Описание
Сезоны
Рецензии

Сериал Чертова служба в госпитале Мэш 1 сезон / M*A*S*H 1 season

Актеры:
Алан Алда, Лоретта Суит, Джейми Фарр, Уильям Кристофер, Гарри Морган, Майк Фаррелл, Кейли Накахара, Гэри Бёргхофф, Дэвид Огден Стайерз, Ларри Линвилл
Режисер:
Чарльз С. Дубин, Алан Алда, Берт Меткалф
Жанр:
комедия, драмы
Страна:
США
Вышел:
1972
Рейтинг:
8.37
8.50
В эпоху семидесятых, между 1970 и 1982 годами, на американской земле был воплощен в жизнь культовый телесериал, чья слава впоследствии перекинулась и на российскую аудиторию. Оригинальное наименование, "M*A*S*H", существенно отличалось от той адаптации, что получила работа в отечественном эфире – "МЭШ" или "Чертова служба в госпитале МЭШ". И нельзя не признать, что эта лента обрела феноменальную, поистине беспрецедентную популярность, что закономерно вытекало из её уникального художественного достоинства. Если попытаться деконструировать секрет триумфа этого произведения, то задействованные в его создании профессионалы, как правило, в своих аналитических заметках, формулируют его примерно следующим образом: "Смешайте небольшую порцию искрометного юмора, затем щедро добавьте еще больше, приправьте по вкусу несколькими щепотками чистого, неподдельного юмора, и варите на медленном огне, а в качестве завершающего аккорда, подайте на подносе немного человеческой теплоты и чуть-чуть трогательности". И этот образный рецепт, как ни странно, до прилизанной до блеска точности отражает суть создания этой телеистории, демонстрируя не просто юмористический, но и глубоко гуманистический подход к изображению сложных, трагических реалий войны. Он раскрывает секрет долговечности сериала, делая его актуальным и сейчас, вызывая волну воспоминаний и искренних эмоций у нескольких поколений зрителей.
## "МЭШ": Хроники Безумия и Доброты в Тени Войны "МЭШ" – это феномен, явление в истории телевидения, сериал, чей успех превзошел даже репутацию легендарного "Друзей". Его триумф в рейтингах, казалось, необъясним, особенно если взглянуть на него сквозь призму современных кинематографических стандартов. Отсутствие глянца, примитивные декорации, скромные актерские типажи – все это, на первый взгляд, мешает восприятию. Однако, несмотря на это, "МЭШ" сумел завоевать сердца миллионов зрителей, и не зря. За этими визуальными недостатками скрывается подлинное золото – непревзойденная актерская игра, искрометный, нетривиальный юмор и атмосфера непередаваемой душевности, оттеняемая ненавязчивым, успокаивающим хохотом, словно аккомпанемент всеобщему чувству облегчения. Сюжет разворачивается в военном госпитале, расположенном в зоне активных боевых действий, где главные герои, словно островок здравого смысла, дрейфуют в океане абсурда. Даже под угрозой авианалёта или голода, они находят повод для шуток, устраивают шашки из стаканчиков, конструируют импровизированные приспособления для изготовления сухого мартини, подсматривают за коллег-медсестёр в душевых и проводят вечера за картами и просмотром кино. На переднем плане этой хаотичной реальности – Пирс, харизматичный и дерзкий, настоящий американский оригинал, отсылающий к образу Остапа Бендера своей находчивостью и способностью провернуть любую аферу: от сбора средств на образование бедного студента до организации грандиозного праздника за один день. Он бесстрашен, изобретателен и, несмотря на склонность к легкомыслию, движим искренней добротой и отзывчивостью. Он – вечный двигатель, неотступно преследующий каждую привлекательную женщину в радиусе нескольких километров. Его верный спутник – Макинтайр, обаятельный и энергичный, с копной огненных волос, всегда готовый поддержать самые безумные затеи Пирса. Вдвоем они – неразлучная команда, способная справиться с любыми трудностями, от сложнейших медицинских операций до неожиданного визита представителей ЦРУ. Они – борцы за справедливость, не допускающие безнаказанности проявлений нечестности. Генри Блейк, руководитель госпиталя, пребывает в состоянии легкого отчуждения от своей должности. Он, кажется, лишь имитирует заботу о пациентах, позволяя Радару взять на себя основную нагрузку. Он тоскует по семье, но находит утешение в дружеских подмигиваниях симпатичным медсестрам, и, в конечном итоге, в любви к юной девушке. Мягкий и добродушный, он не способен к жесткому управлению, но, тем не менее, пользуется глубоким уважением и любовью своих подчиненных. Его политические убеждения отходят на второй план перед заботой о пациентах, а манера поведения во время разбора полетов – это отдельный вид искусства. Радар О Рейли, скромный и незаметный помощник