Описание
Рецензии

Сериал Лев Толстой - Власть тьмы
Актеры:
Игорь Ильинский, Михаил Жаров, Борис Горбатов, Виктор Коршунов, Элла Далматова, Галина Кирюшина, Клавдия Блохина, Татьяна Панкова, Ольга Чуваева, Галина Скоробогатова, Галина Буканова, Виктор Шарлахов, Валерий Носик, Евгений Буренков, Елена Рубцова
Режисер:
Борис Равенских, Феликс Глямшин
Жанр:
драмы, театр
Страна:
СССР
Вышел:
1978
Добавлено:
сериал полностью из 2
(10.09.2018)
Драма о Ефреме Колоскове явилась плодом художественного мировоззрения, неразрывно связанного с эстетикой натурализма – течения, будоражившего умы и определявшего художественные запросы литературной Европы девятнадцатого столетия. Постановка, словно глубокий анатомический разрез, обнажает фундаментальные вопросы человеческого осмысления действительности, погружая зрителя в бездну внутреннего мира главного героя.
Невыносимая боль, вызванная трагической гибелью ребенка, ставшей результатом его неосторожного действия, терзает душу Колоскова, отравляя его существование. Экранизация с филигранной точностью передает этот спектр мучительных переживаний, отчаяния и экзистенциального ужаса, детально воссоздавая мрачную панораму эпохи, запечатлевая тонкости человеческой психологии и раскрывая неисчерпаемую палитру человеческих чувств. Каждое мгновение, каждый жест – отражение не только личной трагедии, но и специфики мировосприятия, характерного для того времени, когда социальные нормы и моральные дилеммы формировали сложный и противоречивый ландшафт человеческих взаимоотношений.
Задуманный как масштабный проект, посвященный исследованию творчества Льва Толстого, “Власть тьмы” обещает не просто перенести на экран классическую повесть, но и пролить свет на её более потемневшие, менее очевидные аспекты. Он позволит заново открыть для себя гениального писателя, прикоснуться к глубинам его сложной и многогранной души и постичь тонкости его виртуозного мастерства в изображении человеческой природы – со всеми её уязвимостями, противоречиями и скрытыми мотивами. Это путешествие вглубь творчества, обещающее открыть новые горизонты понимания одного из самых значительных голосов русской литературы.
В 1886 году Лев Толстой создал пьесу, ставшую отражением трагической правды, но долгое время лишенную возможности обрести театральную жизнь. Эта история, основанная на реальных событиях, оказалась настолько неудобной для властей, затрагивая столь острые социальные вопросы и рисуя без прикрас портреты людей с их пороками и внутренними противоречиями, что столкнулась с жестокой цензурной машиной. Четыре года понадобилось сторонникам писателя, чтобы добиться разрешения на скромную, домашнюю постановку – свидетельство той эпохи, когда говорить о правде было опасным вызовом.
Представляя себе ту эпоху, невольно охватывает чувство глубокой тревоги. Возникает ощущение, что окружающий мир пронизан той же несправедливостью, той же моральной деградацией. Жизнь, лишенная средств к существованию, толкает человека на отчаянные поступки, заставляя жертвовать всем, что дорого: принципами, дружбой, семейными узами, даже верой, которая становится лишь формальностью, отложенной на лучшее время. Те, кто обладает властью и богатством, считают себя вправе диктовать условия существования остальным, погружаясь в иллюзию вседозволенности. А то, что должно было стать оплотом надежности и любви – семья, – превращается в яростную, бесчеловечную борьбу за выживание, словно птичья драка за крохи хлеба, рассыпанные на необъятном складе. Жизнь предстает во всей своей мрачной, нищенской, грязной и невыносимо тяжелой сущности.
Повествование разворачивается в несколько временных пластов, охватывающих ключевые этапы жизни персонажей, разделенных значительными промежутками. Мы наблюдаем за их повседневными заботами, за их нравственными дилеммами, за принятыми ими решениями, и затем, с невольной тревогой, видим, к каким далеко идущим последствиям эти решения приводят. И эти последствия, как ни парадоксально, кажутся неизбежными, предопределенными самой природой человеческой неблагодарности.
Название картины, как это часто бывает, не совсем соответствует содержанию. Толстой первоначально планировал дать своему произведению более пронзительное и символичное имя: "Коготок увяз, всей птичке пропасть". Именно это название, как тонкий напев, передает суть этой глубоко реалистичной истории, ее центральную идею. Легко поддаться искушению закрыть глаза на мелкие недостатки, оправдывать себя, представляя, что ничего плохого не произошло. Однако за незначительным проступком всегда следует другой, и со временем мелкий грех, казавшийся безобидным, даже оправданным тяжелыми обстоятельствами, становится лишь первым звеном в цепи все более серьезных и предосудительных поступков, чреватых разрушительными последствиями.
