Описание
Рецензии

Сериал Махабхарата (2013) / Mahabharat

Актеры:
Пранит Бхатт, Арав Чоудхарри, Шафак Нааз, Тхакур Ануп Сингх, Саурабх Радж Джейн, Лаванья Бхарадвадж, Riya Deepsi, Шахиир Шейх, Naveen Jingar, Вин Рана
Режисер:
Amarpreet G.S. Chhabra, Сиддхартх Ананд Кумар, Kamal Monga
Жанр:
драмы, исторические
Страна:
Индия
Вышел:
2013
Добавлено:
267 серия из 267 (20.11.2015)
Рейтинг:
8.49
9.00
В самом сердце древней Индии, в эпоху мифических героев и божественного вмешательства, разворачивается эпическая сага о двух могущественных родовитых кланов – Пандавов и Кауравов. Эти семьи, укорененные в единой, славной династии Куру, издревле погрязли в безжалостном, неисчерпаемом соперничестве, затмившем собой все прочие радости и благополучие. Пандавы, словно проблески надежды в кромешной тьме, воплощали в себе высокие моральные принципы, честность и справедливость, в то время как их противники, Кауравы, являлись их диаметрально противоположной стороной – жажда власти, коварство и расчет определяли их действия. Судьбоносные события разворачиваются в величественной столице Хастинапуре, где борьба за власть и господство, за контроль над обширными территориями и несметными богатствами, разрывает на части хрупкое перемирие. Восхождение на царский трон Юдхиштхира, самого рассудительного и опытного члена клана Пандавов, становится искрой, подпитывающей пламя вековой вражды. Кауравы, движимые неутолимой жаждой возмездия, плетут сложную сеть интриг, выходящую за рамки всякой справедливости и морали. В те времена существовал древний обычай, глубоко укоренившийся в народной традиции: любой присутствующий на церемонии коронации нового монарха имел право бросить ему вызов на поединок. Отказ от такого вызова считался признаком слабости, проявлением трусости и неспособности защитить свою власть. Зная слабость Юдхиштхира – его неспособность играть в кости – Кауравы разрабатывают хитроумный план, основанный на этом пороке. И как водится, замысел воплощается в жизнь, и Юдхиштхир терпит сокрушительное поражение. Однако, проявляя мудрость и дипломатический талант, его дед, дальновидный правитель, сумел переломить ход событий, вывернув ситуацию в свою пользу. Но коварные недоброжелатели, неудовлетворенные лишь частичной победой, вновь обращаются к обманной тактике, и результат оказывается предсказуемым. В итоге, под давлением обстоятельств и с целью умиротворения враждующих сторон, Совет принимает непростое решение: Пандавов и их верную супругу Драупади избавляют от власти и изгоняют на тринадцать лет странствий и скитаний, лишая их дома, состояния и социального положения. Но время неумолимо. Спустя отведенный срок, Пандавы возвращаются в родные пенаты, надеясь на восстановление справедливости и возвращение утраченного. Однако, Кауравы, одержимые властью и жаждой мести, отказываются признавать условия соглашения, нарушая многолетние договоренности. Эта дерзость становится роковым сигналом, предвещая начало грандиозного, кровопролитного конфликта… На протяжении восемнадцати долгих дней развертывается ужасающая битва на поле Куру, в которой сталкиваются два клана, два мировоззрения, два принципа. И в конечном итоге, торжествует добро, несмотря на все потери и страдания. Юдхиштхир вновь занимает царский трон и в течение многих лет его правление приносит народу процветание, мир и благополучие, даруя забвение о темных временах войны и раздора.
