Описание
Рецензии

Сериал Лиговка

Актеры:
Владимир Стеклов, Яков Шамшин, Гали Абайдулов, Игорь Ботвин, Артур Ваха, Игорь Головин, Наталья Иохвидова, Дмитрий Исполатов, Линда Лазарева, Владимир Маслаков
Режисер:
Александра Бутько, Алексей Молочник
Жанр:
детективы, криминальные, отечественные
Страна:
Россия
Вышел:
2009
Добавлено:
сезон полностью из 12 (01.01.2013)
Рейтинг:
7.17
4.20
Ленинград, 1925 год. Город, израненный кровавым шквалом революционного террора, медленно возрождается из руин. Последовавшая за потрясениями "новэкономическая политика" дарует гражданам проблески относительного благосостояния, и жизнь начинает обретать некое подобие прежнего русла. Однако за фасадом кажущегося прогресса, в тени неутолимой жажды наживы, не дремлют дельцы и преступники самых разнообразных мастей. Центром криминальной активности становится Лиговка – мрачный, пропитанный пороком уголок Ленинграда, ставшего своего рода цветником для преступного мира. Здесь, кажется, каждый второй житель связан с криминальными структурами, погружен в бездну теневых операций и подпольных связей. Власть над этим запутанным лабиринтом бесчинств держит в своих когтистых руках банда Лехи "Чёрта" - хладнокровного и безжалостного главаря преступного сборища. Их налеты, дерзкие ограбления и жестокие убийства стали неотъемлемой частью лиговской реальности. В это бурлящее море беззакония, по инициативе партии, для работы в УГРО направляют молодого комсомольца Леонида Самойлова. Лёня, с его романтическим идеализмом и непоколебимой верой в торжество справедливости, всегда мечтал о такой работе, о возможности распутывать криминальные загадки и возвращать законность в мир, погрязший в хаосе. Его вдохновением служили детективные романы о Шерлоке Холмсе, с их логическими выводами и гениальным раскрытием преступлений. Начальник местного УГРО, Григорий Шмаков, наблюдая за неуемным стремлением парня к совершенству и готовность служить народу, поддерживает его начинания, всячески помогая и направляя на путь истинный. Но в этой истории, где переплелись криминальные страсти и политические интриги, нашло место и драматической неразделенной любви. Леонид, пленившись красотой и душевной чистотой, влюбляется в дочь начальника, Женю. Однако её чувства принадлежат другому – Василию Красильникову, одному из самых опытных и успешных оперативников лиговского УГРО, человеку, воплощающему в себе силу, уверенность и отвагу. Новичку Самойлову поручают расследование, казалось бы, тривиального дела о нападении и ограблении. Однако это незначительное на первый взгляд инцидент, не представляющий, как выразился один из коллег, «и тетрадного листка», неожиданно перерастает в громкое дело, связанное с трагической гибелью известного и обеспеченного владельца швейной фабрики. Проводя расследование, оперативники натыкаются на след Лехи "Чёрта" – безжалостного властелина лиговского криминального мира. Однако банда "Чёрта" всегда действует с некой зловещей предусмотрительностью, опережая действия правоохранительных органов. Но в этой запутанной сети обмана и предательства, среди верных товарищей, скрывается "крот" – некая фигура, сливающая информацию в руки преступников. Кто он? Предатель, живущий среди них, отравляя атмосферу доверия и подрывая усилия по восстановлению законности? Ответ на этот вопрос станет ключом к раскрытию не только этого дела, но и всей сложной системы лиговского криминала.
