Описание
Рецензии

Сериал Конвой PQ-17
Актеры:
Андрей Мерзликин, Валерий Дьяченко, Борис Войцеховский, Валерий Величко, Алексей Девотченко, Сергей Цепов, Мария Беккер, Валерий Доронин, Владимир Маслаков, Алексей Дедов
Режисер:
Александр Котт
Жанр:
боевики, драмы, отечественные, приключения, исторические
Страна:
Россия
Вышел:
2004
Добавлено:
сериал полностью из 8
(05.05.2012)
Рейтинг:


В конце июньской поры 1942 года из прибрежного исландского города Рейкьявик, словно рой потревоженных пчел, развернулись военно-морские суда, взяв курс на север, в сторону Архангельска. Этот внушительный конвой, имевший кодовое обозначение PQ-17, предстояло провести через бескрайние просторы Атлантического океана, в то время как их ждала долгая и опасная дорога к берегам России.
Передовые корабли испытывали на себе гнев стихии: леденящие пронизывающие ветра, словно хищные твари, вгрызались в каждую трещину, а свирепые штормы, поднимая гребни волн до небес, грозили поглотить корабли в пучине.
Немецкая авиация, обладавшая внушительной мощью и точностью, а также немецкие подводные лодки, обладавшие передовой техникой, не оставляли конвою ни единого шанса на спокойное продвижение, постоянно докучая и создавая препятствия на пути. Однако, наиболее грозным противником для этого огромного формирования, без сомнения, стал немецкий линкор "Тирпитц" – корабль, внушавший благоговейный ужас даже самым опытным английским адмиралам. Его имя звучало как проклятие, а мысль о его приближении вселяла леденящий душу трепет во всех, кто находился на борту этих кораблей, направлявшихся к родным берегам России.
В преддверии возможной схватки с этим чудовищным кораблем, люди обретали утешение лишь в надежде на божественную помощь, полагая, что высшие силы не оставят их в этом смертельном испытании. Каждая минута наполняла сердца скованной тревогой, а молитвы звучали тише шторма, но были полны отчаянного желания выстоять и благополучно достичь цели.
Долгое время меня терзало недоумение: почему исторические драмы, зачастую претендующие на безжалостную достоверность и воссоздание подлинной атмосферы эпохи, столь редко получают признание критиков и зрителей? Мне казалось, что тщательность в исторических деталях должна гарантировать хотя бы минимальную оценку, но опыт неоднократно опровергал эту наивную веру. Я помню, как в юности с трепетом смотрел «Ангелов смерти» Олега Озерова, вышедших почти тридцать лет назад – работы, пропитанные той неподдельной серьезностью, которой так не хватает современным проектам. Сейчас моя медийная активность снизилась, но изредка я все же решаюсь на просмотр новых телевизионных работ.
Однако, очевидно одно: современное кинематографическое производство, особенно в коммерческом контексте, руководствуется прежде всего принципами прибыльности. Стремление к творческой самореализации и финансовой выгоды толкает авторов на упрощение и компромисс. Яркая, агрессивная рекламная кампания нередко создает иллюзию шедевра, заставляя зрителя окунуться в мир заманчивых обещаний, которые, увы, не находят своего воплощения в финальном продукте. Мне кажется, тенденция к ухудшению заметна в сериалах, посвященных Великой Отечественной войне. Сценаристы все чаще прибегают к гипертрофированному драматизму, создавая поверхностные, плоские образы персонажей и намеренно искажая историческую канву.
Полагаю, что большинство зрителей рано или поздно придут к выводу о первенствующей роли коммерции в формировании этих проектов. И это, безусловно, печально, ведь так и не удалось создать поистине достоверную картину той трагической эпохи, наполненную глубокими человеческими историями, непоправимыми потерями и настоящими испытаниями. Вместо этого жанр военного кино медленно, но верно умирает под завалами мелодраматического хлама, подобного "Темной ночи" Дмитрия Астрахана или бессмысленных, комедийных зарисовок, вроде "Даже не думай!".
Недавно я посмотрел сериал "Конвой" – проект, обильно смазанный глянцем и подкрепленный массированной рекламной кампанией. К сожалению, это никак не компенсировало его низкое качество. История мурманского конвоя, от которого вернулись лишь немногие, была представлена в виде разрозненных эпизодов, не связанных между собой единой сюжетной линией. Подобный подход кажется мне крайне неудачным. Боевые сцены выглядят неправдоподобно, словно их создавали не современные специалисты. Сценарный фокус смещен на отдельных персонажей, тесно привязанных к основной сюжетной канве, что не позволяет создать широкую панораму "людей войны".
Все задуманное, увы, было уничтожено шаблонностью и неумелым исполнением. Авторы стремились к драматизму, но добились лишь пустоты. Конечно, актеры справились со своими ролями на вполне достойном уровне, но сериал не вызывает эмоционального отклика. Он превратился в обыденную, бездушную поделку, пригодную разве что для фона, пока готовится ужин или смотришь ток-шоу. Честно говоря, просмотр не стоит потраченного времени и сил. Это скорее способ поберечь нервы. Моя оценка – всего четыре балла из десяти. Очень жаль, ведь в проекте были заложены определенные перспективы.