## Открытие неизведанного: Встреча с Махабхаратой Я всегда была осторожна в отношении индийского кинематографа, обходя стороной и фильмы, и многосерийные драмы. Однако, недавний опыт заставил меня пересмотреть свои убеждения. Потрясающе зрелищная экранизация "Махабхараты" от StarPlus, индийского телеканала, словно неожиданный бриллиант, заставила меня преклониться перед масштабом и глубиной индийской культуры. Последний раз я пыталась погрузиться в индийскую кинокартину около двух десятилетий назад, но тогда это казалось непостижимым. Теперь же, словно завороженная, я просмотрела экранизацию величайшего эпоса, который когда-либо видела. "Махабхарату" я читала когда-то давно, в юности, и тогда она поразила мое воображение, превосходя все известные мне произведения фэнтези. В ней переплелись мифы, легенды, боги, полубоги, могучие герои, магия, заклинания, мудрецы, ритуалы и пророчества – настоящий калейдоскоп удивительных событий и глубоких философских размышлений. Неудивительно, что, по слухам, миллионы индийцев почитают этот эпос как истинную историю, разворачивающуюся не в вымышленном Средиземье, а в самом сердце Индии. Подобные убеждения, безусловно, подпитываются богатым воображением, но мы, не лишенные здравого смысла, относимся к ним как к воплощению мифологической реальности. Ранее я сталкивалась с другими экранизациями "Махабхараты", транслируемыми на канале "Культура", но они не вызвали у меня особого интереса. Актеры, изображающие жителей Индии, казались какими-то искусственными и лишенными естественности. Однако, нынешний сериал – это совершенно другой уровень: невероятная красота, яркие краски и захватывающая история. Короткие, всего 20-минутные серии не утомляют, позволяя с головой окунуться в повествование. Я, без передышки, просмотрела двадцать восемь эпизодов, и это было поистине восхитительно – интригующе и увлекательно! Чтобы не раскрывать ход сюжета, скажу лишь об общем замысле: перед нами разворачивается прекрасная история любви и величайшая драма, разрывающая династию Куру межцарскими распрями. Актерский состав – это настоящая находка, причем, я, как правило, предпочитаю европейские сериалы, поэтому о талантливых индийских актерах мне почти ничего не известно. Однако, их игра поразила своей искренностью и мастерством. Они филигранно передают эмоции, не прибегая к фальши и переигрыванию, что часто встречается в индийском кинематографе. Особого внимания заслуживают Шакуни, Ганадри, жены слепого царя Дхритараштры и, конечно, главный злодей, исполненный актером, чье имя мне пока неизвестно. В каждой серии присутствуют наставления и поучения от самого Кришны, облика которого природа наделила божественной красотой, ведь он и есть бог. Завершая каждый свой монолог, он лаконично заключает: «Подумайте об этом!». Благородный Бхишма – воплощение доблести, мудрости, справедливости, силы и красоты, что вполне закономерно для сына Ганги, воспитанного самим Парашурамой. Сериал поражает своим размахом, демонстрируя невероятный временной промежуток. Мы наблюдаем, как растут герои, учатся, развиваются, заводят собственные семьи. Индийским режиссерам удалось создать поистине монументальную эпопею, которая, безусловно, оставит неизгладимый след в памяти зрителей. Немаловажно, что актеры не меняют грим, что придает их образам особую реалистичность и глубину. Мы видим персонажей такими, какие они есть в обыденной жизни. Это создает ощущение сказочности, от которого невозможно оторваться. А какие здесь принцессы и царицы! Они словно сошли со страниц лучших иллюстраций, каждая краше другой! Безукоризненный подбор костюмов, безупречный макияж и, конечно же, великолепные украшения – всё это создает атмосферу неземной роскоши. В кадре повсюду сверкают драгоценности, золото, самоцветы, перья павлина – истинное пиршество для глаз. Конечно же, в индийском фильме не обходится без песен и танцев. Здесь они, к счастью, не выглядят навязчивыми и органично вписываются в повествование. Спецэффекты выполнены с поразительной реалистичностью и нежностью. Мне кажется, что этот сериал вполне подойдет для семейного просмотра. В нем можно найти примеры для подражания и предостережения, а жестокости и насилия представлено в умеренном количестве. Самое масштабное сражение, величайшая битва на поле Курукшетра, развернется лишь в середине повествования. В заключение скажу, что этот сериал стоит вашего времени и внимания! С нетерпением жду продолжения!
