Описание
Рецензии

Сериал Крейцерова соната
Актеры:
Олег Янковский, Александр Трофимов, Ирина Селезнева, Дмитрий Покровский, Алла Демидова, Лидия Федосеева-Шукшина, Александр Калягин, Михаил Глузский, Раднэр Муратов, Сергей Скрипкин
Режисер:
Софья Милькина, Михаил Швейцер
Жанр:
драмы, мелодрамы, отечественные
Страна:
СССР
Вышел:
1987
Добавлено:
сериал полностью из 2
(05.01.2018)
Рейтинг:


"Крейцеровская соната" – это новаторский мини-сериал, смело ставящий в центр повествования острые, порой мучительные дилеммы, с которыми рано или поздно сталкивается каждый, познавший семейные узы. Темы нравственного выбора и этической ответственности, присущие современному обществу, здесь не просто затронуты, а выведены на авансцену, становясь движущей силой всей истории. Сходство в концептуальной основе и тематическом поле позволяет провести параллели с одноименной повестью Льва Толстого, что подчеркивает глубину и актуальность поднимаемых вопросов.
Мини-сериал предоставляет зрителю возможность заглянуть в интимные уголки семейных отношений, демонстрируя тонкости и противоречия, возникающие между людьми, изначально совершенно различными по своим характерам и жизненным ценностям. Повествование, подобно стремительному движению состава, не делает передышек, погружая нас в водоворот переживаний, страстей и разочарований. Два эпизода, созданные Софьей Милькиной и Михаилом Швейцером, датированные 1987 годом, сплетают воедино трагические судьбы, пылающую любовь, жестокое предательство и ядовитую месть, обнажая темные стороны человеческой души и исследуя границы прощения и искупления. Это камерное исследование, призванное не просто развлечь, но и побудить к осмыслению фундаментальных вопросов бытия.
## Трагедия исповеди: о "Крейцеровой сонате" и Позднышеве
Встреча с этим кинематографическим полотном – нелегкое испытание для духа, нежели легкое развлечение, призванное взбодрить и подарить радость. Это скорее погружение в бездну человеческой души, где бушуют страсти, роятся сомнения и зреют трагедии. Для тех, кто ищет безмятежный досуг и яркие эмоции, "Крейцерова соната" окажется далеко не самым подходящим выбором. Однако, если вы готовы к лирической глубины, к созерцанию ушедшей эпохи и к прослушиванию исповеди, то вы переноситесь в бурную и противоречивую Россию девятнадцатого века, словно вдыхая пыль забытых времен и ощущая биение жизни, столь отличной от современной.
Знакомая картина: купе поезда, где совершенно незнакомые люди начинают делиться сокровенным. Подобные откровения не ограничиваются лишь железнодорожными вагонами; они способны рождаться в переполненной маршрутке, в очереди к врачу, в случайном разговоре с незнакомцем, – кто из нас не рассказывал о своих переживаниях постороннему, – часто более откровенно, чем с близкими друзьями или членами семьи? Такие мимолетные встречи, обреченные на завершение, рождают желание выпустить на волю накопившиеся душевные терзания, словно освобождая себя от бремени исповеди. Вскоре пути расходятся, и незнакомец навсегда исчезает из жизни, оставляя после себя лишь эхо сказанного. Именно подобный ночной разговор, наполненный драматизмом и откровениями, и представляет собой сущность "Крейцеровой сонаты", – разговор, который подслушивает и вниманию зрителя представляется Позднышев, человек, неспособный остаться безучастным.
Лев Толстой, гениальный исследователь человеческой души, неоднократно объединял в своих произведениях темы любви, путешествий по железной дороге и трагических развязок, – приводя к печальному финалу, лишающего жизни. Так, Анна Каренина обрела свой вечный покой, а вслед за ней явился Позднышев, – человек, чей путь пересек с железной дорогой, и который решился на душераздирающую откровенность. На первый взгляд, Позднышев кажется воплощением обыденности, заурядным, не выделяющимся из толпы. Однако, история его жизни – это череда невероятных перипетий, способная поразить воображение. Ибо он – убийца, лишивший жизни не случайного прохожего, набросившегося в темном переулке, а свою законную супругу, – вонзив в нее кинжал после того, как увидел ее в объятьях другого мужчины. Вместе с тем, его поступок не был вызван мгновенным аффектом, – не был слепым порывом, вызванным ревностью и яростью. Не измена послужила истинной причиной для совершения столь тяжкого греха. И он готов рассказать о тех событиях, предшествовавших убийству, и о том, что послужило истинным толчком к катастрофе. Сначала эта история может показаться анекдотичной – «муж в Тверь, жена в дверь…» – и последующее, внезапное, возвращение из командировки, – открывающее печальный финал. Однако, эта банальная история приобрела неожиданную глубину и трагизм.
