнителем главной роли, выглядел неубедительно? Лишь Анатолию Журавлеву удалось, на мой взгляд, создать образ бандита, наполнив его глубиной и правдоподобием. Я не испытываю злости на тех, кто причастен к созданию этого сериала. Я лишь констатирую факт: я увидел кошмар, но я рад, что в мире существует огромное количество прекрасных фильмов, которые я могу пересматривать с огромным удовольствием. Вспомню хотя бы фильм "Высший пилотаж", который, безусловно, не был совершенством, но тем не менее превосходил по качеству многосерийную кинокартину "История летчика". Этот сериал напоминает дипломную работу, которая, будучи теоретически выверенной, страдает от отсутствия практической реализации. У нее есть все признаки потенциала, но она лишена завершенности. И, подобно студенту, защищающему свою работу, создатели этого сериала, вероятно, осознают его недостатки, но не могут ничего с этим поделать. Если у вас нет завышенных ожиданий от сериала, если вы хотите просто что-то включить на фоне, не пытаясь оценить его как произведение искусства, тогда, возможно, вам и понравится. В противном случае, я не могу порекомендовать этот проект. Извольте-с.