Описание
Рецензии

Сериал Опасные связи (2003) / Les liaisons dangereuses
Актеры:
Катрин Денёв, Руперт Эверетт, Настасья Кински, Даниель Дарьё, Лили Собески, Анджей Жулавски, Сирилл Тувенин, Франсуаз Брион, Теди Папаврами, Мария Белоусова
Режисер:
Жозе Дайан
Жанр:
драмы, мелодрамы
Страна:
Канада, Франция, Великобритания
Вышел:
2003
Добавлено:
сериал полностью из 3
(02.11.2012)
Рейтинг:


В сердце Франции, в эпоху, когда викторианская элегантность соседствовала с зарождающейся эмансипацией, разворачивается эта захватывающая история. Действие переносит нас в середину девятнадцатого столетия, в мир изысканных салонов и тайных интриг. Здесь, среди шепота бархатных портьер и блеска хрустальных люстр, обитает мадам де Мертей – загадочная и влиятельная фигура, выступающая в роли своеобразной покровительницы юных дарований искусства.
Ее роскошные апартаменты, расположенные в самом сердце бурлящего города, хранят секрет, объединяющий их с домом фотографа, некоего Вальмона. Скрытый проход, словно нить, связывающий два мира, служит не только удобным переходом, но и уединенным будуаром – местом сокровенных откровений и тайных встреч. В этом укромном уголке сливаются порой самые непристойные признания и рассуждения о коварных политических манипуляциях.
Мадам де Мертей и ее окружение, погрязшие в гедонистических удовольствиях и моральном разложении, находят истинное наслаждение в искушении невинных душ. Они, словно искусные кукловоды, провоцируют в молодых сердцах ростки желания, затем плетут паутину манипуляций, превращая свои жертвы в послушные марионетки. Их игра строится на разрушении иллюзий и краже невинности, а каждый успех приносит им не показную радость, а зловещее удовлетворение.
Однако за внешней благопристойностью и очарованием скрывается глубоко укоренившаяся, почти патологическая жажда мести. Мадам де Мертей, движимая болезненной ревностью и горьким чувством предательства, вынашивает гневный замысел, адресованный дипломату Жеркуру. Когда-то он был ее любовником, предав ее ради молодой и перспективной пианистки, Сесиль, чья нежная красота и талант пленили его внимание.
Охваченная яростью и отчаянием, мадам де Мертей обращается к своему союзнику, Вальмону. Этот человек, не менее склонный к жестоким розыгрышам и интригам, становится орудием ее мести, готовым исполнить ее коварный план, посеять хаос и разрушение в жизни Жеркура, словно в полях сорняков. И эта игра возмездия обещает быть беспощадной и полной драматических последствий.
Роман де Лакло занимает особое место в моей литературной панораме. Это произведение настолько глубоко проникло в мою душу, что я не устаю возвращаться к нему вновь и вновь, внимательно следя за его интерпретациями на экране. Несколько кинематографических попыток передать великолепие "Опасных связей" я видела, среди которых работы Стивена Фриарза и Милоша Формана, с участием таких выдающихся актеров, как Колин Ферт, Гленн Клоуз и других. Однако, ни одна из них не смогла в полной мере уловить всю палитру эмоций и тонкость психологизма, заложенных автором. Особую симпатию я испытываю к экранизации, созданной Жози Дайан, где, на мой взгляд, наиболее точно и проникновенно воссоздана сюжетная канва.
Хотя и ощущается стилизация под эпоху 60-х, полностью растворить XVIII век в кинематографическом переложении не удалось. Страсти, кипящие на экране, выглядят несколько инородно в контексте современной, рациональной и зачастую лишенной искренних чувств эпохи. Эмоциональный диапазон, предложенный де Лакло, настолько широк и насыщен, что его невозможно скопировать в рамках современного киноязыка, не потеряв при этом часть первоначального смысла.
Меня покорила любовная линия, сплетенная из нитей искренней привязанности, предательства, отмщения и, прежде всего, эгоизма – той движущей силы, которая определяет действия персонажей. Именно эта многогранность и психологическая глубина заслуживает самой искренней благодарности создателям.
