Описание
Рецензии

Сериал Люди и звери
Актеры:
Николай Еременко ст., Тамара Макарова, Жанна Болотова, Виталий Доронин, Наталья Медведева, Сергей Никоненко, Людмила Иванова, Анастасия Филиппова, Михаил Глузский, Вадим Захарченко
Режисер:
Сергей Герасимов
Жанр:
драмы, отечественные
Страна:
СССР, Германия
Вышел:
1962
Добавлено:
сериал полностью из 2
(31.07.2017)
Рейтинг:


Жизненный путь главного героя обернулся надрывно-печальным повествованием, сотканным из нитей горечи и несправедливости. На Алексея обрушилась череда тяжких испытаний, бремя которых казалось непосильным для многих. Вопреки давлению обстоятельств, он не поддался отчаянию, но вынужден был долгие годы скитаться вдали от родных земель, в плену чуждой культуры. Заморская жизнь, лишенная теплоты и привычного уклада, стала для него настоящей пыткой, терзая его сердце тоской по близким и любимой Родине.
Когда же, казалось бы, на горизонте забрезжила надежда на возвращение, Алексей с жадностью ухватился за этот шанс. Однако, встреча с измученной временем и изменившимся нравом отечеством обернулась жестоким разочарованием. Окружающие, некогда столь значимые для него люди, не проявили ни тепла, ни понимания. Вместо ожидаемого радушия он ощутил настороженность и отчуждение. В его адрес прозвучали негласные обвинения, а за спиной плелись шепотки, полные опасений. Оказалось, что близкие ему люди, опасаясь его самого, боялись за свою безопасность, за хрупкое благополучие, которое с таким трудом оберегали. Они, по сути, стремились оградить себя от возможных потрясений, не желая, чтобы его возвращение поставило под угрозу их стабильность.
Смирившись с их выбором, Алексей ощутил горькую пустоту. Он решился на переезд в Запорожье, покинув места, которые когда-то казались ему домом. В вагоне поезда, среди мелькающих пейзажей, его судьба неожиданно переплелась с двумя незнакомками: Анной Андреевной, дамой зрелого возраста с мудрым взглядом, и ее дочерью Татьяной, молодой женщиной с открытой душой. Впервые за долгие годы, окруженный чужой, но безопасной тишиной, Алексей почувствовал отголоски доверия. Он позволил себе раскрыться перед этими случайными попутчицами, излив им всю скопившуюся боль, рассказ о пережитых тяготах и разочарованиях, о драматичных событиях, которые навсегда изменили его жизнь. Поток признаний хлынул наружу, словно плотина, прорвавшаяся после долгих лет затопления.
Замечательный фильм, честное слово, вызывает неиссякаемое удивление: как столь глубокий и пронзительный кинематографический шедевр остался так долго в тени, практически не замеченный широкой публикой. Непостижимо, как так могло случиться.
События, предшествовавшие Великой Отечественной войне, зиждутся на грубейшей неподготовленности и хаотичности, царивших в рядах наших войск. Люди гибли в безжалостных окружениях, попадали в плен, обрекая себя на неминуемые страдания, – картина поистине кошмарная. Безусловно, руководство страны оказалось в тупике, неспособное принять необходимые решения, а практика предвоенного запрета на укрепление пограничных районов, продиктованная страхом провокаций, оказалась вопиющим пренебрежением к безопасности нации. Когда ситуация обострилась, было уже слишком поздно: солдаты обречены были стоять насмерть, обороняя Родину, лишенные элементарного вооружения, боеприпасов, даже топлива и продовольствия, в условиях полной неразберихи и отсутствия чётких указаний от начальства. Именно в этот трагический период мы понесли колоссальные потери, поскольку, несмотря на все предостережения, оказались абсолютно не готовы к вторжению фашистских полчищ. Последующие события, когда государство, желая переложить вину за поражения на плечи граждан, обвиняло выживших в предательстве и трусость, наводят на размышления о жестокости и несправедливости системы.
И лишь спустя десятилетия, после знаменательной реабилитации имени Сталина и последовавшей за этим пересмотра исторических оценок, узники советских лагерей обрели возможность вернуться домой, стирая клеймо предательства с собственной репутации. Не все из них были готовы принять этот шанс, предпочитая оставаться в изгнании, опасаясь новых преследований. Но с началом отмены ограничений, на отечественном телевидении стали появляться документальные программы и художественные фильмы, раскрывающие ужасы войны, героизм советских солдат, их самоотверженность в обороне Брестской крепости и стойкость в окружении, а также историю простых людей, оказывавших помощь Красной Армии и спасавших раненых. В этой череде откровений, картина эпохи предстала во всей своей драматической и одновременно трагичной полноте.
