Описание
Рецензии

Сериал Из пламя и света

Актеры:
Юрий Чурсин, Екатерина Крупенина, Александр Абдулов, Дмитрий Афиногенов, Станислав Бондаренко, Ирина Бразговка, Ксения Буравская, Дмитрий Исаев, Тихон Котрелёв, Анатолий Лобоцкий
Режисер:
Нана Джорджадзе, Ираклий Квирикадзе
Жанр:
драмы, исторические
Страна:
Россия
Вышел:
2008
Добавлено:
сериал полностью из 5 (19.10.2016)
Рейтинг:
7.15
7.10
В культурном наследии России имя Михаила Юрьевича Лермонтова неразрывно связано с яркой и бунтарской поэмой "Мцыри" и новаторским романом "Герой нашего времени". Однако, за пределами школьной программы и кратких упоминаний в учебниках, истинная сущность его биографии, сложный путь его внутреннего мира, остается окутанной завесой тайны, известной лишь немногим посвященным. Данный исследовательский проект призван отбросить эту пелену, пролить свет на перипетии жизни человека, чья юность и зрелость были омрачены тяжкими испытаниями и душевными метаниями. Лермонтов – фигура противоречивая и трагическая: гений, чья глубина и проницательность часто оставались незамеченными современниками, поглощенными рутиной и предрассудками. Его судьба оказалась зеркальным отражением той, о которой он сам горестно повествул в стихотворении "Смерть поэта" – предчувствие гибели, запечатленное в строках. Однако, вопреки мрачному пророчеству, Лермонтов не растворился в тени предшественника, а воссиял светом для будущих поколений, укрепив свой статус одного из наиболее выдающихся столпов русской литературы. Его литературное наследие – это не просто совокупность прекрасных стихов и прозаических произведений. Это летопись эпохи, исследование человеческой природы, исповедь мятущегося духа. В рамках данного исследования мы предпримем попытку реконструкции его жизненного пути, углубимся в анализ его творчества, выявляя ключевые моменты и взаимосвязи, которые сформировали неповторимый голос Лермонтова в литературном пантеоне. Мы попытаемся постичь не только факты, но и дух времени, пронизывающий его произведения, и понять, почему имя Михаила Юрьевича Лермонтова навсегда запечатлено золотыми буквами в анналах русской культуры.
## Отражения души: Размышления о сериале "Из пламя и света" Давно я не позволяла себе погрузиться в мир, пропитанный духом эпохи, в ткань исторического повествования. И вот, совершенно неожиданно, судьба подбросила мне сериал, который словно откликнулся в самых сокровенных уголках моей души. Не думала я, что настолько проникнусь этой работой, что возникнет острая потребность поделиться своими впечатлениями, рассказать о ней другим ценителям прекрасного. Мое любопытство было разбужено известием о создании многосерийной драмы, посвященной жизни и творчеству Михаила Юрьевича Лермонтова, гения русской словесности. И, разумеется, я, будучи постоянной посетительницей этого замечательного ресурса, где можно найти практически любой кинематографический шедевр в безупречном качестве, немедленно отправилась на его поиски. Спрашивается, существует ли что-то, что я не смогла бы обнаружить на этом сайте? Именно эта уверенность и делает его для меня поистине незаменимым. И вот, благодаря ему, я обрела "Из пламя и света". Едва взглянув на постер, я почувствовала, что этот сериал обещает стать чем-то особенным. Ведь повествование о поэте, чье имя знакомо каждому, кто хоть немного причастен к русской культуре, потенциально может стать не только увлекательным, но и глубоко поучительным. Ведь, без сомнения, многие школьники хорошо знакомы с произведениями Лермонтова, хотя взрослым людям, обладающим жизненным опытом и более зрелым восприятием, его стихи способны открыть совершенно новые грани смысла. Я признаюсь, что в юности многие строки великого поэта оставались для меня за гранью понимания, а сейчас, обладая глубже осознанием, я с благоговением разгадываю замысел автора, ощущаю безграничность его чувств, осознаю глубину его размышлений. Именно эти