Описание
Рецензии

Сериал Проклятые короли (2005) / Les rois maudits (2005)

A Cursed Monarchy
Актеры:
Жанна Моро, Хью Дальмагро, Фридерик Лафоре, Филипп Торретон, Чеки Карио, Жерар Депардье, Жером Анже, Жан-Клод Бриали, Жан-Клод Друо, Жак Списсер
Режисер:
Жозе Дайан
Жанр:
драмы, исторические
Страна:
Франция, Италия
Вышел:
2005
Добавлено:
сериал полностью из 5 (24.04.2013)
Рейтинг:
6.70
6.10
В эпоху, когда французский трон занимал Филипп IV, прозванный народом зва́нием "Красивый", но в узких кругах – куда более суровым и звучным "Железный король", судьба государства оказалась тесно переплетена с могуществом и влиянием ордена тамплиеров. Потребность в обширных финансовых ресурсов, обусловленная сложной внутренней и внешней политикой, вынудила монарха обратиться к рыцарскому братству за поддержкой. Тамплиеры, известные своей организацией и богатством, не остались безучастными к просьбе повелителя, предоставив ему желаемую сумму. Однако время шло, а запросы Филиппа IV, казалось, не прекращались. Обязательства перед Орденом, аккумулировавшиеся с каждой новой просьбой, становились все более ощутимым бременем для королевской казны. В стремлении избежать возмещения долга, который уже угрожал истощить государственные ресурсы, и одновременно, попутно, пополнить собственные сокровища, король принял решение, которое должно было войти в историю как акт несправедливости и жестокости. В одночасье Филипп IV отдал приказ о роспуске ордена тамплиеров, лишив их имущества, земель и почетного звания. Лидер тамплиеров, Великий Магистр Жак де Моле, был схвачен и приговаривается к сожжению на костре, как еретик и предатель. В последний миг, стоя перед бушующим пламенем, словно прозревая будущее и осознавая масштаб предательства, Жак де Моле произнес слова, которые эхом пронеслись сквозь столетия. Произнеся проклятие, обрушивающееся на тех, кто виновен в его трагической кончине и на королевскую династию, он, казалось, бросал вызов самой судьбе, предрекая им горькую плату за совершенный ими поступок. Этот последний акт, исполненный отчаянием и презрением, навсегда запечатлелся в памяти как предостережение и как символ несправедливости, порожденной властью.
Монументальный роман, воспевающий выдающиеся фигуры, запечатленные в полотне истории, оказал на меня глубочайшее воздействие. Повторное обращение к произведениям Дрюона порождало трепетное покалывание на коже, ощущение непосредственного погружения в водоворот событий. Исполнилось странное, двойственное чувство: восторг от возможности соприкоснуться с величайшей эпохой, переплетенный с горечью осознания того, что любимая Франция тонула в океане насилия, обреченности и невыразимого ужаса. Теперь я попытаюсь обрисовать разницу между откликом, вызванным чтением книги, и восприятием, полученным при просмотре телевизионной адаптации. В первую очередь, меня пленил образ Робера Артуа – безрассудного повесы и воплощения французской доблести. Его обаяние по-прежнему завораживает, и я до сих пор не могу удержаться от восхищения этим сложным и противоречивым персонажем. Первоначально я усматривала в нем мощного, коренастого мужчину, наделенного острой житейской мудростью, ведь не способен был безрассудный простак плести столь изощренные интриги. Однако актер, взявший на себя эту роль, Филипп Торретон, не смог убедить меня в своей правдоподобности. Его воплощение оказалось лишенным той брутальности, того магнетизма, которая присуща Роберу Артуа в описаниях Дрюона. Экранный образ получился пресмыкающимся, лишенным выразительности, и совершенно не соответствовал тому впечатляющему портрету, который оставил нам автор. Маго Артуа предстала в моем воображении совершенно иначе. Я видела в ней опасную, властную и жестокую женщину, одержимую безумной жаждой возмездия, мечтающую о крови своего племянника. К сожалению, актриса Жанна Моро не смогла передать глубину и сложность этой трагической фигуры. Напротив, игра Жерара Депардье в роли Жака дэ Моле была безупречной – как можно сомневаться в гениальности великого актера? В целом, фильм выполнен на весьма достойном уровне. Безусловно, картина не лишена определенных киноляпов, но режиссеру удалось в значительной степени достоверно и честно воспроизвести дух той бурной исторической эпохи. Однако мне остро не хватало тех детальных, многогранных описаний, которыми щедро наполнял свои произведения Дрюон. Он мастерски передавал самые незначительные, но говорящие детали – удушливые запахи, тяжелые эмоциональные переживания, мелочи быта, которые придавали его произведениям особенную глубину и дополнительный трагизм, позволяя читателю почти физически ощутить атмосферу того времени. Его талант заключался не только в повествовании о великих событиях, но и в том, чтобы показать читателю, как эти события влияют на жизнь обычных людей.