В 2004 году на российском телевидении дебютировал многосерийный фильм «Конвой PQ-17», созданный по мотивам захватывающего романа Валентина Пикуля «Реквием каравану PQ-17». События, послужившие основой для книги и фильма, развернулись в июне 1942 года, когда 27-го числа из исландского Рейкьявика в Архангельск отправился караван транспортов, впоследствии получивший название PQ-17. Груз, предназначенный для Советского Союза, должен был пересечь бурные воды Северной Атлантики, где ему грозила смертоносная угроза со стороны военно-морского флота и авиации нацистской Германии. Самой серьезной опасностью стал немецкий линейный корабль "Тирпиц" – мощнейший символ германской военной мощи.
Получив сведения о выходе "Тирпица" из своей базы, британское Адмиралтейство приняло непростое, а впоследствии и трагическое решение. Корабли непосредственного прикрытия получили приказ изменить курс и вступить в бой с германским линкором, а транспортным судам – рассредоточиться и продолжить движение поодиночке, надеясь избежать обнаружения. Этот маневр, призванный уберечь боевые корабли, обернулся катастрофой для гражданских судов: лишенные надежной защиты, они оказались беззащитны перед натиском вражеских торпед и авиационных ударов. В результате, беспрецедентные потери: двадцать два транспорта и два вспомогательных судна были погружены в ледяные глубины океана, став жертвами грубой ошибки в оценке обстановки и неточной разведывательной информации.
Для тех, кто еще не знаком с творчеством Валентина Саввича Пикуля, стоит отметить, что он был выдающимся советским писателем, прославившимся произведениями на историческую и военно-морскую тематику. Его книги, распространявшиеся в дефицитных экземплярах, стоили баснословных денег и продавались, как правило, «из-под полы», что делало его своего рода "модным" писателем своего времени. Ирония судьбы заключалась в том, что часть советской интеллигенции считала чтение его книг не достойным их положения, презирая их как занятие, доступное лишь представителям "мещанского сословия" – бухгалтерам, экономистам и другим чиновникам среднего звена. Однако подобное высокомерное отношение было несправедливо: Пикуль подходил к исторической прозе с неподдельной серьезностью, а обвинения в недостоверности фактов и вольной интерпретации событий были необоснованными. Он кропотливо изучал исторические документы, однако, как и положено роману, художественный вымысел вполне допустим. В конце концов, даже знаменитое произведение Льва Толстого «Война и мир» не является строго историческим трактатом. Следовательно, и телесериал, созданный Александром Коттом, не следует оценивать чрезмерно строго, воспринимая его как художественное произведение, а не летопись реальных событий.
Признаюсь, меня пленила смелая идея включения документальных вставок с озвучиванием фактов – это действительно оригинальный и эффектный прием. Однако полностью избежать неточностей не удалось: появление современного сторожевого катера в кадре кажется вопиющим несоответствием эпохе и разрушает атмосферу подлинности. Также к минусам я бы отнесла некоторую разрозненность повествования, отсутствие четкой логической нити, связывающей отдельные эпизоды. Действие, словно разбитое на фрагменты, представляется эпизодическим. Тем не менее, в целом, сериал получился весьма неплохим, и я получила от просмотра искреннее удовольствие…
Приветствую вас. Сегодня я предприму попытку поделиться своими размышлениями относительно телесериала «Конвой PQ-17». Сразу следует отметить, что в самом наименовании присутствует заметная неточность. Речь пойдет о всем караване, о всей эпопее этого трагического события, а не только о его защите. После просмотра у меня сформировались довольно противоречивые ощущения, смесь восхищения и глубокого разочарования.
Проект, безусловно, вдохновлен реальными событиями, но его корни уходят в художественное полотно Валентина Пикуля. Пикуль создал вымышленный рассказ, художественную интерпретацию, а не академический исторический труд. Сюжетная канва, к сожалению, развивается неравномерно, с резкими скачками, оставляя ощущение фрагментарности, будто повествование перепрыгивает с одного эпизода в другой, упуская важные детали.
В процессе просмотра мною было обнаружено немало несоответствий, вопиющих нестыковок, которые свидетельствуют об отсутствии элементарной логики и правдоподобия. Некоторые сцены выглядят абсурдно, они не согласуются с реалиями того времени, и, по моему мнению, не могли произойти в действительности. Более того, в диалогах зафиксирована одна фраза, ошибочно приписанная определенному историческому лицу. Незнакомый с историческими деталями зритель, возможно, не обратит на это внимания, но зачем предоставлять заведомо искаженные сведения?
Называть этот сериал историческим было бы, пожалуй, некорректно. Он основан на историческом факте, несомненно, но трактуется сквозь призму художественного сценария, подвластный авторской фантазии.
Однако, если рассматривать его как самостоятельное художественное произведение, то сериал оставляет приятное впечатление, представляется достаточно занимательным. Визуальная составляющая заслуживает высшей оценки: великолепные панорамные съемки самолетов, кораблей, бескрайнего морского простора – все это выглядит чрезвычайно эффектно и создает атмосферу масштабности и драматизма.
В целом, сериал, на мой взгляд, требует более тщательной доработки. Если бы авторы не стремились привнести чрезмерную художественную составляющую, если бы он оставался приверженцем строгого военно-исторического формата, то, я уверен, он бы достиг вершины мастерства. Его главный недостаток заключается в том, что по мере развития сюжета, когда он уже успевает захватить внимание, появляются эти самые неприятные несоответствия и неправдоподобные ситуации. Жаль, что исторический контекст затронут лишь поверхностно, не раскрывается в полной мере.
Рекомендуем к просмотру