переживания, возникающие вновь и вновь при перечитывании его творений, и сделали Лермонтова одним из моих самых любимых авторов. Однако, помимо восхищения его стихами, меня всегда преследовал вопрос о его судьбе. Ведь известно, что его жизнь оборвалась трагически, на дуэли. И что же скрывается за этим печальным финалом? Какие бури бушевали в его душе? Какие перемены судьбы повлияли на его формирование? И сериал "Из пламя и света", я надеялась, поможет мне раскрыть эти тайны. Описание к нему интриговало, обещало глубокое и многообещающее повествование. А еще, я заметила, что отзывы зрителей были необычайно положительными – поистине редкое явление для российских сериалов. Ведь зачастую, прежде чем приступить к просмотру, я тщательно изучаю мнения других зрителей, оцениваю рейтинг, читаю отзывы, стараясь не попадаться на удочку очередного разочарования. К сожалению, современный кинематограф часто грешит поверхностностью, нелогичностью и отсутствием оригинальной идеи. В погоне за рейтингами создаются бесконечные сезоны с предсказуемым сюжетом и бездумным наполнением, от которых не остается желания продолжать просмотр. Именно поэтому я всегда тщательно взвешиваю решение о том, какой фильм или сериал стоит добавить в свой список "обязательно к просмотру". И "Из пламя и света" обладал всеми признаками того, что он станет достойным приключением. Я ожидала не только захватывающего сюжета и увлекательного путешествия по биографии великого поэта, но и набора ценных уроков. Ведь, судя по отзывам зрителей, многие увидели в поведении Лермонтова ситуации, которые вполне могут быть применимы и к нашей собственной жизни. И я не стала откладывать просмотр, приступив к нему немедленно. И, к моему величайшему удивлению, уже в первые мгновения просмотра я почувствовала, что это именно то, что я так долго искала. Этот сериал превзошел все мои ожидания. Он поразил меня своей реалистичностью, несмотря на то, что он был снят более десяти лет назад. Я узнала, что сериал демонстрировали на телеканалах "Культура" и "Двадцать первый век", которые славятся своими качественными и содержательными проектами. И я не понимаю, как я могла пропустить этот шедевр на протяжении всех этих лет! Наблюдая за развитием сюжета, за переживаниями героя, я ощущала не просто сочувствие, а глубокое понимание его души. Он был представлен не только в сиянии славы, но и во всем многообразии своих противоречий – добрым и отзывчивым по отношению к друзьям, но чуждым и даже надменным по отношению к окружающим. Это сериал открыл мне новую грань личности великого поэта, позволило прикоснуться к неизведанному. В заключение, могу с уверенностью сказать, что это сериал – настоящий бриллиант в сокровищнице российского кинематографа. Он требует внимания, он заставляет задуматься, он дарит незабываемые впечатления. Если вы еще не видели "Из пламя и света", то я настоятельно рекомендую вам немедленно исправить эту ошибку. История, рассказанная в этом сериале, заслуживает того, чтобы быть услышанной и понятой. Он пробуждает стихи Михаила Юрьевича Лермонтова на совершенно иной уровень восприятия. Отдельно хочется отметить великолепное музыкальное сопровождение и мастерство операторов. Музыка – это неотъемлемая часть любого произведения искусства, она создает атмосферу, передает настроение, усиливает эмоции. А операторская работа – это настоящее искусство, умение запечатлеть красоту, передать характер, рассказать историю визуальными средствами. Съемки проходили в настоящих местах – Пятигорске и Санкт-Петербурге, что придает сериалу дополнительную достоверность и атмосферность. В заключение, хочу пожелать российскому кинематографу больше таких ярких, запоминающихся и значимых проектов. Сериал "Из пламя и света" – это не просто развлечение, это – культурное наследие, которое мы обязаны ценить и передавать следующим поколениям. Спасибо за возможность поделиться своими впечатлениями.