## Махабхарата: Зеркало Многовековой Пропагандистской Деформации Махабхарата предстает перед нами не просто как древняя поэма, а как поразительный пример глубоко укоренившейся и долгосрочной пропагандистской кампании. Нельзя не испытывать изумление перед настойчивостью и методичностью, с которыми целые поколения переписывали историю, превращая черное в белое, а добро – в зло. В результате этого титанического усилия, прославление Кришны и Пандавов приобрело масштаб идейного доминирования. Необходимо внимательно пересмотреть образ Пандавов, представляющих собой, по сути, привилегированную элиту, от самого раннего детства окруженную заботой и покровительством богов, могущественных демонических сущностей (нагов, ракшасов) и беспрецедентной придворной и военной поддержки в лице Бхишмы, Видуры и Дроны. Эти последние, пренебрегая общепринятыми моральными принципами и манипулируя законодательством ради достижения своих целей, по сути, стали пятой колонной, работавшей на сепаратистов и претендентов на власть. Идеологический центр этой системы – Кришна, личность, окутанная аурой загадочности и обвинений в мошенничестве и убийствах, – фигуры, чей авторитет и влияние не подвергались критике на протяжении тысячелетий. В этой связи, откровения Шишупалы, выведенного на страницах поэмы, предстают как гневный протест, заслуживающий внимания и более глубокого изучения, особенно в контексте его яркой и саркастической оценки происходящего. В свете этих переосмыслений, личность Карны раскрывается во всей своей трагической красоте. Именно Карна, величайший герой Махабхараты, стал жертвой целенаправленной деградации, систематического унижения и клеветы, как со стороны соплеменников, так и чужаков. Его стремление к признанию, основанное на собственном труде и мастерстве, расценивалось как угроза устоям, и он был предан анафеме. Ключевой эпизод битвы на поле Куру, где Арджуна, облаченный в божественную броню, вооруженный легендарным луком Гандиву и благословленный бесчисленными божествами, столкнулся с Карной, обнажает глубину несправедливости. Унизительное, подлое лишение Карны волшебных доспелов посредством обмана со стороны Индры, клейменые проклятия Парашурамы и постоянные подстрекательства коварного Шальи, служили не только демотивацией героя, но и создавали атмосферу предрешенности его поражения. В конечном итоге, Арджуна, не способный победить Карну честно, очернил себя по наущению Кришны, тем самым запятнав свою репутацию. Однако наиболее удивительно то, что Карна, подвергаясь постоянным оскорблениям и унижениям, никого не проклял. Его воздержание от мести, отказ от просьб о возмездии высшим силам, демонстрирует моральное превосходство смертного над даже божествами. Вместо прославления истинного героя, кришнаиты предложили миру извращенный идеал: шаику беспринципных лиц, сосуществующих с одной женщиной, аскетизм, приведший к множественным бракам и наследникам Арджуны, связь с змеями и ракшасами, убийство учителей. Но не стоит забывать о проклятии Гандхари, чья неизбежный гнев разрушит все планы Кришны и его пропагандистские манипуляции. Истина, как ни старались ее спрятать за пеленой многословных интерпретаций, пробивается сквозь завесу заблуждений. Люди всегда будут стремиться к правде, и никакая пропагандистская машина не сможет полностью подавить их стремление к ней. Настанет время, когда искаженная история Махабхараты будет переосмыслена, и имя Карны вновь засияет во всем своем величии.
На протяжении нескольких месяцев я с завороженным вниманием погружалась в мир сериала "Махабхарата", и это путешествие оказалось поистине удивительным. Признаюсь, я не являюсь страстным поклонником индийского кинематографа и доселе не имела глубоких познаний в их религиозных верованиях и философских учениях – лишь фрагментарные сведения, отрывочные имена, мимолетные факты. Поэтому этот сериал открыл передо мной совершенно новый горизонт, подарив непередаваемые впечатления. Безусловно, это произведение искусства. В нем не найти однозначно положительного или отрицательного персонажа, даже, как мне кажется, в понимании самой индийской культуры. Каждый герой, в своей сложности и многогранности, совершает ошибки, и каждый заслуживает понимания. Сюжет лишен шаблонности, он отличается эпическим размахом и изысканной глубиной, что вполне закономерно, ведь основа его – древний индийский эпос, наполненный мифами и легендами. В центре повествования – ожесточенная борьба за трон, расколовшая могущественную династию на две непримиримые ветви. Фактически, единственным, кто по праву мог претендовать на престол в этом клубок интриг и распрей, был мудрый Бхишма. Однако, в юности, поддавшись манипуляциям своей мачехи, он принял обет безбрачия. Какова была бы история, если бы он проявил чуть большую твердость духа! Возможно, этим