Одна из ключевых сцен, открывающая душу Вальмона и раскрывающая его философские взгляды на мир, воссоздана в экранизации с поразительной точностью, буквально следуя тексту романа. Здесь он оправдывает свои поступки, провозглашая свою непричастность к происходящему – яркое свидетельство его самолюбия, столь органично вплетенного в канву повествования де Лакло.
Особого внимания заслуживает выбор актерского состава. Вальмона должен был воплотить Эверет, обладающий внушительной харизмой и склонностью к самолюбованию, что гораздо лучше передает суть персонажа, чем злобное выражение лица, свойственное Малковичу. Взгляд Эверета искренен в своей привязанности к мадам де Мертей – он влюблен в нее по-настоящему, хотя его эгоцентризм, несомненно, играет свою роль. Он, безусловно, больше любит себя, но упрекать в этом человека, обладающего безупречным вкусом и манерами, было бы несправедливо. Эту роль Эверет исполнил блестяще, что не может не радовать.
Денев, без сомнения, создала образ божественной красоты. Неудивительно, что ее часто называют воплощением элегантности, и многие режиссеры восхищались ее внешним видом. Однако, я убеждена, что ее вклад заключается не только в этом. Актриса смогла передать нюансы характера и сложные эмоции, проявляющиеся в мельчайших деталях. Актриса, полагающаяся лишь на внешность, не способна на подобное мастерство.
Мадам де Мертей – воплощение самодостаточности и гордости. Она не терпит тех, кто не способен оценить ее по достоинству. И все же, за маской холодности скрывается нежная и чувственная натура, способная на искреннюю поддержку, в том числе и для Вальмона. Его любовь для нее – не просто игра, а признание заслуг, ведь она не привыкла тратить время на пустые увлечения. Впрочем, ее равнодушие иногда оказывается более опасным, чем ее внимание.
Химия между актерами, сыгравшими главную пару, вызывает искреннее восхищение. Их взгляды, их жесты излучают такую силу чувств, что невозможно отвести взгляд. Именно поэтому экранизация так сильно привлекает меня. Даже лауреат премии "Оскар" с Клоуз и Малковичем не смог достичь подобной гармонии. В последнее время крайне редко можно увидеть на экране такие органичные дуэты, такие открытые и искренние проявления чувств. Несмотря на то, что между персонажами нет глубокой связи, ощущается взаимное притяжение, необходимое для создания подобного эффекта. Подобные связи редко встречаются в других экранизациях, и Денев и Эверет достигли невероятного мастерства в передаче этой динамики.
Однако, к работе второстепенных персонажей есть некоторые претензии. Например, воплощение де Турель Кински иногда кажется излишне занудным, и Вальмон вряд ли бы испытал к ней чувства. Есть замечания и к другим персонажам, но они возникают лишь в связи с тем, что мы видели всего две версии экранизации.
Редко случается так, чтобы фильм превосходил свой первоисточник, но в данном случае, благодаря талантливой работе Дайан, Денев и Эверета, экранизация приблизилась к идеалу.
9 баллов из 10.
Спустя долгие пятнадцать лет, словно окутанный пеленой забвения, я, наконец, приобщилась к этому завораживающему мини-сериалу. Ирония судьбы, что столь значительное время прошло с момента его триумфального появления на экранах, ничуть не принижает его художественной ценности. Это поистине великолепная экранизация, облаченная в ауру изысканного великолепия, украшенная блестящими актерскими работами, которые и составляют основу успеха.
Невозможно не испытать легкую грусть, вспоминая ушедшую эпоху XVIII века, – время великолепных нарядов, пышных париков, роскошных будуаров, блистательных приемов, переполненных шепотом сплетен и коварных интриг. Что же оставалось делать обитателям той эпохи, лишенным современных удобств, таких как телефон, самолет или автомобиль? Разве что плести паутину интриг, сплетать нити коварства и манипуляций! В высшем обществе не найти равных соблазнительной интриганке, маркизе Изабель де Миртей, и ее непредсказуемому "партнеру" – сердцееду и ловеласу, виконту Вальмону Себастьяну. Она, Изабель, с поразительной изобретательностью плетет сложные сети, в которые одна за другой попадают ее жертвы, зачастую движимые лишь ее капризом. Создается впечатление холодной, бесчувственной души, лишенной искреннего сострадания. Возможно, именно это объясняет, почему чары Себастьяна не находят в ней отклика. Он, соглашаясь на участие в ее новом, безумном плане, требует в награду ночь и день, проведенные наедине с Изабель. В обмен на эту щекотливую услугу, он должен совратить юную и невинную Сесиль накануне ее свадьбы. Как жаль, что XVIII век ушел! Подобные действия, осуждаемые даже по меркам той эпохи, сейчас кажутся просто недопустимыми.