## Развенчание Мифа: Размышления о Недостоверной Экранизации Жизни Лермонтова Сказать, что я испытывала трепетное ожидание, когда впервые увидела этот фильм, было бы преуменьшением. Лермонтов… его судьба, его гений, его трагическая гибель – тема, неразрывно связанная с моей нынешней работой над романом, исследующим перипетии его биографии. Я погрузилась в архивные документы, сопоставляла различные версии событий, вычленяла подлинные факты из кружевного переплетения сплетен и домыслов, стремясь уловить истинную суть личности поэта. И вот, оказавшись перед экраном, я была потрясена… не впечатлена, а буквально ошеломлена. Фильм, на мой взгляд, не просто не передает дух эпохи – он кощунственно пародирует ее. Впечатление, которое он производит, схоже с тем, что возникло бы при попытке воссоздать великий трагизм «Гитлер Капут» или абсурдную комедию «Поручика Ржевского против Наполеона». Но в этих случаях комичность была преднамеренной, вытекала из специфики жанра. Здесь же, в попытке изобразить трагическую судьбу русского классика, царит хаос, граничащий с варварством. Самое возмутительное – это вопиющая историческая неточность. Эпоха деликатности и утонченности, 19-й век, предстает перед нами в виде пиршества грубости и пошлости. Как, позвольте спросить, можно было допустить, чтобы кавалер высшего сословия, проявление вежливости и галантности которого являлось неотъемлемой частью его статуса, тащил даму в кусты, демонстрируя, как выразился бы современный жаргон, свое «мужское достоинство»? Этот эпизод, вырванный из контекста моральных устоев времени, кажется не просто нелепым, а оскорбительным. Не забудем, что в эпоху, предшествующая эпохе откровенности и эротики, публичное обсуждение сексуальных тем считалось крайне неприличным. Что заставляет человека, как Мартынов, вызывать на дуэль поэта, если он, как утверждается в фильме, изъясняется в честь Лермонтова? Похоже, режиссер не удосужился даже элементарного знакомства с нравами времени. Я не услышала в диалогах той изысканности, той сдержанности, которая отличала речь представителей аристократического общества. Актеры, словно намеренно, говорят на современном сленге, лишая зрителя возможности почувствовать себя перенесённым в другую эпоху. Сравнение с сериалом «Петербургские тайны», снятым в непростой период, после распада СССР, просто поразительно – там чувствовался дух времени, а здесь... это скорее карикатура. Поведение персонажей вызывает еще большее недоумение. Мартынов, как будто нарочно, восхваляет доступность всех дам, а Лермонтов и Столыпин якобы обсуждают планы посещения бани с юными девушками. Это не просто историческая неточность – это плевок в лицо культурным ценностям эпохи. Помню, как Эмилия Клиненберг, падчерица Верзилина, мучилась под натиском эпиграмм Лермонтова, затрагивавших ее "недевственность". В то время потеря девственности до брака считалась страшнейшим позором, тщательно скрываемым от посторонних глаз. Именно поэтому поэтические насмешки, намекающие на ее "грех", вызывали у нее слезы. Режиссер не удосужился даже минимальной точности в мелочах. Лермонтов и Мартынов, предположительно, спали в разных комнатах в школе, но это не имеет значения. Но при этом, эпизод с обливанием водой младшекурсников, описанный в воспоминаниях Мартынова и подтвержденный свидетельствами многих юнкеров, оказался искаженным. И Лермонтов, изображенный как вечный весельчак, на самом деле был человеком, далеким от комического. Изучение психологических портретов обеих личностей показывает, что Мартынов – интроверт, а Лермонтов, напротив, экстраверт. А как насчет актерского состава? Голубоглазых блондинов и блондинок заставляют играть кареглазых брюнетов и брюнеток. Но это уже не самое серьезное. Впечатлила сцена, в которой отец Лермонтова изменяет жене с крепостной прямо у нее на глазах. Далее, сцены, изображающие похищения и подглядывания. Я не говорю, что слухи о поведении отца Лермонтова не существовали, но использование их как основы для сюжетной линии без критического осмысления является вопиющей безответственностью. Известно, что мать Лермонтова умерла от чахотки, а не от рук Арсеньевой, которая, по одной из версий, сама отравила мужа. Хотя съемки в Пятигорске и Петербурге, пейзажи и костюмы заслуживают похвалы, они не могут исправить кардинальные ошибки в исторической трактовке. Гроза и буря в день дуэли, черкеска на Мартынове, место жительства Быховец – все это признаки спешки и поверхностного подхода. В день дуэли – это просто позор. Отсутствие уважения к источникам, к делу о дуэли, которые все еще существуют. Как можно позволить себе такой вольный подход к истории? Почему Мартынов, словно одержимый, кидается на мертвого Лермонтова, сотрясая его тело? Что это за беспричинная агрессия? Где логика, где уважение к фактам? Самое грустное заключается в том, что школьники, юные умы, смотрят этот фильм и думают, что это и есть истинная история Лермонтова. Именно это и вызывает самое глубокое разочарование. Я не могу дать фильму более одного балла. Юрий Чурсин – талантливый актер, но даже его игра не может спасти этот фильм от тотальной исторической неточности и откровенной кощунственности. Он играет не Лермонтова, а его вымышленную, режиссерскую интерпретацию. Это не кино, это фантасмагория, далекая от правды и оскорбительная для памяти великого русского поэта.