## Затянутое послевкусие больничного: размышления о "Лиговке" Вечерний привал, вызванный недугом, порой становится своеобразным порталом в мир развлечений. Когда больное тело требует покоя, а разум – отвлечения, взгляд неизбежно обращается к экрану. В ту ночь, лишенная сна, я, отчасти ради успокоения, отчасти из простого любопытства, решила утолить жажду развлечений, погрузившись в кинематографические дебри. Разумеется, вечернее эфирное пространство не изобилует шедеврами, скорее, представляет собой конгломерат бессмысленной ерунды. В поисках глотка свежего воздуха, я обратилась к цифровому океану, где и наткнулась на сериал "Лиговка". Ирония ситуации, несомненно, очевидна: я, современный человек, оказалась очарована проектом, вдохновленным эпохой, когда Москва не была центром российской культурной жизни, а Петербург, бывший тогда Ленинградом, являлся флагманом реформ и перемен. Однако, что-то неуловимо привлекало меня в идее погрузиться в атмосферу Новой Экономической Политики, ощутить дух времени, когда в бывшую столицу пришла волна перемен, принесшая с собой не только надежды, но и неприглядные явления, такие как организованная преступность. Ведь мало кто оспорит, что феномен "гоп-стопа", этот печальный атрибут криминальной среды, коренится именно в культурной столице. Это осознание вызвало у меня искреннее удивление и породило желание вновь обратиться к тем историческим периодам, которые зачастую остаются за бортом популярного кинематографа. Я пересматривала "Рожденную революцией", "Марину рощу", "Испытательный срок" - проекты, демонстрировавшиеся на Первом канале, и осознавала, что их восприятие было несколько искажено цензурными рамками. Я жаждала более откровенного, менее причесанного взгляда на эти события. И, возможно, "Лиговка" показалась мне таким прорывом, хотя, при последующем переосмыслении, я столкнулась с вполне закономерными критическими замечаниями. На момент просмотра я была пленена атмосферой сериала, захвачена динамикой событий и не могла оторваться от экрана. Сейчас, в ретроспективе, я склоняюсь к мнению большинства: проект не лишен недостатков. Однако, нельзя отрицать, что он оставил глубокий след, вызвал во мне целую гамму эмоций и заставил задуматься. Особого внимания заслуживает то, что главными героями являются сыщики эпохи двадцатых годов. Сколько фильмов на схожую тему я ни видела, так и не удалось составить единый, целостный образ этих представителей власти. В одном фильме они герои, в другом – безликие исполнители. "Лиговка" сломала этот стереотип, предложив зрителю сложную палитру персонажей, лишенных однозначной моральной окраски. Авторы последовательно демонстрируют, что за каждым поступком есть своя мотивация, что мир не делится на черное и белое, что всегда существует множество оттенков серого. Нельзя не отметить, что критика, направленная на проект, часто касается не столько сюжетной линии, сколько неудовлетворенности поведением сотрудников правоохранительных органов. Они изображены не всезнающими, непогрешимыми борцами за справедливость, а просто исполняющими свои обязанности, порой без особой инициативы и энтузиазма. Некоторые зрители считают, что сюжетная недосказанность, наличие предателей в рядах власти, – очевидный недостаток. Однако, я склонна рассматривать это как нечто большее, чем просто небрежность авторов. Это – отражение системного кризиса, отсутствия мотивации к изменениям. На примере Шмакова, руководителя следственной группы, особенно остро проявляется эта проблема. Он воплощает в себе все негативные черты некомпетентного начальника: неспособность слушать, отсутствие сдержанности, хитрости и здравомыслия. Как под таким руководством вообще возможно раскрытие дел? Вполне вероятно, что это задумка авторов, и игнорировать её было бы опрометчиво. Шмаков – это не начальник, а его антипод, квинтэссенция всех управленческих недостатков. Сериал, безусловно, пестрит спорными персонажами, однако я не представляю, кого бы я заменила. Именно наличие таких неоднозначных героев создает ощущение реалистичности, позволяет глубже проникнуть в суть происходящего. Нельзя отрицать наличие пропагандистских клише, но, на мой взгляд, это неизбежный атрибут изображения эпохи НЭПа. В противном случае, как иначе было бы возможно передать дух времени? Я лично нахожу сериал "Лиговку" весьма привлекательным, несмотря на его почтенный возраст – 2009 год. И, несмотря на обилие негативных отзывов, я, как и многие, была захвачена его атмосферой. "Лиговка" – это не просто сериал, это приглашение к размышлению, возможность погрузиться в прошлое и почувствовать его дыхание. Он заставляет переосмыслить привычные стереотипы, взглянуть на историю под другим углом. И, возможно, именно поэтому он так сильно привлекает внимание зрителей. Именно это заставляет меня думать, что он заслуживает большего внимания, чтобы больше людей смогли оценить его уникальность и колорит. Не могу не отметить визуальные детали, такие как преобладание красного цвета в одежде персонажей. Возможно, это лишь случайность, но она добавляет определенный колорит общей картине. В конечном счете, каждый зритель должен составить свое собственное мнение о "Лиговке". Но я уверена, что он не оставит вас равнодушным. Я желаю вам приятного просмотра и богатого на эмоции путешествия в прошлое.