Генри Блейка, комплексует из-за своего небольшого роста и утешает себя плюшевым мишкой. Однако, за этой внешней наивностью скрывается тонкий политический ум и умение управлять госпиталем из-под стола. Он предан Генри Блейку, заботится о его здоровье и помогает в работе, являясь истинным другом и верным помощником. Фрэнку Бернсу, капралу Клингеру, – сродни проклятие. Он мечтает избавиться от военной службы, но, увы, это невозможно. Его неудачи становятся предметом бесконечного веселья со стороны Пирса и Макинтайра. Он находит отдушину в общении с очаровательной Маргарет, несмотря на то, что, каждый раз, когда она упоминает имя своей жены, получает прозвища вроде "кролика одноразового". Фрэнк – человек педантичный и дотошный, обожающий военную дисциплину и правила. Порой он бывает злобным, но чаще – невероятно смешным. Маргарет, главная медсестра госпиталя, переживает не самые удачные моменты в личной жизни. Ее романтические отношения с Фрэнком Бернсом омрачаются постоянными придирки. Обладая очаровательной улыбкой, решительным характером и стойкостью, она остается преданной своему делу. "МЭШ" – это не просто комедия, это острая сатира на войну, обличающая ее бессмысленность и жестокость. Военный госпиталь становится микромоделью всего общества, позволяющей заглянуть за кулисы жизни, со всеми ее радостями и невзгодами. Именно в этом сериале врачей представили не как бездушных исполнителей, а как людей, искренне беспокоящихся о своих пациентах, стремящихся облегчить их страдания. Особое впечатление производит эпизод, когда кореец разбивает банку с кровью, предназначенную для переливания пациенту Макинтайра. В глазах Ловца читается боль, понимание того, что без этой крови его пациент обречен. Это маленькая, но яркая иллюстрация того, что даже в условиях войны человечность не умирает. Врачи "МЭШа" работают на износ, не жалея сил, держат оборону, несмотря на авианалёты и обстрелы. Они продолжают оперировать раненых, проявляя невероятное мужество и профессионализм. Листая страницы первых трех сезонов, я испытала непередаваемый восторг от этого сериала! Блестящий актерский ансамбль, искрометный юмор, забавные и порой абсурдные ситуации, острые сатирические наблюдения, безупречная режиссура – все это делает "МЭШ" настоящим шедевром. Появление новых актеров не смогло поколебать его достоинства. Я считаю, что "МЭШ" по праву занимает место среди классических ситкомов высшего качества. Всем настоятельно рекомендую взглянуть на это произведение и испытать те же чувства радости и позитива, которые подарил их и мне!
Этот новый телесериал, вдохновленный одноименным литературным произведением и кинематографической адаптацией, явился к нам в сопровождении самого фильма, который скромно занимает место первой серии. Однако, моя оценка посвящена целому сериалу, а не отдельному фильму. И сразу же хочется отметить очарование персонажей, чья харизма притягивает к экрану, легкость и искрометность юмора, вызывающие ассоциации с неудержимой эксцентричностью и дерзостью «Полицейской академии». Неудивительно, что эпизодическое появление Лесли Нильсена не кажется здесь чем-то из ряда вон выходящим, ведь комедийный стиль его киноработ напоминает атмосферу царящую в этом сериале. Диалоги, наполненные остроумием и продуманностью, а сценарий, демонстрирующий виртуозное мастерство рассказчиков, неизменно сохраняют высокий градус качества на протяжении всего первого сезона. Сопоставляя его с другими современными телепроектами, можно с уверенностью утверждать, что он превосходит такие популярные шоу, как "Бруклин 9-9", чья первоначальная вспышка гениальности, к сожалению, оказалась недолгой, и даже "Теорию большого взрыва", чей искрометный потенциал, к моему мнению, так и не был реализован в полной мере. При этом, стоит признать отсутствие какой-либо существенной глубины, духовного наполнения. Безусловно, здесь прослеживается драматическая составляющая: показаны герои, самоотверженно борющиеся за спасение человеческих жизней, испытывающие тяжесть переживаний и осознающие неизбежность ошибок. Но нет здесь какого-либо метафизического измерения, некоей всеохватывающей перспективы. Однако, если задуматься, создание подобного сериала во времена войны во Вьетнаме представлялось подвигом титанического масштаба, либо, возможно, продиктовано заказом, идущим вразрез с официальной политической линией. В конечном итоге, как выразительное антивоенное высказывание, этот сериал представляет собой гораздо больший интерес, чем просто развлекательная комедия, предлагая зрителю повод для размышлений и переосмысления ценностей.