Параллельно с выполнением своего "задания", Вальмон, словно мотылек, привлекается к скромной, целомудренной Марии де Турвель, и пытается сломить ее нравственную стойкость. Ее искренняя, неподдельная любовь трогает его, обнажая его собственные, давно погребенные чувства, и в конечном итоге обрекает их обоих на гибель.
Здесь, вновь, возникает тоска по ушедшей эпохе, хочется обратить ваше внимание на замысловатый финал романа. Что такое утрата репутации, особенно в наш, циничный век? Кто поверит, что подобная интриганка, подобная Изабель де Мертей, вновь не появится в каком-нибудь блистательном обществе, пусть даже не в Париже? Но наказание, наложенное автором романа, останется с ней на всю жизнь – навсегда лишив ее светской жизни, изгнав в безвременье.
Отдельно хочется поблагодарить режиссера за гениальную идею собрать на одной съемочной площадке целое созвездие "звезд мирового кинематографа", представляющих различные поколения.
Блестящая французская актриса и певица, воплощение элегантности и грации, Даниэль Дарьё (тетушка Вальмона), начавшая свою карьеру в кино еще в 1930-х годах (вместе с Жаном Габеном, Жераром Филиппом, Жаном Марэ и другими), согласилась сыграть эту роль в возрасте восьмидесяти пяти лет! Даниэль Дарьё ушла из жизни в 2017 году, успев отметить свой столетний юбилей – поистине легендарная актриса!
Очаровательная Катрин Денёв (Изабель де Мертей), "символ Франции", "лицо Парижа", настолько, что ее имя стало нарицательным! Трудно найти человека, не восхищенного ее очарованием в юности ("Шервудские зонтики" и "Девушки из Рошфора", где, кстати, роль ее матери исполняла Даниэль Дарьё) и позже, в зрелые годы: "Дневная красавица", "Африканец", "Любимая теща"... Похоже, что Катрин знает секрет Макропулоса, ведь ей уже за шестьдесят, а на экране она выглядит не старше сорока. Возраст, конечно, лишил ее лицо былой выразительности, но не смог угаснуть ее французский шарм и изящество.
Настасья Кински (Мария де Турвель), знакомая нам немецкая актриса, волей роковой случайности оказывается втянута в водоворот событий, в жестокую игру, где ей суждено проиграть. Она – полная противоположность Изабель, ее душа открыта для чувств, полна нежности и сострадания. Мария влюбляется, наивно веря в искренность чувств Вальмона, и не мыслит своей жизни без него.
И, наконец, английский актер Руперт Эверет, словно бывший исполненный сразу несколькими ролями: племянник, "товарищ по закулисным играм" и любимый... может быть, во время съемок фильма, его широко покатые плечи были олицетворением мужского начала, олицетворением неистовой энергии, требующей выхода.
Новая интерпретация знаменитого романа Шарлотты де Лакло предстает перед зрителем, преображенная роскошными декорациями, словно перенесенная из эпохи изысканных дворцовых интриг в современный контекст. Однако, несмотря на свежий визуальный облик, в сердце повествования остаются незыблемыми столпы классической драмы: страсть, гамма человеческих эмоций, плетение замысловатых манипуляций, играючи пронизывающих умы благородных особ.
Катрин Денев, воплотившая на экране Мадам де Мертей, выдала поистине блистательную работу. Её героиня излучает неподдельную элегантность, ту, что не свойственна юным особам, приобретенную в результате прожитых лет, наполненных глубоким познанием мира. В ней сочетаются проницательность, благородство и внутренняя сила, которые притягивают и завораживают, при этом лишь усиливая напряжение сюжета. Ощущается, что эта женщина – искусный стратег, чётко осознающая свои желания и готовая на всякие хитрости ради их осуществления. Она способна проявить упрямство, для противников - смертельную опасность, а при необходимости – и маску лицемерной добродетели.