В то время, выбор спутника жизни зачастую ложился бременем на плечи родителей, а развод был табу, – позор, клеймо, приводящее к социальному остракизму. Лишь смерть одного из супругов давала возможность выйти из этого невыносимого союза. Однако, время шло, нравы менялись, – возникло право выбора, – право на любовь, – право на счастье. Но часто страсть оказывается мимолетной, – оставляя после себя лишь пустоту и разочарование, – чувство, что ты стал чужим для того, кого когда-то любил. Люди жили, – те, кто еще недавно умирал в объятьях, – кто разговаривал ни о чем, о повседневных делах, или отстраненно о погоде, – кто постоянно ссорился из-за пустяков, – – все из-за той же неразрешимой противоречивости. Кто-то шел на разрыв, кто-то искал утешения в романах на стороне, а кто-то брался за оружие.
Толстой, с беспощадным вниманием, отразил в своем произведении эти сложные взаимоотношения, – отношения, которые впоследствии были неоднократно экранизированы. Михаил Швейцер, решившийся воплотить роман на экране, сохранил верность первоисточнику, – представив зрителям повествование "очень близко к тексту". Зрители оказываются в роли тех самых попутчиков, которым предстоит выслушать душевную исповедь главного героя.
Роль Позднышева исполнил Олег Янковский, – актер, признавшийся, что эта роль стала для него особой. Действительно, ему удалось продемонстрировать свое актерское мастерство в полной мере. Он воплотил образ молодого и влюбленного человека, – человека, руководствующегося не голосом разума, а лишь волей сердца. Затем он показал мужа, – влюбленного и радостного от того, что ему удалось заключить брак с любимой. Однако, вскоре он начинает осознавать нечто важное. И, наконец, он предстает человеком, эмоционально уставшим, – и, вскоре, убийцей.
Он рассказывает о причинах, послуживших толчком к преступлению, – причины, вечные и актуальные. Это не просто аффект, не эмоции, вызванные сиюминутной ситуацией. Это накопленный тяжелый груз, – копившийся, копившийся, – и, в конце концов, вылившийся в трагедию. Таков итог сложных взаимоотношений между мужчиной и женщиной. По видимому, именно так кажется, что все понятно. Недаром же написано множество трудов, посвященных особенностям взаимоотношений между противоположными полами.
В фильме отсутствует динамика, – повествование разворачивается крайне неторопливо, – создавая угнетающую атмосферу. Присутствуют флешбеки: сначала мы видим юного и ветреного Позднышева, затем краски начинают сгущаться, и от образа юноши остаются лишь воспоминания. За одну ночь герой рассказывает историю своей жизни, – предстает человеком, умудренным опытом, на плечи которого легли тяжелые испытания. Однако, в какой-то момент у него начинают блестеть глаза, словно у него случается лихорадка.
Особое впечатление произвела сцена отпевания супруги главного героя, – заставляющая задуматься о том, – вот оно, как бывает: ее отпевали в той же церкви, где ранее состоялось венчание.
Эта экранизация – пример творческого постижения, – Швейцер показал себя находчивым режиссером, – серьезно подошедшим к делу и создавшим почти театральное произведение для двух участников: писателя и актера. Вечная тема: рассказчик и случайный слушатель…
На первый взгляд, трагедии Отелло, созданного гением Шекспира, и повесть Льва Толстого о Позднышеве могут показаться чем-то родственным, однако при более пристальном рассмотрении обнаруживается, что их объединяет лишь горестное завершение, трагический финал. Эпоха Шекспира – это эпоха колоссальных героев, людей, готовых на отчаянные поступки, пропитанных мужеством и доблестью. Публика того времени с благоговением сопереживала Отелло, человеку, доверяющему интуиции сердца, в отличие от коварного Яго, чьи действия диктуются лишь холодной рассудительностью. Однако к моменту создания повести о Позднышеве представления о личности претерпели существенные изменения, произошла переоценка моральных ориентиров, человеческие взаимоотношения стали более сложными и нюансированными. Убийство, прежде воспринимавшееся как катастрофическое событие, стало утрачивать свой масштаб, люди, казалось, стали пресмыкаться перед обстоятельствами, их духовный мир сузился, а вместе с ним и мир вокруг них.
Толстой, будучи проницательным наблюдателем нравов, остро ощутил эту духовную деградацию и стремился привлечь внимание общества к этой тревожной тенденции. Внешне люди соблюдали формальные приличия, демонстрировали благочестие и респектабельность, но за этой маской скрывался духовный вакуум, равнодушие и отчужденность. И все же, автор, несмотря на пессимистический взгляд, сохранял надежду на возможность духовного возрождения. Герой, под диктовку общественных предрассудков, совершает чудовищный поступок, становится убийцей, и общество, парадоксальным образом, не только принимает это, но и даже пытается оправдать. При этом, внутри самого человека, несмотря на содеянное, тлеет искра совести, он осознает всю глубину своей трагедии, понимая, кем он стал. Цена этого внезапного прозрения оказалась непомерно высока, ведь до этой точки можно было дойти иным путем.