В моей памяти этот кинематографический феномен всплыл более двух десятилетий назад, когда я впервые столкнулся с ним на местных телеканалах. Тогда просмотр был настоящим испытанием – обрывочными фрагментами, прерывавшимися из-за внезапных перебоев с электроэнергией, которые, к сожалению, становились привычной практикой, особенно среди представителей власти. С тех пор времена изменились, и мне посчастливилось насладиться этим бессмертным сериалом целиком, без опасений пропустить драгоценный эпизод этого выдающегося, по-американски честного, кинематографического произведения. Творческий вклад создателей этого сериала поистине огромен. Актерский состав не ограничивался лишь воплощением персонажей; многие из них были активными соавторами, принимая участие в написании сценариев и даже выступая в качестве режиссеров и продюсеров отдельных серий. Я аккуратно оцифровал весь архив и перенес его на физические носители, чтобы в любой момент иметь возможность возвращаться к этому источнику вдохновения и умиления. Когда меня посещает желание развеяться и поднять настроение, я неизменно обращаюсь к "М.Э.Ш.", и когда тоска сжимает сердце, этот сериал служит мне надежным утешением. Как преданный поклонник, у меня сформировался свой личный пантеон любимых серий и эпизодов, для идентификации и запоминания которых мне потребовалось несколько просмотров. Я искренне желаю каждому зрителю обрести свои собственные неповторимые моменты – эпизоды, способные вызвать искренний смех или побудить к глубоким размышлениям. В те времена транслировалась совершенно иная пропаганда, сложно понять которую нынешнему поколению, отстоящему от тех событий почти на четыре десятилетия. С тех пор геополитическая стратегия Соединенных Штатов претерпела радикальные изменения, и теперь американская армия вмешивается в мировые конфликты, руководствуясь собственной, не всегда прозрачной, политикой. В этом сериале, созданным на основе мемуаров врача и датированным теми же годами, обычные американцы, при всей своей специфике восприятия, продемонстрировали правдивое и откровенное изображение войны, заставив публику задуматься о цене человеческой жизни и о трагических последствиях военных действий.
Два десятилетия спустя, спустя череду летних дождей и зимних бурь, я с удивлением осознаю, как укоренились в моей памяти события, казавшиеся когда-то мимолетным развлечением. В тот вечер, как сейчас помню, я наткнулась на эпизод с письмом отцу, повествующим о сюрреалистичной попытке доставить транспортное средство домой посредством разборки на отдельные компоненты. Первое, что меня охватило – ощущение абсурдности происходящего, усиленное неуместным, нарочито комичным закадровым смехом. Лето последовало за этим эпизодом, и тогда меня терзала тоска по двум потерянным неделям в пионерском лагере. Вернувшись, я обнаружила, что привычный ландшафт моего окружения претерпел изменения: Фрэнка сменил Винчестер. Последовал период ночных просмотров, и до сих пор коробки с изношенными видеокассетами пылятся под диваном, хотя цифровая версия всего сериала удобно расположилась на жестком диске моего компьютера. А первые сезоны я способна пересказать наизусть, до мельчайших деталей. Все это я рассказываю к тому, что эти персонажи, словно незримые спутники, сопровождали меня на протяжении значительной части моего жизненного пути, оказав на меня влияние, сопоставимое с воздействием некоторых книг, определивших мою систему ценностей. Я убеждена, что мой телефон, способный раскрыть секреты любой системы защиты, откроется лишь тому, кто разделяет мою глубокую привязанность к этому сериалу. Я переживала вместе с ними, искренне хохотала над их шутками, отчаянно рыдала над их потерями, впитывала их истории, словно влага, впитывается в почву. В конечном счете, можно с уверенностью утверждать, что "Мэш" – это не просто телевизионный сериал; это неотъемлемая часть моей биографии, неразрывно связанная с моими воспоминаниями, навсегда вплетенная в ткань моего бытия. Это воспоминание, извлечь которое из моей памяти невозможно, даже если бы кто-то попытался. Это маяк в море моей жизни, источник неизменного тепла и ностальгии.
Безусловно, этот сериал занимает поистине особенное место в пантеоне любимых телеповествований! "Старина Пирс" словно перешёл сквозь время, сопровождаемый призраками нескольких поколений американцев, и с удивительной легкостью влился в нашу, казалось бы, такую отличную культурную реальность. Его притягательность неоспорима, он обладает шармом, далеким от шаблонности, пронизан искренним сентиментализмом и воспевает идиллию мирной жизни, фокусируясь на универсальных, общечеловеческих принципах. В герое, подобно трагическому персонажу у Достоевского, проявилась неизбежность душевного надлома, вызванного несоответствием идеалов и жестокой действительности. Его безупречная нормальность, неподдельная честность, внутренняя доброта и, вместе с тем, юношеская беззаботность, стали той самой нагрузкой, которая не могла не привести к краху. Он, как дитя, сохранивший в себе чистоту восприятия, столкнулся с мрачной правдой. Нельзя не отметить, что второстепенные персонажи с лихвой соответствуют уровню, установленному главным героем, каждый из них воплощает свой уникальный оттенок жизненной мудрости и человеческой трагедии. Гибель Генри во время возвращения домой – это не просто сюжетный поворот, это болезненный аккорд, раскрывающий всю глубину и неприглядность эпохи, обнажающий темные пятна под благополучной видимостью. Здесь нет места фальши и полуправды, все обнажено и горько. Война – это не романтическое приключение, это жестокая реальность, где гибнут не только те, кто сражается, но и те, кто не приемлет насилие. "Старина Пирс" – это парадоксальное произведение, милосердный и умиротворяющий сериал, говорящий о войне с позиции пацифиста, показывающий ее через призму человеческих страданий и потери иллюзий. И это, пожалуй, одно из тех редких и ценных явлений в кинематографе, которое заставляет задуматься о природе войны и ее разрушительном воздействии на человеческую душу.