Несмотря на ощутимые шероховатости, данный телесериал оставил после себя весьма приятное впечатление. Поначалу чувствовался определенный дискомфорт, связанный с неудачным кастинг-решением – выбор актеров не всегда соответствовал ожиданиям. Однако, это не стало непреодолимым препятствием для восприятия. Большой претензией, по моему мнению, является изображение Маго. Автор, рисуя ее коварство и плетения интриг, создал образ, который, к сожалению, вольно расходился с представлением о ее внешности, порождая противоречивые ощущения и отрывая от повествования. Не менее странным показалось описание Роберта – отталкивающая, неприятная вонь, исходящая от огромного исполина, оказалась не самым изящным художественным приемом, и искренне порадовалась я тому, что на экране его представили иначе. Экранизация не обошлась без существенных оплошностей, касающихся воплощения образов Беатрисы и Мортимера. В книжном изложении эти персонажи предстают яркими, харизматичными личностями, наделенными глубиной и сложностью. Однако, в сериале они поблекли, утратив свой первоначальный блеск. Актерская игра не смогла передать всю палитру их характеров и присущий им дух. Особого внимания заслуживает Клеменция, чей образ получился совершенно неубедительным и не смог донести до зрителя всю глубину ее благородства и неподкупности. Одинокий луч света в этой непростой актерской работе – это, безусловно, Изабелла, чье воплощение на экране выглядит честным и достоверным. Ограниченный производственный бюджет, к сожалению, наложил существенный отпечаток на повествование, вынудив авторов значительно урезать сюжетную линию романа. Не удалось воссоздать масштабные рыцарские состязания, захватывающие морские экспедиции – сцены, которые играют ключевую роль в раскрытии характеров героев и динамики развития событий. Это, несомненно, вызывает сожаление. Тем не менее, экранизация обладает своим неповторимым очарованием. Встречаясь с любимыми персонажами в динамичном изображении, зритель невольно начинает сотворять в воображении новые, альтернативные образы, существенно отличающиеся от тех, что представлены на экране. Несмотря на недостатки, просмотр доставляет истинное удовольствие, а создатели заслуживают похвалы за достойную передачу основной сюжетной канвы произведения. Этот сериал, несмотря на все недочеты, дарит уникальную возможность погрузиться в знакомый мир и переосмыслить его по-новому.
Несмотря на ощутимые шероховатости, свойственные некоторым эпизодам – например, чрезмерную затянутость повествования, несколько неудачный выбор актерского состава и, пожалуй, не вполне убедительную компьютерную визуализацию – я вынужден признать, что эти недочеты бледнеют в сравнении с поистине выдающейся игрой исполнителей главных ролей. Они с поразительной достоверностью воплотили на экране сложный комплекс переживаний, свойственный эпохе, мастерски передали хитросплетения средневековых интриг и создали гнетущую, пронизанную безнадежностью атмосферу, которая буквально окутывает зрителя. Тьма, царящая в мрачных залах и лабиринтах коридоров, рождает тяжелую, щемящую тоску, которая гармонично сочетается с изначально предопределенной трагичностью сюжета – элементом, безусловно, отвечающим духу творчества Дрюона. Такие экранизации, несомненно, пробуждают желание вновь обратиться к первоисточнику, перечитывая роман перед сном. Однако при повторном погружении в текст уже не возникает необходимости задерживаться на детальных описаниях персонажей – их образы, выгравированные визуальным воплощением, навсегда остаются в сознании, определяя интерпретацию и создавая неразрывную связь между литературным произведением и кинематографической адаптацией. По сути, зритель уже обладает полноценными ментальными портретами, обогащенными нюансами, которые не всегда улавливаются при первичном прочтении.