можно было бы избежать нескончаемой череды сражений и трагических смертей. После его самоотречения на трон Хастинапура, подобно тени, поднимались и падали весьма колоритные фигуры: алкоголик, страдающий недугами, слепец и даже тот, кто путал родство с любимыми женщинами. И ни у кого из претендентов не было законного права на власть в общепринятом смысле, поскольку происхождение главных героев окутано мистикой: сыновья Панду рождены от божественной благодати, а сами Панду и Дритараштра – плод союза с мудрыми йогов. Многочисленные герои, каждый со своей судьбой и характером, невероятно интересны. Для меня этот сериал прежде всего – трогательная история отцовской любви к своим детям. Слепота Дритараштра – не только физический дефект, но и метафора его любви к сыну Дурьодхане, его неспособности видеть истину в государственных вопросах. Подобно слепоте любви гуру Дроны к сыну Ашватхаме, чьим потаканьям способствовала его превращение в жестокого и эгоистичного человека. И даже Пандавы, кажущиеся образцом добродетели, не лишены противоречий. Арджуну настойчиво представляют как непогрешимого воина и лучника, но его путь к победе облегчен самопожертвованиями соперников: отрубленный палец Экалавьи, отданные божественные доспехи Карны, самоотверженное согласие на смерть. Карна – несомненно, самая вызывающая жалость фигура. Он добился всего сам, развил свой талант, но его презирали из-за низкого происхождения. Неужели происхождение действительно определяет качества человека? Вся его жизнь – это непрерывная борьба за признание и уважение. Но, пожалуй, самой неоднозначной и загадочной является фигура Кришны. Как это часто бывает с изображениями богов, он представляется добрым и праведным, однако его поступки часто оказываются жестокими и провоцирующими войны. Он убеждает Пандавов отказаться от примирения и вновь разжигает пламя вражды, склоняет Панчали, желавшей избежать кровопролития. Сначала я с интересом слушала его наставления, но, увидев его истинное лицо, мое восхищение угасло. В то же время, дядя Шакуни, кажется, остается одним из самых отрицательных персонажей на протяжении всего сериала. Актерская игра выше всяких похвал: все артисты красивы и убедительны, хотя, конечно, не обходится без некоторой театральности, что является характерной чертой индийского кино. Удивительно, но даже замедленные съемки и развевающиеся волосы не раздражали, а, наоборот, добавляли колорита и аутентичности эпохе. В заключение, я с удовольствием рекомендую этот сериал всем любителям истории и литературы, предостерегая же тех, чьи интеллектуальные способности ограничены, от бессмысленного просмотра. Приятного погружения в мир "Махабхараты"!
Подобная апатия в отношении национального наследия, к сожалению, не является прерогативой исключительно молодого поколения России. Похожая тенденция наблюдается и в Индии, где юные люди все чаще отворачиваются от сокровищ, накопленных веками, от богатейших истоков собственной культуры. В результате, классические произведения, такие как "Махабхарата", вынуждают прибегать к адаптации в формате зрелищного блокбастера, рассчитанного на широкую аудиторию. На экранах предстают картины с внушительным актерским составом – целый отряд атлетичных и харизматичных мужчин, призванных привлечь внимание зрителя. Однако, не все так безоблачно. Ритм повествования, порой, кажется хаотичным: чередуются затянутые, скудные сцены, словно тягомотная панорама, и взрывной вихрь батальных эпизодов, подкрепленных современными спецэффектами. Актерская игра неоднозначна: злодей Дурьодхана и мудрый рыцарь Бхишма получились убедительными и яркими, в то время как образ Парашурамы, ревностного ненавистника воинов, кажется нарочито карикатурным и лишенным глубины. В то же время, Арджуна, центральный герой-любовник, чье имя уже ускользнуло из памяти, лишен актерской выразительности – его лицо застыло в маске недоумения, словно он постоянно задается вопросом: "Что я делаю здесь?". За четыре сотни серий он так и не научился передавать бурю эмоций, оставаясь плоским и невыразительным персонажем. Царица Драупади, вполне соответствующая своему книжному прототипу, предстает надменной, эгоцентричной и, прямо скажем, неприятной женщиной. Её персонаж не вызывает ни малейшей симпатии, вызывая скорее желание лишить её дар речи. Подобно прекрасной Елене, она стала причиной глобальной трагедии. Но в истории с Троей хотя бы прослеживалась какая-то внутренняя логика, в то время как здесь совершенно неясно, какую именно честь она защитила ценой гибели целой касты воинов-кшатриев. Если бы Драупади жила в наши дни, скорее всего, стала бы ярой сторонницей радикального феминизма и стремилась бы уничтожить мужской пол, используя всевозможные интриги и манипуляции. Такие вечно недовольные всеми и вся женщины существовали и будут