Примечательно, что многие из этих кинематографических полотен создавались в спешном порядке, в рамках актуальных политических запросов. Они обнародовали правду о людях, пострадавших от несправедливых обвинений, раскрывая их порядочность и преданность Родине.
Особого внимания заслуживает идеализированный образ главного героя, воплощенный на экране. Он сочетает в себе добродетели, свойственные лучшему человеку: честность, смелость, справедливость, ум, гордость. Он универсальный мастер на все руки, одинаково успешно справляющийся с любой задачей – будь то шофёр, механик или мажордом. Мечтательный и романтичный, он тоскует по родной земле, по возможности вернуться к привычному образу жизни, к простому человеческому счастью. Эта роль оказалась доверена талантливому Николаю Еременко, чья игра покорила сердца зрителей. Сыграть положительного героя, лишенного недостатков, всегда сложнее, чем воплотить на экране отрицательного персонажа. Немаловажно, что сам Еременко прошёл через горнило войны, побывал в фашистском плену и сумел вернуться домой. Неизвестно, как ему удалось справиться с этими воспоминаниями, помогло ли творчество или же напротив, усилило душевные страдания.
Интересно наблюдать, как Сергей Герасимов изображает заграничную жизнь пятидесятых годов, эпоху, когда советским гражданам преподавали искажённую информацию о западном мире. Через пропаганду нам рассказывали о нищете, голоде, холоде и преступности на Западе, о низком культурном уровне и эксплуатации рабочей силы. Нашим согражданам, ограниченным в возможности покидать страну, редко доводилось видеть реальность, столкнуться с альтернативной точкой зрения. Подобные картины служили лишь инструментом идеологической обработки, представляя упрощённую и предвзятую картину мира. Создатели фильмов часто брали за основу исторические события, связанные с капитализмом и Великой депрессией, чтобы создать иллюзию западной нищеты и угнетения. Съемки проходили в Прибалтике, а костюмы и декорации воссоздавали атмосферу западной жизни, создавая некую вымышленную реальность.
И только в Германской Демократической Республике (ГДР) подобная пропагандистская политика не имела особого успеха, поскольку жители имели возможность убедиться в обратном, наблюдая за жизнью запада по телевидению. Именно поэтому режиссёр в своём фильме показывает подлинную, непоказную заграничную жизнь, снимая непосредственно на месте событий.
Порадует зрителя реалистичное изображение жизни за рубежом, хотя и с некоторой идеализацией – не каждому эмигранту выпадает возможность выйти замуж за состоятельную даму. Фильм учит нас тому, что счастливая жизнь возможна в любом месте, если выучить язык, найти достойную работу и научиться ценить простые радости. На Западе можно найти доступные товары и услуги, включая популярные чайные пакетики, и наслаждаться развлечениями, такими как рестораны, танцы и спортивные мероприятия. Однако, общество в целом представляется достаточно эгоистичным и индивидуалистичным, а стремление к сохранению своего рабочего места заставляет людей отказываться от своих принципов и подавлять свои чувства.
Неизбежно, подобные реалистичные изображения западной жизни не могли понравиться советским властям, которые предпочитали видеть своих граждан угнетёнными и голодными.
Остается лишь затронуть вопрос о том, как представлены в фильме "Звери" - исполнители вынужденных работ и представители гамбургского среднего класса.
К "Зверям" можно отнести охранника из Аргентины, осуществляющего контроль за уборкой сахарного тростника. Эта ситуация наводит на мысли о современных гастарбайтерах, выполняющих самую тяжелую и низкооплачиваемую работу, убирающих улицы, ремонтирующих дороги и копающих канавы. Их не заставляют, но они ищут возможности для заработка, чтобы приехать в нашу страну.
К этой же группе относятся "фашиствующие молодчики" – дети богатых гамбургских бизнесменов, живущие на широкую ногу и ведущие разгульный образ жизни. Подобные персонажи встречаются повсеместно, являясь символом привилегированности и безграничной власти. Они посещают церковь и притворяются законопослушными гражданами.
В современном мире, безусловно, существует возможность комфортной жизни, достойнай работы и даже собственного бизнеса, приносящего неплохой доход. У нас есть все необходимые условия для жизни и развлечений: рестораны, бары, ночные клубы, танцы, спортивные мероприятия и множество развлекательных программ. Однако, общество по-прежнему остается индивидуалистичным и эгоистичным, а стремление к сохранению своего рабочего места заставляет людей закрывать глаза на многое и подавлять свои чувства.
Сергей Герасимов, шестьдесят лет назад, сумел снять замечательный фильм, который отражает важные аспекты жизни и эпохи! Этот кинематографический шедевр заслуживает самой высокой оценки, а каждый, кто его увидит, останется приятно удивлен!
