Описание
Рецензии

Сериал Кремень

Актеры:
Владимир Епифанцев, Павел Климов, Анастасия Веденская, Иван Краско, Эдуард Федашко, Сергей Векслер, Сергей Мурзин, Сергей Кемпо, Вячеслав Коробицин, Алексей Осипов
Режисер:
Владимир Епифанцев, Александр Аншютц
Жанр:
боевики, детективы, криминальные, отечественные
Страна:
Россия
Вышел:
2012
Добавлено:
сериал полностью из 4 (25.01.2017)
Рейтинг:
6.90
6.30
Встречайте "Кремень" – захватывающая история о судьбе майора Шаманова, призванного непростой миссией: он отправляется в тихую, почти затерянную в провинции городскую черту, чтобы повидать старого соратника по боевому братству. Однако, приехав на место, он сталкивается с печальной картиной: эта, казалось бы, идиллическая обитель погрязла в хаосе, парализована тотальной беззаконием. Несколько десятилетий тому назад в городе укоренилась преступная организация, развернувшая свое влияние, словно ядовитый плющ, и душащая последние ростки свободы и справедливости. Местные жители, лишенные надежды и возможности защитить себя, влачат жалкое существование, лишенные базовых прав и вынужденные покорно терпеть грабежи и унижения. В душе Шаманова, подобно давно забытому пламени, вспыхивает решимость. Нахлынули воспоминания о временах, когда он, облаченный в форму элитного подразделения, с гордостью служил Родине, являясь олицетворением доблести и надежности для своих сограждан. В нем просыпается дух воина, жаждущего восстановить справедливость и вернуть мир в этот забытый уголок страны. Но мало кто мог предвидеть, что новое дело, казавшееся поначалу рутинным, обернется головокружительным испытанием, требующим неимоверных усилий и самопожертвования. Судьба уготовила ему непростой путь, полный опасностей и неожиданных поворотов, в самом сердце этого запутанного и безнадежного лабиринта.
Попытка ознакомиться с этим мини-сериалом не вызвала бури эмоций. Честно говоря, ожиданий особых не было, и оно, пожалуй, оправдались. Обычно я включаю подобное, как фоновое украшение, чтобы заполнить тишину и не утопать в абсолютной беззвучности. В итоге, проект оказался достаточно нейтральным, не демонстрируя ни выдающихся достоинств, ни неприглядных недостатков. Если же попытаться выделить положительные аспекты, то их, признаться, не так уж и много. Тем не менее, стоит отметить, что задумка, лежащая в основе сериала, достаточно свежа и нетривиальна, даже несмотря на принадлежность к не самому претенциозному жанру. Центральный персонаж – воплощение простого, искреннего патриота, обретшего сверхъестественные способности и ставшего своего рода супергероем, – представляет собой весьма интересную концепцию. Не стоит, пожалуй, осуждать попытки российских авторов черпать вдохновение у американских коллег, адаптируя их идеи и творческие подходы. В данном случае, вместо голливудской звезды, вроде Сталлоне, мы видим вполне себе русского мужчину, пытающегося найти свое место в мире. Как и положено супергерою, он вступает в схватки с криминальными элементами, приходит на помощь нуждающимся и становится щитом для беззащитных. Параллельно ему предстоит разбираться и с личными переживаниями, что добавляет глубины его образу. Сюжетная линия, безусловно, изобилует интересными событиями, эпизоды динамичны, своеобразны и обладают ощутимой степенью вовлеченности. Нельзя не отметить работу Епифанцева, он воплотил свою роль весьма убедительно. Однако, признаться, его присутствие не является определяющим фактором успеха всего проекта. В целом, сериал вызывает ассоциации со старыми криминальными историями девяностых, что, впрочем, не является чем-то катастрофическим. Однако, именно здесь начинают проглядывать и серьезные шероховатости. Впечатление, будто авторы сознательно повторяют уже существующие сюжетные ходы, а точнее, что это откровенный плагиат, становится все более ощутимым. Подача сюжета, откровенно говоря, проигрывает, она повторяет канву сюжета фильма "Рембо" – это абсолютно не оригинальная идея, и она не вызывает должного энтузиазма. Вероятность того, что даже американские зрители смогут распознать в этом произведении знакомые черты "Рембо", весьма высока. К сожалению, авторы зациклены на привязке истории к прошлому, что выглядит надуманно и утомляет. В конечном счете, подобное слияние с американским кинематографическим и телевизионным наследием не дает возможности выделиться, и российские идеи оказываются размытыми и неспособными раскрыться в полной мере. Именно это и является самой большой слабостью проекта. Другим ощутимым недостатком является неуклюжая попытка создать оригинальный элемент с использованием танцев. Похоже, авторы стремились подчеркнуть уникальность главного героя, наделяя его каким-то особым даром, но, к сожалению, это выглядит натянуто и нелепо. Не менее проблемны и персонажи-антигерои, лишенные индивидуальности и чьи действия часто кажутся бессмысленными и необоснованными. Таким образом, справедливой оценкой для данного проекта станет четверка из десяти – именно столько баллов он, на мой взгляд, и заслужил.