В начале бурных двадцатых годов, когда джаз звучал из каждого злака, а на улицах кипела жизнь, разворачиваются события, повествующие о буднях детективной службы. Эта криминальная сага, погружающая зрителя в атмосферу эпохи, поначалу пленила меня своей необычностью. Порой, невольно захватывало ощущение, будто оказываешься непосредственным участником событий, хотя порой сквозь пелену достоверности проглядывала нотка нарочитой театральности, легкая несерьезность, не позволяющая полностью раствориться в происходящем. Первое время я воспринимал этот сериал как увлекательный интерактивный квест – бесцельно бродишь по локациям, взаимодействуешь с окружением. Каждое место, подобно тщательно прорисованному уровню компьютерной игры, ждет своего открытия. Подходишь к персонажу, активируешь диалог – и из его уст изливается поток информации, раскрывающий часть головоломки. Выполнение задания открывает доступ к новой локации, «закрывая» предыдущую, словно использованный ресурс. Однако, сюжет подкинул неожиданную интригу: главному герою, кажется, некуда податься, что вынуждает нас переключаться на персонажа Шмакова, играя роль его непосредственного руководителя. Наша миссия – визиты к почтенным пожилым женщинам, запрятанным в тепле и уюте собственных домов, где, как известно, непременно варится запретный самогон. Естественно, речь не идет о каких-либо задержаниях, лишь о непринужденной беседе, дружеском переполохе, после чего мы переходим к следующей, тщательно продуманной комнате, где нам предстоит «заселить» очередного персонажа. Эта структура, несомненно, напоминает увлекательный квест, однако стилистическое оформление, в частности, озвучка, растеряло свою реалистичность. Голоса актеров звучат слишком насыщенно и звонко, словно позаимствованы из компьютерной игры, что несколько выбивает из колеи, стремящегося к достоверности зрителя. Актёрская игра, честно говоря, не всегда соответствует задумке. Поиск талантливых исполнителей для подобных проектов часто оказывается сложной задачей, и порой возникает ощущение, что некоторые из них совершенно не соответствуют своим ролям. Особенно это касается персонажа цыгана – его образ не вызывает доверия, не верится, что перед нами авторитетный преступник, способный на гнусные деяния. Скорее, это жалкий отголосок былой власти, лишенный былой хватки. Настоящим разочарованием стал беспризорник Кучкин, словно привидение, возникающий из эпизода в эпизод, не вписывающийся в общую картину происходящего. Тянуть в кино таких детей – это не просто недоразумение, а настоящая трагедия. Недостаточно просто уметь читать текст, чтобы называться актером; необходим хотя бы минимальный актерский талант. Кинематограф не для всех. Однако есть и исключения. Александр Ронис в роли эксперта покорил своей нетривиальной внешностью и харизмой, а Владимир Стеклов, как всегда, продемонстрировал безупречный актерский профессионализм. Несмотря на первоначальный интерес, постепенно я осознал, что в этом сериале мало искренней глубины. Тем не менее, если вам по душе необычные и оригинальные проекты, я бы рекомендовал вам его к просмотру. Это, безусловно, своеобразное творение.