## Эхо угасшей эпохи: размышления о фильме "Люди и звери"
В последнее время меня все чаще тянет к кинематографическому наследию советской эпохи, особенно к фильмам, созданным в период с шестидесятых по восьмидесятые годы. Просматривая эти работы, невольно прихожу к выводу о высочайшем профессионализме, присущем им, о той тщательности и мастерстве, которыми они созданы. Мне кажется, современным кинематографистам и, главное, зрителям стоит пересмотреть эти произведения, ведь они не только хранят в себе глубокий художественный смысл, но и преподают ценные уроки, неожиданно резонирующие с современными реалиями.
Среди этих фильмов особое место занимает картина Сергея Герасимова "Люди и звери". Удивительно, но, несмотря на ее значимость, мало кто из моих знакомых слышал об этом шедевре. И я настоятельно рекомендую каждому, кто ценит настоящее кино, приложить усилия, чтобы познакомиться с ним.
Сюжет фильма повествует о трагической судьбе человека, прошедшего через горнило войны. Он познал всю тяжесть лишений военного времени, перенес невероятные испытания и столкнулся с горькой правдой о том, что даже после пережитого ада, некому оказать моральную поддержку. История главного героя – это зеркало, в котором отразились судьбы сотен тысяч людей, оказавшихся узниками концлагерей, пленными, потерявшими все.
Война, обрушившаяся на Советский Союз, стала не только военной катастрофой, но и привела к долгим годам оккупации. Поражения в первые месяцы конфликта часто списывались на трусость или предательство, но на деле люди столкнулись с нечеловеческими страданиями. Выжившие, освобожденные из плена, неожиданно оказались в новой тюрьме – под гнетом советской власти. Многие, в предчувствии неминуемого преследования, с тревогой ждали возвращения на Родину. Бесчисленное множество людей попало в лагеря, и многие справедливо спрашивали: "За что?". На них, порой несправедливо, навешивали ярлык пособников фашистов.
Лишь спустя годы, когда идеологические оковы начали ослабевать и культ личности Сталина постепенно рухнул, этим людям вернули их право на свободу. Опозоренные и покинутые собственной страной, бывшие военнопленные постепенно стали восприниматься как герои, их истории стали воспеваться в фильмах и книгах. Но может ли эта поздняя слава, эта заслуженная, но запоздалая реабилитация, компенсировать те раны, которые были нанесены? Сколько достойных людей было сломлено физически и морально в ходе этих переживаний?
"Люди и звери" – один из тех фильмов, которые наиболее честно и правдиво демонстрируют этот невыносимый путь. Снятый в начале шестидесятых, он представляет собой не просто повествование о войне, а глубокое исследование человеческой природы. Главный герой – Алексей Павлов – воплощает собой воплощение честности, благородства и гордости. Он мастер на все руки, человек, обладающий богатейшим жизненным опытом. Однако, вдали от родины, он испытывает глубокую тоску. В отличие от многих, кто смог бы адаптироваться к новым условиям и даже извлечь из них выгоду, Алексей не может смириться с разлукой с родными местами.
Роль Алексея Павлова блестяще исполнил Николай Еременко. Но, как мне кажется, актеру удалось не просто сыграть роль, а, скорее, поделиться своим личным опытом, ведь сам он прошел через войну, плен и лагеря. Он знал, что такое лишения, и это придало его игре невероятную убедительность.
Меня поразила манера, в которой в фильме показана жизнь за границей. В советское время проводилась массированная пропаганда, целью которой было внушить советским гражданам, что заграничная жизнь – это миф, что на Западе нет работы, нет жилья, что западные страны нищие и отсталые. Многие фильмы создавались в соответствии с политическими директивами. Но Сергею Герасимову удалось показать Запад таким, какой он есть на самом деле, правда, съемки проходили не в Прибалтике, а непосредственно за рубежом, где наши люди вполне могли бы комфортно жить, если бы не тоска по родине. Однако, для тех, кто лишен духовности, кто стремится лишь к личному комфорту и готов адаптироваться к любым обстоятельствам, жизнь за границей могла бы быть вполне благополучной.
Существует категория людей, в которых дремлет "зверь", а есть те, в ком этого "зверя" нет – и это те, кто достоин звания "Человек". В фильме ярко представлены представители обеих категорий: жестокий охранник из Аргентины, братья с фашистскими настроениями, работавшие в Гамбурге и издевавшиеся над Алексеем. Типичные представители беспечной жизни, которые ничем не заслужили своего положения, а лишь пользуются богатством своего отца. Не правда ли, знакомый типаж?
