• Стандартный
  • Crunchyroll
Описание
Рецензии

Сериал Да, я паук, и что же? / Kumo Desu ga, Nanika?

So I'm a Spider, So What?
Режисер:
Итагаки Син
Жанр:
комедия, приключения, фэнтези
Страна:
Япония
Вышел:
2020
Добавлено:
22-24 серия (Crunchyroll) из 24 (16.08.2021)
Рейтинг:
7.08
7.20
На протяжении эонов, их противостояние резонировало сквозь ткань мироздания, воплощая собой бесконечную сагу о вечном конфликте. Главный Герой, воплощение порядка и справедливости, и Повелитель Демонов, ниспровергатель устоев и повелитель хаоса, столкнулись в схватке, не оставляющей места компромиссам – битва на выживание, где исход предопределяет судьбу целых галактик. Их поле битвы располагалось в ином измерении, оторванном от привычной реальности, однако грань между вселенными оказалась зыбкой, подверженной неумолимой эрозии. Именно в ходе очередного, поистине грандиозного столкновения титанов, произошла катастрофическая разгерметизация пространства, породившая колоссальный энергетический всплеск, прорвавшийся сквозь барьеры и обрушившийся на наш мир. Эпицентром разрушительного катаклизма оказался неприметный класс одной из городских школ, где в это мгновение находилось немалое количество юных учеников, среди которых оказалась и наша главная героиня. Не встретив возмущения или печали по поводу своей внезапной кончины, девушка, казалось, смирилась с предначертанной участи. Ее земная жизнь, полная тягот и лишений, и без того представляла собой непрестанный набор изнурительных испытаний. Но смерть, подобно двери в новую реальность, предоставила ей шанс на трансформацию – на перерождение в нечто иное, возвышенное и могущественное. Из пепла разрушенного мира героиня возродилась, обретя облик, не подвластный человеческому пониманию: теперь она – не хрупкая девчонка, беззащитная перед жестокостью окружающих, а грозный монстр-паук, олицетворение первобытной силы и ярости. Поглотив в себя мощь нового существа, она постепенно адаптировалась к своему необыкновенному облику, оттачивая навыки, обретая контроль над своей неимоверной потенциальной мощью. Удивительным образом, она сумела гармонично объединить в себе свирепость хищника, поразительную ловкость, присущую искусным ткачам паутины, и удивительное миролюбие, стремящееся к созиданию и установлению равновесия. Словно мост между двумя мирами, она становится воплощением надежды в хаосе, готовая вступить на новый, неизведанный путь.
С первых же кадров просмотра зрелище повергает в состояние глубочайшего разочарования, а мысль, пронзающая сознание, – это признание полного фиаско. Безусловно, это самая вопиюще неудачная, наименее талантливая анимация, встреченная на рубеже лета 2021 года. Вопрос "Почему?" наверняка уже прозвучал в вашей голове, и я постараюсь дать на него исчерпывающий ответ. Ведь веб-новелла, послужившая основой для этой адаптации, являла собой нечто поистине ошеломляющее. Она пестрела моментами подлинной оригинальности, не лишенной остроумного юмора, а неожиданные сюжетные виражи удерживали внимание зрителя в состоянии напряженного ожидания до самого эпилога. Светящиеся, запоминающиеся образы героев, живой, детально проработанный мир, увлекательный сюжет и внезапные повороты – все эти элементы слились в гармоничное полотно, которое, увы, было грубо и безжалостно уничтожено при переносе на экран. Что же мы видим в результате этой попытки? Прежде всего, главный герой, словно призрак, отошел от центра внимания, и на его место водрузили невразумительного персонажа, чья деятельность ограничивается бессмысленным бегом и штампованными, пафосными репликами. Он совершенно лишен связи с основной сюжетной линией, представляя собой лишь нелепую декорацию. Во-вторых, мир, который в оригинальном произведении был четко и понятно описан (от демонического Паука до Владыки Демонов, от Короля Драконов до загадочного "D"), и благодаря которому зритель, подсознательно постигая их цели и мотивы, начинает сопереживать и радоваться успехам героев, в анимационной версии практически отсутствует. Вместо этого мы сталкиваемся с лавиной часов демонстрации нечто совершенно бесполезного, с непрекращающимся потоком шаблонных, лицемерных соплей, настолько однообразных, что уже к третьей или четвертой серии их хочется просто проматывать. В-третьих, целая плеяда ярких и харизматичных персонажей, населявших страницы веб-новеллы на момент 22-й серии, оказались совершенно вычеркнуты из визуальной адаптации. Их судьбы, их истории – все это было безжалостно отброшено в сторону. В-четвертых, временные линии, разветвленные на две основные сюжетные линии (история Паука и линия героя), представлены настолько запутанно и невнятно, что человек, не знакомый с оригинальным текстом, сможет понять эту структуру лишь в самый финальный момент просмотра. Таким образом, данное произведение можно смело причислять к вершинам безрассудства и служить наглядным примером того, как некомпетентная экранизация способна уничтожить даже самое яркое и захватывающее произведение. Это не просто адаптация – это акт вандализма по отношению к первоисточнику.