Попытка постичь ценность этой мини-сериальной ленты кажется невероятно затруднительной. На первый взгляд, перед нами разворачивается картина, унаследовавшая все атрибуты современных блокбастеров: захватывающий сюжет, динамичное развитие событий, харизматичные персонажи... однако, при более пристальном рассмотрении, ощущается явный дефицит чего-то существенного, что не позволяет ощутить полное удовлетворение от просмотра. Актерская игра Владимира Епифанцева и Анастасии Веденской, безусловно, не лишена определенных достоинств, но не способна полностью компенсировать общее ощущение незавершенности. Сюжетная линия, хотя и обладает некоторой интригой, и потенциально способна держать зрителя в состоянии напряженного ожидания, все же не реализует свой потенциал в полной мере, оставляя чувство досадного разочарования. Причина этой неоднозначности кроется, пожалуй, в чрезмерной шаблонности, которая бросается в глаза практически с первых минут. Сюжетная канва предельно проста: бывший сотрудник ГРУ, сбежавший от прошлого, оказывается втянутым в водоворот событий, терзащих убогое поселение. Здесь налицо все атрибуты классического криминального триллера: коррупция, криминальные разборки, беззаконие и несправедливость. Все это должно вызывать у зрителя искреннее сочувствие к обездоленным и подталкивать к решительным действиям. Однако, вместо этого, возникает лишь ощущение дежавю – мы уже видели это не раз. Сюжетная завязка, на первый взгляд, выглядит многообещающе: главный герой, в тишине созерцая чашечку ароматного эспрессо, замечает загадочную девушку по имени Настя. Вскоре он узнает, что на нее охотятся два нечистых на руку полицейских. Конечно же, интуиция подсказывает главному герою, что за этим кроется нечто большее, чем кажется на первый взгляд! И, следуя своим принципам, он, не раздумывая, отправляется на поиски девушки, чтобы спасти ее от грядущих неприятностей. Далее следует стремительный экшен, но и он не способен преобразить общее впечатление. Именно здесь проявляется главный недостаток – вместо оригинальных и новаторских идей мы сталкиваемся с реверансами в сторону клишированных боевиков эпохи девяностых. Актерская игра, несмотря на участие опытных исполнителей, оставляет желать лучшего. Веденская местами демонстрировала лишь имитацию игры, а Епифанцев не смог полностью раскрыть потенциал своего персонажа. Второстепенные герои, увы, лишены глубины и индивидуальности. Их образы плоские и неинтересные, лишенные какой-либо интриги или неожиданных поворотов. Режиссерская работа также не отличается выдающимся мастерством. Возможно, поклонники подобного рода мини-сериалов уже привыкли к такой стилистике, но, на мой взгляд, некоторые сцены были выполнены с использованием чрезмерного количества штампов, лишенных оригинальности и свежести. В целом, этот сериал не заслуживает однозначной рекомендации. Это не худшая лента, представленная на отечественном телевидении, однако и не является выдающимся произведением искусства. В нем хватает недочетов и огрешностей, но можно списать их на особенности российского телевидения. Моя оценка – пять из десяти, как признание того, что в этом проекте есть потенциал, который, к сожалению, не был реализован в полной мере.