Что удивило, так это религиозность этих братьев, их уважение в местной церкви. Герой был доведен до отчаяния, от него отвернулся брат, которому он регулярно писал письма, а супруга последнего препятствовала этой переписке, опасаясь последствий для семьи. В какой-то мере ее можно понять – в те времена опасались преследования и для близких.
Алексея тянуло на родину, комфорт не был ему важен. Он даже был готов покончить с собой. И все же он вернулся – к тому высокому уровню духовности и культуры, которого так не хватало ему за границей. Именно это было характерно для советского общества послевоенных лет. А что сейчас? Сейчас остались лишь воспоминания. В нашей стране, конечно, значительно повысился уровень жизни, и можно вполне комфортно существовать, но о культуре и духовности уже не говорят.
В "Людях и зверях" чувствуется провидческий дар Сергея Герасимова, его стремление запечатлеть образ Человека с большой буквы – Алексея Павлова. Если вы еще не видели этот фильм, я настоятельно рекомендую вам его посмотреть. Не жалейте своего времени ради столь серьезного, качественно снятого, интересного и поучительного произведения. Это фильм о нелегких временах, о реалиях той эпохи, о любви человека к Родине и о человеке, способном к глубоким чувствам, сумевшем оценить окружающую действительность, оценка эта актуальна и в наше время. Есть люди, а есть "звери".
По совету близких, я решилась окунуться в этот масштабный двухсерийный эпос. Признаюсь, я всегда испытываю глубокое уважение к кинематографическим произведениям подобного рода, ведь они часто хранят в себе колоссальный пласт смысла, а актерская игра, как правило, достигает невероятных высот – чего, к сожалению, не хватает в подавляющем большинстве современных кинолент.
Предлагаемая картина повествует о судьбе человека, чья жизнь стала живым воплощением трагедии эпохи. Воевав на передовой, он пережил ужасы плена и пребывание в концлагере, познал на собственном опыте жестокость и несправедливость мира. Мечта о возвращении на родную землю не сбывалась, и он вынужден был долгое время странствовать по миру, отчаянно ища способ выжить в хаосе лжи и предательства.
Изначально меня терзали опасения, что это будет очередная пропагандистская лента. Даже само название намекало на разделение на "своих" и "чужих", на столкновение цивилизованности и звериной жестокости. Однако, углубляясь в повествование, я осознала, что и на нашей Родине далеко не все безоблачно, что и здесь процветают алчность, бессовестность, зависть и лицемерие. В конечном итоге, становится очевидным, что проблема не в политическом строе, а в нравственном облике людей, их поступках и мотивах.
История главного героя поистине поражает воображение. Он прошел через горнило испытаний, оставив на своей душе неизгладимые шрамы. Он был узником немецкого лагеря смерти, тружеником аргентинских плантаций, находился в тесном общении с представителями эмигрантских кругов, имевших разные политические убеждения, пережил кратковременный роман с аристократкой, с головой окунулся в криминальную жизнь Гамбурга, даже работал лакеем. И на протяжении всего этого сложного и извилистого пути его вела лишь одна неугасимая надежда – скорейшее возвращение домой.
При этом образ главного героя далек от идеализации. Он честен в своих страхах, признается в том, что его охватывал животный ужас перед перспективой возвращения, опасался репрессий, боялся за свою жизнь. Он осознавал, что его предали все – и друзья, и близкие. Однако в этом мире, на удивление, нашлись люди, способные на сочувствие, на искреннюю поддержку, небезразличные к его судьбе.
Я мечтаю стать таким человеком – человеком, способным на сострадание и готовность прийти на помощь ближнему. Но для этого требуются огромные усилия и постоянная работа над собой. Возможно, этот фильм заставит многих задуматься о том, к какому типу людей стоит стремиться, а не подражать зверям.
Меня глубоко огорчает современная тенденция к озлобленности, зависти и неблагодарности, пронизывающая общество.
Однако, отложив в сторону все эмоциональные переживания, вызванные увиденным, я могу с уверенностью сказать, что фильм не имеет серьезных недостатков. Великолепная режиссерская работа, тщательно продуманные диалоги, насыщенные смыслом и драматизмом – все это создает неповторимую атмосферу погружения в повествование. Длительность картины составляет около трех часов, но время пролетело незаметно благодаря захватывающему сюжету. Актерская игра заслуживает самых высоких похвал – это настоящий триумф таланта. В съемках приняли участие многие актеры, любимые мной.
Несмотря на то, что фильм был создан несколько десятилетий назад, я настоятельно рекомендую его к просмотру. Он действительно впечатляет, заставляет задуматься о сложных вопросах человеческого бытия и показывает истинную сущность мира, где живут и ложь, и зависть, и предательство, от которых не спастись, бежав в другую страну.
Благодарю за внимание.
Рекомендуем к просмотру