Описание
Рецензии

Сериал Любовь по приказу

Актеры:
Александр Мохов, Артём Быстров, Полина Сыркина, Валерий Панков, Марина Куделинская, Андрей Дудников, Юлия Шиферштейн, Стасс Классен, Сергей Барковский, Ёла Санько, Владимир Гусев (II), Евгения Дмитриева, Игорь Ветров (II)
Режисер:
Николай Борц
Жанр:
мелодрамы, отечественные
Страна:
Россия
Вышел:
2016
Добавлено:
7-8 серия из 8 (17.08.2018)
Рейтинг:
6.14
Лето восемьдесят восьмого года плело свои нити над Ленинградом, городом, хранящим в себе отголоски былого величия и предчувствие грядущих перемен. Именно в этой атмосфере зарождался стремительный взлет карьеры Варвары Утешевой, одаренной актрисы оперной сцены. Она пребывала в пике своей физической и артистической формы, воплощая на сцене поразительно безупречные и насыщенные чувствами образы. Ее талант был неоспорим, и каждое представление собирало аншлаг – зрители жаждали прикоснуться к магии ее перевоплощений. Личная жизнь казалась идиллией: верный супруг встречал ее по возвращении с гастролей, а маленький сын наполнял дом радостным смехом. Казалось, ничто не предвещало грядущих потрясений, которые должны были радикально изменить ход ее судьбы. Однако судьба, коварная и непредсказуемая, плела паутину несчастий. Трагическая утрата любимого мужа обрушилась на Варвару, повергнув ее в пучину отчаяния. Но и на этом душевные испытания не закончились. Вскоре, подобно раскатам грома, в жизнь героини ворвалось откровение, повергшее ее в еще больший шок: оказалось, что ее супруг тайно планировал нелегальную эмиграцию на запад, прихватив с собой секретные сведения. Словно в эпицентре бури, Варвара оказалась втянута в водоворот расследования, проводимого Комитетом государственной безопасности. Ее ослепительная карьера на сцене была прервана, ее имя стало предметом пристального внимания. Теперь, помимо тяжести утраты и душевной боли, ей предстояло столкнуться с необходимостью заботиться о тяжело больной матери, чье здоровье и так было хрупким. Перед ней встала сложнейшая задача – как сохранить достоинство, защитить свою семью и выжить в условиях всеобщего подозрения и неопределенности.
Произведение оставило у меня ощущение глубокой посредственности. В основе любого сериала лежит захватывающий сюжет, который необходимо раскрыть и подать зрителю в новом свете. Однако, представленный здесь нарратив не отличается новизной и оригинальностью. Мы наблюдаем за жизнью Варианды, привлекательной и талантливой актрисы, чья идиллия рушится вместе с внезапной гибелью супруга, утаивавшего планы побега за рубеж с бесценными документами. До трагедии Варвара купалась в лучах профессионального признания, не подозревая о двойной жизни возлюбленного. Впоследствии, расследование обстоятельств гибели, проводимое сотрудниками КГБ, раскрывает клубок тайн, в которых героиня оказалась невольно вовлечена. Само собой, Варвара не имела ни малейшего представления о темных делах мужа, но как она могла доказать свою непричастность? Подобные сюжетные ходы, к сожалению, не являются откровением для человека, знакомого с обширным кинематографическим наследием. Особую обеспокоенность вызывает впечатление, что сценарий сериала был написан, но так и не подвергся полноценной адаптации к заявленной эпохе. Наблюдается явное несоответствие хронологических рамок, представляющее собой вопиющий ляп. Создатели проекта, на мой взгляд, совершенно пренебрегли необходимостью обращения к историческим архивам, фотографиям, кинематографическим материалам, посвященным 1980-м годам. Не говоря уже о возможности консультации с современниками, чьи воспоминания могли бы обогатить атмосферу времени. Я склонен полагать, что первоначальный сценарий был ориентирован на события 1960-х и 1970-х годов, и попытки его модернизировать обернулись поверхностной и неубедительной трансформация. Приведу конкретные примеры: гардероб героев, как мужской, так и женский, явно соответствует стилю 1960-х годов. Не менее вопиющим является несоответствие в костюмах ребенка – визуально отсылающее к той же эпохе. На видном месте мелькает пальто и шапка, абсолютно не соответствующие моде 1980-х. В те годы были популярны комбинезоны. Особого внимания заслуживает изображение Санкт-Петербурга, всегда являвшегося передовым городом. Мужчины в 1988 году чаще носили куртки, нежели пальто. Женщины предпочитали дутые куртки и шапки-шарфы, а широкие плечи были неотъемлемым атрибутом моды. Эти детали, которые хорошо помнят те, кто жил в ту эпоху, существенно влияют на общее восприятие сериала. Причина столь многочисленных несоответствий кроется, вероятно, в неадаптированности сценария. Намек на торжественный прием, посвященный 1870 году рождения Ленина – в 1988 году – кажется абсурдным. Вероятно, изначально планировалось рассказать историю, разворачивающуюся в 1970-х, но затем решили изменить хронологические рамки. Однако даже в этом случае, ошибки были бы неизбежны. Атмосфера времени не передана, а этого лишена история, и обилие противоречий не позволяет зрителю полностью погрузиться в повествование. В те годы даже критика КГБ приобрела большую свободу, в редакции выходили статьи на самые разные темы, Европа служила примером для подражания, а страна подвергалась критике. Мне также не понравились сценарные решения, лишенные логики и здравого смысла. Представление Примы театра как малоизвестной артистки кажется нелепым, ведь в те времена народ знал актеров. Повествование выставило на вид признаки, которые уже не вызывали острого резонанса. Это и поездки за границу, и разговоры о перестройке, о которой Горбачев уже успел многократно высказаться. Что касается актерского состава, он, несомненно, представляет собой немалую ценность, однако игра артистов не вызвала у меня особого восхищения. Санько смогла достойно воплотить свою роль, а Полина Сыркина, безусловно, обладает привлекательной внешностью и с каждым новым проектом демонстрирует прогресс в актерском мастерстве. Отдельно стоит отметить Александру Мохову. После просмотра не осталось ощущения, что я посмотрел что-то действительно стоящее. И за что можно критиковать этот фильм? Просто не стоило допускать к показу работу, находящуюся в столь сыром виде. Скорее всего, сроки горели, и спешка сыграла свою роковую роль.
С первых секунд повествования зрителя захватывает в водоворот бурных событий, разворачивающихся на фоне советской эпохи. Это не просто драматическая история, это глубокий, многослойный портрет сложной судьбы женщины-актрисы, чья личная трагедия отражает общенациональные переживания, резонируя с опытом бесчисленных соотечественниц. Варвара, главная героиня, терзается острейшим горем утраты любимого мужа, и одновременно, с несгибаемой волей, ведет непримиримую борьбу за справедливость, не желая идти на компромиссы со своей совестью. Но зачастую, жизненные обстоятельства подкидывают настолько запутанные и, казалось бы, неразрешимые ситуации, что даже самый твердый дух готов поколебаться. Ей предстоит столкнуться с необходимостью проявлять снисходительность к высокому покровительству, исходившему из высших эшелонов власти, тем временем как в сердце рождается нечто новое – ростки свежих, непризнанных чувств к человеку, занимающему скромную должность водителя. Любопытно наблюдать за тем, как эта сильная и принципиальная женщина, оказавшаяся в столь причудливом положении, сумеет найти выход из хитросплетений обстоятельств, оставаясь верной себе и своим идеалам. Насколько сильно испытания закалят её характер и какой выбор она сделает, остаётся загадкой, манящей зрителя к последующим сериям.