Интриговало не столько само повествование, сколько возможность наблюдать за Епифановым в новом амплуа, выходящем за рамки привычных ролей. Появление Бадюка в эпизодической, но ощутимой для сюжета роли, сразу же породило своеобразное предчувствие, некую ожидаемость. На мой взгляд, именно этот актерский ансамбль, усиленный присутствием признанных мастеров сцены, является краеугольным камнем потенциального триумфа этого сериала. Сюжетная канва, увы, не поражает своей новаторскостью – это, по сути, обыденная история, выстроенная по знакомым штампам, лишенная какого-либо эпатажа или выхода за рамки реальности. Тем не менее, этой кажущейся простоты, этого привычного уклада, судя по всему, достаточно, чтобы удерживать внимание зрителя и дарить ощущение приятного времяпрепровождения. Нельзя не отметить, что одной из ключевых граней, делающих этот сериал достойным внимания, является его относительная свобода от излишней сентиментальности и мелодраматизма, от этих надоевших "бытовых соплей". Искренне признаюсь, что их отсутствие стало глотком свежего воздуха. Переходя к более критическому взгляду, следует отметить, что авторы допустили существенную оплошность, сплетая сюжетную паутину, которая, к сожалению, оказывается до крайности предсказуемой на протяжении всего повествования. Градус нелогичности, порой, достигает поистине забавных высот, рожденных, по всей видимости, не столько неумением сценаристов, сколько странностями, вплетенными в саму структуру повествования, и абсолютно абсурдными мотивами, определяющими действия ключевых действующих лиц. Особую проблему представляет собой образ главной героини, чья невинность и красота, по странному стечению обстоятельств, становится объектом нездорового внимания практически каждого мужского персонажа, встреченного на ее пути. Это обстоятельство вызывает немалое недоумение и кажется не вполне оправданным. Однако, в силу ряда позитивных факторов, это можно считать лишь незначительными шероховатостями на пути к общему впечатлению. В заключение, я настоятельно рекомендую этот сериал как поклонникам отечественного кинематографа, так и любителям динамичных, развлекательных боевиков, не требующих глубокого интеллектуального анализа и дарящих лишь легкое, ненавязчивое удовольствие. Это вполне достойный представитель жанра, способный отвлечь от повседневных забот и подарить несколько часов позитивных эмоций.
В этом проекте, уводящем зрителя в мрачную реальность, заметно перекликаются мотивы, знакомые любителям боевика от Рэмбо, однако, повествование занимает принципиально иной траекторию, особенно ощутимую для зрителя из постсоветского пространства. Если американская классика заостряет внимание на драматической судьбе вернувшихся с полей сражений, на их отчужденности от мирной жизни, то здесь акцент смещен в плоскость более локальных, специфических вызовов. Поворотной точкой стало обнажение гнилых корней власти: излишний авторитаризм на низовом уровне, вседозволенность правящей элиты, постановочные акции ради телевизионных рейтингов, и, самое главное, циничное оправдание своих поступков под эгидой защиты населения. Это – болезненная, но крайне важная рефлексия о безмолвном согласии с существующим порядком вещей, о коррозии моральных устоев. Безусловно, персонаж главного героя наделен чертами неуязвимости, напоминающие безжалостного терминатора. Попытки злодеев обмануть его, сломть или уязвить, оказываются тщетными. Да, порой боевые эпизоды выглядят неряшливо, монтаж нарочито дерганный, а режиссерская работа далека от безупречности. Но, несмотря на эти недостатки, впечатление от проекта остаётся ярким и резонирующим. Ценность этой работы заключается не в захватывающих перестрелках и грубой физической силе, а в острой, без прикрас демонстрации окружающего мира – мира, требующего осмысления и, возможно, переоценки. Сериал провоцирует на размышления, заставляя зрителя столкнуться с правдой, зачастую неприятной, но неизбежной. Он открывает глаза на процессы, идущие в тени, и заставляет задуматься о цене безмолвного подчинения.