Трагичная трансформация выдающегося произведения в примитивную, лишенную всякого смысла пошлость – вот что мы наблюдаем все чаще. Изначально обещавший стать настоящим откровением, он был обесценен, превращен в жалкий отголосок своего первоначального величия. Нелепое возведение в ранг центральных действующих лиц обыденных предметов быта, таких как табуретки, вызывает недоумение и разочарование. Если это ранний этап адаптации, то, кажется, гений автора был безжалостно искажен и эксплуатирован. Наделить второстепенными персонажами, призванными служить лишь временному сюжетному ходу, уникальным чертами, присущими подлинным героям, – это уже запредельный акт творческой несправедливости. Любителям низкопробной, предсказуемой банальности, несомненно, найдется что поглотить из этого продукта. Однако для тех, кто ищет истории, отличающиеся глубиной и оригинальностью, это – откровенное разочарование. Кажется, перспективное повествование было задушено акцентом на создании связующих элементов сюжета через посредственных персонажей. И причина этого, к сожалению, очевидна: на руководящих позициях анимационных студий трудятся люди, не обладающие достаточным пониманием истинных секретов успеха. Они ошибочно полагают, что популярность таких проектов, как "Оверлорд", обусловлена упрощением первоисточника, огрублением деталей и игнорированием тонкостей авторского замысла. В результате мы получаем продукт, поражающий своей шаблонностью и вторичностью, продукт, лишенный искры первоначального вдохновения. Автор, казалось бы, нашла верный путь, но её задумку небрежно выхолощили, превратив в растянутую и незапоминающуюся историю о второстепенных персонажах. Для меня же первоначальная веб-новелла навсегда останется эталоном, примером того, на что способны женские умы, способные порождать фантастически прекрасные миры. А то, что мы видим на экране, – это голая демонстрация корпоративной хищнической логики: "Мы – Фирма, мы знаем, как извлечь максимальную прибыль, поэтому смиритесь с нашей интерпретацией, почтенная Баба, и наслаждайтесь мимолетной славой". Крайне жаль, что столь уникальную идею похоронили под слоем клише и посредственности. Как ярый поклонник веб-новелл, я испытываю глубокое разочарование. Теперь, когда меня попросят порекомендовать что-то вроде "Оверлорда", я буду лишь беспомощно разводить руками, дабы избежать неловкого провала. А тем, кто жаждет примитивных диалогов и избитых штампов, – уготовано щедрое застолье, господа!
Вообразите себе повествование, сотканное из нитей японской фантазии, где реальность столь же хрупка, как паутина, и может разорваться в любой момент, перенося человека в совершенно иное измерение. Это – "Да, я паук, и что же?" ("Kumo Desu ga, Nani ka"), амбициозная адаптация востребованного ранобэ Баба Окина, воплощенная на экранах аниме. Повествование укладывается в рамки давно популярного жанра исекай, предоставляя зрителю возможность окунуться в мир магии и приключений, где правила жизни пересмотрены, а законы физики потворствуют воображению. Центральная фигура этой причудливой истории – девушка, пленница увлечений отаку, чьи дни протекали в компании виртуальных миров, графических романов и компьютерных игр, отгораживая ее от суеты повседневности. Её внезапное, трагическое завершение – роковая встреча с грузовым транспортом – становится предтечей удивительной трансформации. Она пробуждается, лишенная привычного облика, заключенная в хитиновый панцирь, ощущая себя – пауком. Её новый дом – мрачные, сырые глубины подземелья. Охваченная не паникой, а прагматичной оценкой ситуации, она быстро осознает сходство окружающей действительности с механиками и динамикой широко распространенных многопользовательских ролевых онлайн-игр (ММОРПГ). Вооруженная этим знанием, она начинает целенаправленное развитие, неуклонно эволюционируя, стремясь преодолеть пределы своего заточения и обрести свободу. Однако история не ограничивается лишь перипетиями паучьей героини. Параллельная сюжетная линия повествует о других, не менее необычных "гостях" из иного мира – одноклассниках нашей главной героини. Им, в отличие от нее, сопутствует куда больше удачи: они обзавелись человеческими формами и оказались в мире, где им отведены высокие позиции и привилегированное положение. Они обучаются в своеобразном учебном заведении, где постигают премудрости управления и власти. Не стоит возлагать на это аниме сверхъестественные ожидания. Оно, безусловно, следует знакомым тропам жанра исекай, с явным уклоном в игровые механики. Даже оригинальность, присущая истории о героине-паучихе, не столь уж и нова. "Да, я паук, и что же?" – это, скорее, легкое и ненавязчивое развлечение, не требующее глубокого философского осмысления или напряженного внимания. Это – возможность отдохнуть, погрузиться в фантастический мир и насладиться увлекательным, хотя и предсказуемым, сюжетом. Легкая, ненапряженная история, не создающая существенной когнитивной нагрузки.