Исповедь поклонника: о Лермонтове, сериале и неуловимой истине С глубоким интересом я дождался выхода биографического полотна, воспевающего жизнь одного из самых загадочных и выдающихся просветителей девятнадцатого столетия – Михаила Юрьевича Лермонтова. Несомненно, выбор этой фигуры, окутанной пеленой тайн и противоречий, представлялся удачным, но, к моему сожалению, опыт просмотра оказался не столь увлекателен, как я надеялся. Возможно, причина кроется в том, что мой интеллектуальный багаж, наполненный монографиями, критическими статьями и архивными документами, уже сформировал у меня весьма устоявшийся образ поэта. На экране же разворачивался несколько бледный и невыразительный пересказ его трагической биографии. Особенно удручало пренебрежительное отношение к сложным и значимым отношениям с Натальею Федоровной Ивановой, чьему облику Лермонтов посвятил множество проникновенных стихов, а в сериале ей отведена лишь мимолетная, почти эпизодическая роль. Созданный Юрием Чурсиным образ самого писателя, честно говоря, сильно не совпадает с тем, что я почерпнул из исторических свидетельств. На экране предстает личность, напоминающая скорее позерного гвардейца, молодого корнета, тогда как Лермонтов – закалённый военный, прошедший суровые испытания на Кавказе. Вместо глубокой, внутренней силы и противоречивости, я увидел неторопливого, несколько неуверенного в себе мужчину, изрядно болтливого, но в то же время склонного к уступчивости. Позвольте привести небольшую вырезку из описаний, почерпнутых из книг: «Стремительный в речи, надменный в манерах, замкнутый в общении, но способный на взрывы искрометного юмора и доминирование в компании, безукоризненно галантный, но несколько отстраненный в отношениях с дамами.» – так его вспоминал круг товарищей и сослуживцев. На экране же мы наблюдаем совершенно иного человека, чьи шутки кажутся притянутыми за уши, а его поведение – несколько непристойным. Возникает закономерный вопрос: мог ли Лермонтов быть таковым? Отношения с дамами в этом многосерийном произведении, к сожалению, вызывают разочарование. Главный герой предстает в роли хамоватого юноши, хотя исторические документы свидетельствуют о его безупречном кавалерийском этикете. Несомненно, зрителям покажут знаменитую дуэль у Машука, важный эпизод в жизненном пути поэта, но, к моему удивлению, авторы весьма качественно и прямолинейно отобразили историю Мартынова. Дружба между Мартыновым и Лермонтовым, безусловно, могла бы быть более насыщенной и значимой. Шуточный кинжал, регулярно всплывающий в сюжете, выглядит как главный катализатор конфликта, хотя зависть, несомненно, играла свою роль. Важно отметить и присутствие князя Васильчикова, чья роль в сериале чрезмерно преувеличена по сравнению с его ролью в реальной истории. И, конечно, нельзя не заметить неприязнь, которую Лермонтов испытывал со стороны Николая I, воплощенная в сцене, где царь вычеркивает поэта из списка награжденных. Евгения Дмитриева достойно исполнила свою роль Екатерины Лопухиной, придав ей особую, запоминающуюся индивидуальность. Варя и Мишель, очевидно, испытывают взаимные чувства, о чем постоянно напоминает Дмитриева, рассказывая Арсеньевой о возможном образовании удачной пары. Однако сюжет запутывается из-за однофамильцев, чья связь с историей жизни Лермонтова неясна. Демидова, ныне Лопухина, по непонятным причинам помогает своим однофамильцам. Авторам, к сожалению, не удалось избежать ляпов, связанных с униформой лейб-гвардии, что нарушает историческую достоверность. Шуточность дуэли Лермонтова-Монго-Трубецкого, несомненно, является забавным эпизодом, но не всегда соответствует серьезности происходящего. В заключение, хочется признать, что просмотр данного проекта вызвал во мне непреодолимое желание вновь погрузиться в биографию Лермонтова, чтобы соприкоснуться с тем, что я считаю истиной. В сериале личность Лермонтова искажена, а некоторые детали его жизни перевернуты с ног на голову. Авторы, безусловно, могли бы проявить больше внимания к деталям, избежав откровенных неточностей и некорректных интерпретаций. Однако, признавая их труд, нельзя забывать о субъективности восприятия и неизбежной эрозии времени. Несмотря на мои замечания, этот проект, несомненно, заслуживает внимания, и я надеюсь, что он доставит вам удовольствие. Моя оценка – семь баллов из десяти.