существовать во все времена. Мать Арджуны, Кунти, представляет собой жалкое подобие былой материнской силы, погруженная в бытовые заботы и рутинные хлопоты: "Нужно постирать, что на ужин приготовить?". Её пренебрежение ребёнком вызвало гнев ещё во время чтения книги, а в сериале так и не нашла внятного объяснения. Безусловным прорывом стала игра Саурабха Радж Джеина, который на все сто процентов воплотил в жизнь восьмую аватар Вишну – очаровательного, хитрого и красноречивого Кришну. В его исполнении божественный трикстер выглядит невероятно убедительно и притягательно. Ему хочется верить, даже зная, что он, скорее всего, вас обманет. И, наконец, Карна – недооцененный герой всех времен и народов. Благородный, умный, гуманист и воплощение справедливости. Он предпочел верность другу кровным узам, продемонстрировав тем самым принципиальную позицию против кумовства и коррупции. Достиг всего сам, без материнского покровительства. Защищал слабых и боролся за справедливость. Смело "посадил в лужу" коварную Драупади на свадебном состязании. Честно правил своим городом, заботясь о благополучии своих подданных. Даже сам Кришна признал, что честно победить Карну в бою невозможно, поэтому необходимо убить его исподтишка. И Арджуна совершил подлый удар в спину, и вошёл в индийский эпос как "герой высочайшего достоинства". Не стоит искать логику в происходящем. Так и должно было быть, во имя высшего блага. Музыкальное сопровождение, нарочито пафосное и масштабное, соответствует жанру блокбастера, но не вызывает раздражения. В целом, оценка – 8 из 10.
Перед нами дерзкий, современный прочтение бессмертного древнеиндийского эпоса – «Махабхараты». Это повествование о грандиозной схватке, развернувшейся между потомками Бхараты, отважных воинов и мудрецов, чьи деяния сформировали саму ткань индийской цивилизации. Новая экранизация превосходит предшествующие интерпретации не только масштабностью повествования, но и глубокой проработкой персонажей. Герои предстают перед зрителем не просто как фигуры мифологических сказаний, а как живые, многогранные личности, переживающие бурю эмоций и испытывающие подлинные душевные терзания. Безусловно, особый восторг вызывает виртуозное владение спецэффектами – зрелищные баталии, масштабные декорации и невероятные визуальные решения создают неповторимую атмосферу эпического сражения. В среде интернет-сообществ циркулируют слухи о государственной поддержке проекта, о том, что правительство Индии, возможно, инициировало съемки с целью пробудить интерес молодого поколения к древним священным текстам и укрепить национальную идентичность. Однако, за рамками визуального великолепия и захватывающего сюжета, сериал предоставляет уникальную возможность погрузиться в культуру и историю Индии, государства, поражающего своим многообразием верований, обычаев и традиций. Это окно в мир, где переплетаются мистика и реальность, где величие истории созвучно современным вызовам. Часто в обществе можно услышать критику в адрес властей, обвинения в нецелевом использовании государственных средств. Однако, после просмотра этого сериала, мое восприятие ситуации претерпело определенную трансформацию. Жизнь тех, кто занимает высокие позиции в государственном аппарате, далеко не всегда столь безоблачна и беззаботна, как может показаться на первый взгляд. Индийским чиновникам, судя по всему, приходится справляться с колоссальным грузом ответственности и решать сложные, часто трагические, задачи. Я всегда придерживался убеждения, что люди, занимающие руководящие должности, обладают более высокими моральными качествами и более широким кругозором, чем их подчиненные. Это признание не всегда легко принять, учитывая мои собственные жизненные взгляды. Но, осмысливая контекст, осознаешь, что масштаб их проблем и ответственности, задачи, которые стоят перед ними, простираются далеко за рамки повседневных забот обычного человека, чья жизнь сосредоточена вокруг семьи и личных интересов. И подобное положение вещей не требует осуждения, лишь понимания и, возможно, некоторого уважения к человеку, которому предоставилась возможность занять более высокое положение в обществе. К сожалению, лишь небольшая часть сериала – всего пятьдесят эпизодов из запланированных двухсот двадцати восьми – на данный момент переведена на русский язык. Съемочный процесс продолжается, поэтому даже в Индии аудитория еще не ознакомилась со всеми сериями. Судя по всему, зрители там остановились на 128-м эпизоде, хотя информация может быть не совсем точной. Тем не менее, уже сейчас русскоязычная публика может оценить прекрасное качество субтитров и профессиональную озвучку, которые делают просмотр еще более комфортным и захватывающим! С нетерпением жду новых, не менее увлекательных серий, и желаю всем приятного погружения в мир "Махабхараты"!