Вальмон Эверетт, сыгранный другим актером, представляет собой диаметральную противоположность Мадам де Мертей. Его характер – это буря страстей, вспыльчивость, пронзительный, обжигающий взгляд и поразительная изобретательность. Он руководствуется скорее инстинктами, чем рациональным мышлением, хотя назвать его недалеким или необразованным было бы несправедливо. Часто он сам не вполне понимает, к какому результату его импульсивные действия ведут.
Дуэт Вальмона и Мадам де Мертей – это настоящее химическое взаимодействие на сцене. Их различия лишь подчеркивают взаимное притяжение, создавая атмосферу, в которой кажется, будто воздух искрится от напряжения. Это, на мой взгляд, убедительное изображение любви – сложной, коварной и захватывающей.
Нельзя не отметить и других исполнителей. Собески, как и другие актеры, справились со своими ролями достойно. Дарья, обладавшая особым шармом и обаянием, великолепно воплотила образ Розмонд, её роль невозможно представить без нее. Актёр же, сыгравший Дансени, мог бы проявить больше самоотверженности в работе, ощущалось, будто его талант ограничен рамками лишь одной роли.
Взаимодействие между Эверетом и Денев – это постоянная борьба титанов, противостояние сильных и страстных натур. Они не склонны к компромиссам, их действия подчинены неутолимому азарту, что неизбежно приводит к попаданию в опасные, порой криминальные ситуации. Им следовало бы остановиться, когда их замысел был выполнен, но эскалация уже запущенный процесс захватила их целиком. Это же негативно повлияло и на Турвель, некогда скромную и правильную. Жесткий мир, суровая реальность подтолкнули её на грань пропасти. Кински, исполнившая эту роль, сумела передать душевные метания героини, её растерянность, непонимание, как поступить дальше. Множество других моментов в киноленте вызвали искренний восторг, благодаря своей яркости, глубине и реалистичности.
В заключение хочу сказать, что фильм получился триумфальным, подобран актеры безупречны, а музыкальное сопровождение достойно отдельной похвалы. Это поистине захватывающее зрелище, которое оставляет глубокое впечатление.
Высший балл - 10 из 10.
С предвкушением, почти с трепетом, я приступила к просмотру этого телепроекта, убежденная в его потенциале. Привлекали, прежде всего, имена блестящих актеров, среди которых особенно выделялась Изабель Дюней, чья харизма способна покорить зрителя с первых же кадров. Она – из числа тех редких исполнительниц, чье мастерство завораживает, а внешняя привлекательность, подкрепленная изысканными костюмами, усиливает впечатление. Следует признать, что после просмотра первой адаптации романа, где главную женскую роль исполнила Сара-Мишель Геллар, возникали определенные сомнения в способности Дюней достойно воплотить эту сложную образ. Но, к моему искреннему удивлению, актриса превзошла все ожидания, продемонстрировав поразительную глубину и нюансированность в интерпретации персонажа. Это еще раз убедило меня в таинственности и непредсказуемости французского менталитета, в той непостижимой ауре, что окружает француженок.
Что касается Эвана Эверета, то его игра ощущалась как нечто само собой разумеющееся, практически безупречное. Погружаясь в просмотр, возникало устойчивое чувство, будто актер стал живым воплощением Вальмона, словно он был использован как прототип при создании этого неоднозначного персонажа. Его взгляд, пронизывающий и жесткий, иногда словно излучает леденящий холод, а напускное безразличие, тщательно культивируемое актером, способно захватить внимание и растопить сердце любой женщины. Именно такие мужчины, сочетающие в себе загадочность и кажущуюся отстраненность, всегда пользовались особым успехом в женских сердцах. И хотя в его исполнении можно усмотреть отдельные недочеты, актер, безусловно, справился с поставленную задачу на достойном уровне. Наряду с Дюней, он создал на экране поистине завораживающий дуэт, где слова кажутся излишними.
Обсуждать сюжетную канву представляется избыточным, поскольку перед нами классическое произведение, претерпевшее филигранную экранизацию. Эта адаптация – квинтэссенция художественной интерпретации, воплощенная с мастерством и любовью к первоисточнику. Настоятельно рекомендую погрузиться в этот кинематографический опыт, позволить себе увлечься и насладиться величием классической истории, ожившей на экране.
Рекомендуем к просмотру