В течение трех часов просмотра не удалось обнаружить ни одного персонажа, способного вызвать искреннее сочувствие. Вся эта колоритная компания из одиннадцати людей – это галерея недалеких, ничтожных, подлых и духовно ограниченных существ. Некоторые из них, особенно мастерски обрисованные Толстым, вызывают откровенную неприязнь, вызывая ощущение дискомфорта и отвращения. Вспоминаются слова Андрея Филатова из его «Федота-стрельца»: «Ну и ушлый вы народ, ажно оторопь берет! Всяк другого чтит уродом, несмотря что сам – урод…».
Эта картина рекомендована к просмотру ценителям русской классической литературы, всем, кто интересуется историей и жаждет прикоснуться к подлинной правде. Особенно она придется по вкусу тем, кто ощущает, что собственная жизнь лишена ярких красок и стремится к новым ощущениям. Не исключено, что трехчасовой просмотр этой пьесы откроет вам мир, полный неожиданных и поразительных перспектив, заставив по-новому взглянуть на привычные вещи и, возможно, даже переоценить ценности собственной жизни.
В последнее время меня терзает некая апатия к современному кинематографу, даже премьерные релизы больших экранов не вызывают прежнего восторга. Однако, подчас возникает острое, необъяснимое желание погрузиться в нечто совершенно иное, в жанры, которые обычно остаются вне поля моего внимания. И тогда я открываю для себя новые горизонты.
Наверняка, как и мои сверстники, я в детстве был очарован волшебными страницами «Вечеров на хуторе близ Диканьки», «Ночью перед Рождеством» или «Ревизором» Николая Васильевича Гоголя. Эти произведения казались мне чем-то особенным, не классическим театром, не традиционным кино, а некой промежуточной формой, хранящей отголоски старины. Я отчетливо помню характерный шуршание кинопленки, прерывистое шипение звука, музыку, сопровождающую говор голоса.
Недавно я впервые увидел эту экранизацию, и признаюсь, что не имел удовольствия знакомиться с первоисточником. Но уже через первые сорок минут просмотра фильм накрыл меня волной воспоминаний, перенес в далекое детство. Все те же акварельные декорации, пленка с заметным фоновым шумом, атмосфера концертного зала с ее эхом, экономная смена сцен, преобладание общего фона – все это было мне до боли знакомо. Артисты – это прежде всего артисты театра, это чувствуется в их игре, в манере держаться на сцене. Такой формат им идеально подходит. Перед просмотром я ознакомился с описанием фильма, в котором говорилось, что пьеса написана в духе натурализма, популярного в конце XIX века, и представляет собой новаторскую драму, с поразительной физиологической достоверностью и беспристрастностью воссоздающую мрачную, беспросветную жизнь русской деревни, покинутой Богом и забывшей Бога. Это описание поразило меня, словно вырвано из какой-то серьезной научной работы, а сам фильм воспринимается как волшебная сказка, лишенная всякой иронии. Язык повествования – это подлинный XIX век, с его специфическим деревенским колоритом, и диалоги требуют сосредоточенного внимания, не все сразу становится понятно. Думаю, что через лет пятьдесят подобные картины будут включаться в обязательную программу уроков литературы.
О сюжете рассказывать излишне – он, безусловно, увлекателен и вызывает смутное ощущение знакомости. Здесь и старые ведьмы, замышляющие коварные планы, и простые крестьяне, и наивные юноши, и сироты, оставшиеся без попечения, и, конечно же, драма, неотъемлемая часть русской души, что учит нас жизненным урокам.
Было бы любопытно взглянуть на эти произведения через призму современности, увидеть их переосмысление в новом формате. За столетия многое изменилось, но в некоторых аспектах, кажется, осталась неизменной человеческая природа. Где тот гениальный режиссер, который сможет перенести реализм этой картины в современный контекст, упростить язык повествования до общедоступного, но при этом сохранить и усилить человеческие эмоции?
Не скажу, что я просмотрел фильм на одном дыхании – я несколько раз отвлекся на чай, но общее впечатление осталось светлым, теплым, вдохновившим на написание этого отзыва. Рекомендую к просмотру всем ценителям классического искусства. Приятного погружения в мир старины!
Рекомендуем к просмотру