Мой опыт взаимодействия с японской анимацией, если честно, был обременен предрассудками. Ранобе, этот жанр литературных новелл, до меня не дошел, и манга, к сожалению, осталась для меня terra incognita. Однако, аниме оказалось неожиданно приятным открытием, существенно опровергнув мои опасения – совершенно напрасно испытываемые, как я теперь понимаю. Суть повествования заключена в обертке весьма мрачного, временами саркастического фэнтези. И это не просто притча, это погружение в мир, где тьма пронизывает всё, а юмор обращается к самым неожиданным и часто нелицеприятным аспектам реальности. Он искрометен, местами даже абсурден, вызывает приступы безудержного хохота, контрастируя с первоначальной мрачностью и некой злорадностью. Задумка, в своей основе, перекликается с концепцией, лежащей в фундаменте "Оверлорда". В обоих случаях зло олицетворяет не просто злую волю, а, скорее, необходимую меру для сохранения собственной сущности, борьбы за выживание. Изначально, по крайней мере. Представьте себе существо, паучиху, от рождения обреченную на смертельную схватку. Ее мать и братья – не просто враги, а охотники, намеревающиеся уничтожить ее и поглотить, и это – не метафорическое описание борьбы. Но, несмотря на эту мрачную отправную точку, история склоняется скорее к комичной, нежели к ужасающей. Однако, для полного погружения и наслаждения необходимо обладать развитым чувством черного юмора, способностью смеяться над абсурдом и темными сторонами бытия. "Мое существование в опасности, я ощущаю неудержимое пламя страха, что же я предприму с этим чудовищем?" – вот что проносится в голове героини, и именно в этом абсурдном страхе и заключается очарование повествования. "Они появились, преградили мой путь, спросили о моих намерениях, и попытались меня уничтожить. Я защищалась, и, к моему удивлению, они довольно быстро и неожиданно демонтировались." – такие строки, исполненные некой ироничной отстраненности, подчеркивают гротескность происходящего. "Навык табу возвысился до десятого уровня. Навык повелитель тьмы достиг новых высот… Что же мне теперь с этим всем делать? А, не имеет значения! У меня есть более насущные дела, ведь мне страшно хочется подкрепиться." – в этом коротком отрывке отражена беззаботность и цинизм героини, готовой сбросить тяжкую ношу ответственности ради удовлетворения базовых потребностей. В общем, я бы сказал, что это произведение обладает хотя бы первым уровнем черного юмора. Если оно вас зацепит – прекрасно, если нет – не стоит даже пытаться. Это не для всех.
Вновь на зрительском горизонте всплыла знакомая концепция реинкарнации, однако на этот раз сюжет покинул привычный путь героя, чтобы окунуться в мир, где главную роль исполняет кровожадное, чудовищное создание. Идея, безусловно, интриговала и таила в себе несомненный потенциал. Повествование обещало оригинальный поворот, отличающийся от штампов, которыми пестрят многочисленные истории о перерождении. К сожалению, при адаптации литературного первоисточника – ранобэ – сценарий претерпел существенные сокращения, что негативно сказалось на целостности и глубине повествования. Начальный этап сериала подарил ощущение динамики и свежести, но с каждым последующим эпизодом качество истории неумолимо падало, погружая зрителя в болото однообразия. Изначально увлекательные приключения в облике паукообразного существа постепенно превратились в рутину, а остальной контент оказался неудовлетворительным, лишенным всякого очарования. Особую досаду вызывает типичный, излишне навязчивый «главный герой» (ОЯШа). Его бесконечные жалобы, нытье и самокопание вызывают лишь раздражение и утомляют. Эпизоды, посвященные взаимоотношениям с людьми, лишены всякого интереса и не представляют никакой ценности, за ними можно безболезненно пропустить. И вот, сезон близится к завершению, а на экране по-прежнему разворачивается тягомотное полотно бесцельных диалогов и затянутых сцен, не ведущих ни к чему. Многие персонажи, которые могли бы обогатить сюжет и придать ему глубины, остались нераскрытыми, застывшими на поверхности истории. Вряд ли кто-то будет с нетерпением ждать продолжения этого произведения, которое, к сожалению, не оправдало возложенных на него надежд и стало очередным, безвкусным, "выброшенным" тайтлом, не оставившим после себя никакого следствия.