Экранизация Толстого демонстрирует, насколько злободневной остается проблема дегуманизации, искаженной системы ценностей, когда стремление соответствовать навязанным нормам приводит к разрушению внутреннего мира. По всей видимости, это следствие страха перед уязвимостью, которую порождает способность к сопереживанию. Равнодушие, таким образом, становится своеобразной защитной броней, хотя и лишает человека способности к настоящей человеческой близости. Толстой взывал к совести, стремился пробудить чувство справедливости, желая оградить молодое поколение от духовной опустошенности – той панацеи, которая, как казалось, могла бы спасти от надвигающейся беды.
Важно научиться принимать людей с их убеждениями, не навязывать им свою точку зрения с помощью насилия. Лишь совесть способна подтолкнуть общество к позитивным изменениям. Чтобы преобразить мир, необходимо изменить само восприятие людей, взращивать в них образцы доброты, красоты и чистоты. Это долгий и сложный процесс, но он безусловно стоит затраченных усилий. Цель, как известно, оправдывает средства, однако акт насилия не способен убедить, не способен принести истинное удовлетворение. Лишение человека жизни лишь порождает страдания, не решает проблему, а лишь усугубляет её. Не стоит жить прошлыми обидами, стремиться к мести, необходимо прозреть, задуматься о настоящем и будущем. Режиссер, проникнувшись идеями писателя, сумел великолепно экранизировать произведение, передать его глубинный посыл к народу, воплотить его на экране именно так, как и задумал автор. Получилась своеобразный доверительный разговор со зрителем, который невозможно проигнорировать. Идеи Толстого, несмотря на некоторую наивность, безусловно верны и справедливы, хотя и требуют смелости, чтобы воплотить их в жизнь. Призвать к совести – задача не из легких, общество зачастую настолько огрубело, что до его души очень сложно достучаться. Однако сама попытка является важным и наглядным примером трагических последствий, которые несет в себе насилие…
В эпоху, когда потоковые платформы подарили миру волну мини-сериалов, переосмысливая даже самые иконические произведения, невольно вспоминаешь о советской традиции многосерийных экранизаций. Их отличала глубина, масштаб и, пожалуй, неподдельный авторский подход. И вот, перед нами – интерпретация, способная удержать внимание зрителя, особенно в контексте сегодняшнего обилия, зачастую поверхностных, кинематографических попыток переложить на экран классические тексты.
Лев Николаевич Толстой создал произведение, пронизанное искренностью и глубокой душевностью, но воплощение его замыслов на экране – задача не из легких. Данная адаптация, на мой взгляд, избегает многих распространенных ошибок, свойственных современным интерпретациям. Толстой мастерски выстраивал повествование, демонстрируя сложность человеческих взаимоотношений и ставя фундаментальные вопросы о смысле существования. Признаюсь, первоначальное знакомство с режиссерским видением вызвало у меня некоторое замешательство, оно казалось несколько отклонившимся от тех образов, которые сложились в сознании после прочтения романа. Однако со временем я оценил деликатность и мастерство создателей, сумевших передать не только сюжетную канву, но и подлинный дух произведения, обнажая его многогранную сущность.
Необычен и формат подачи – разделение на две части, воспринимаемые сегодня как отдельные эпизоды, что, безусловно, обусловлено текущими тенденциями потокового вещания. Ранее же, когда речь шла о полноценных фильмах, они представляли собой единое, неразрывное полотно. Авторы сценария смогли воссоздать атмосферу произведения, сохранив его первоначальный облик. Я не готов назвать этот проект вершиной экранизаций, которые мне довелось лицезреть, однако он, безусловно, заслуживает внимания.
Безупречен актерский состав, чья игра завораживает своей искренностью и убедительностью. Сюжетная линия превосходно продумана, а главная идея романа раскрыта с тонкостью и искусностью. Это поистине интеллектуальный и проницательный проект, способный увлечь даже самого искушенного зрителя. В эпоху, когда экраны пестрят однообразными и предсказуемыми историями, эта адаптация выделяется своей глубиной и содержательностью, не позволяя впасть в скуку. И за это, прежде всего, стоит поблагодарить талантливых актеров, чьи образы словно живые.
Это великолепное воплощение на экране гения Толстого. Рекомендую к просмотру всем ценителям кинематографа, особенно тем, кто ищет не просто развлечение, а возможность погрузиться в мир сложных человеческих судеб, понять мотивы поступков героев и, возможно, найти ответы на собственные вопросы. Приятного погружения в мир романа!
Рекомендуем к просмотру