Описание
Рецензии

Сериал Марево

Актеры:
Федор Добронравов, Татьяна Науменко, Петр Савченко, Юрий Стоянов, Наталья Тетенова, Максим Емельянов, Евгений Филичкин, Алёна Бабенко, Олег Басилашвили, Алиса Фрейндлих
Режисер:
Константин Худяков
Жанр:
отечественные, мелодрамы
Страна:
Россия
Вышел:
2010
Добавлено:
сериал полностью из 4 (12.08.2011)
Рейтинг:
6.17
В преддверии долгожданного летнего перерыва, юный Николай Гоголь, преисполненный задора и предвкушения, отчалил в свою родовую усадьбу, Васильково. Возвращение в родные края обернулось трогательным воссоединением с близкими – его любящей матерью и сестрой, чьи лица расцвели от радости вновь увидевшегося сына. Они, словно заботливые феи, стремились окружить его теплом и всяческими удобствами, стремясь сделать его пребывание максимально комфортным и безмятежным. Прогуливаясь по тихим, извилистым улочкам Василькова, они натолкнулись на добропорядочную пару – Пульхерию Ивановну Товстогуб и её почтенного супруга, Афанасия Ивановича, живущих по соседству, словно хранители вековых традиций. Старейшие супруги, по-прежнему не отрываясь друг от друга, являли собой образец беззаветной преданности и нежности. В череде случайных встреч они повстречали Ивана Никифоровича и Ивана Ивановича – двух сердечных товарищей, чья крепкая дружба в скором времени подвергнется суровому и неожиданному испытанию. Николаю, взращенному на более изысканных вкусах, стало нестерпимо скучно в унылой провинциальной обстановке. Его мысли, словно птицы, стремились к общению с представителями более широкого круга, к утонченности и новизне, не свойственным его нынешнему окружению. Неожиданно, судьба повергает юношу в пучину болезни. Лихорадка охватывает его тело, а разум погружается в зыбкое, искаженное бредом. В мучительных видениях перед ним предстают зачатки будущих литературных образов – Пульхерия Ивановна, Афанасий Иванович, Иван Никифорович, Иван Иванович, заседатели, колоритный Башмачкин и бесчисленное множество других. Растворяясь в лихорадочной галлюцинации, сознание Гоголя создает некий феноменальный мир – Марево. Этот призрачный лабиринт соткан из ярких, буйных фантазий, отголосков реальности, причудливой фантасмагории и неповторимого колорита подлинной украинской жизни. Здесь грани между явью и сном стираются, рождая нечто поистине невероятное и непостижимое. Этот мистический вихрь предвещает рождение нового, невиданного доселе литературного шедевра.
Имеющиеся ощущения от сериала "Марево" оказались крайне противоречивыми, словно мозаика, собранная из фрагментов, вызывающих порой восторг, порой – разочарование. Прежде всего, необходимо отметить, что атмосфера, царящая в этой экранизации, оказалась на редкость притягательной. Чувствовалось, будто некоторые исполнители не просто выполняют роль, а по-настоящему воплощают в жизнь своих персонажей, проникая в их суть, и это бесспорно добавляет картине глубины и реализма. Светлый, искрометный юмор, пронизывающий повествование, является еще одним значительным достоинством, как и удачное перенесение на экран знаковых персонажей Николая Васильевича Гоголя, каждый из которых получился ярким и запоминающимся. Невозможно не упомянуть и великолепную подборку музыкального сопровождения, что, безусловно, усиливает эмоциональное воздействие происходящего на экране. В контексте современного отечественного кинематографа "Марево" представляет собой заметную, достойную внимания работу. Однако, говоря о кадровом составе, необходимо признать, что взрослый актерский ансамбль во многом превзошел молодых исполнителей. Федор Добронравов, Алиса Фрейндлих и Олег Басилашвили продемонстрировали высокий уровень мастерства, убедительно передавая нюансы характеров своих героев. В то время как молодых актеров временами охватывала ощущение, будто они декламируют текст, словно на уроке литературы, с формальным выражением, но без той глубины и спонтанности, свойственной настоящей актерской работе. Режиссура Константина Худякова, в целом, не вызвала нареканий и показалась вполне грамотной. Тем не менее, операторская работа оставила горькое послевкусие. Несомненно, многие справедливо возражают, что главная ценность – это сюжет и драматургия, и я полностью согласен с этим. Однако, адаптация классического произведения требует безупречного исполнения во всех аспектах. Особенно учитывая, что этот проект, судя по всему, был реализован по заказу правительства Москвы, с выделением значительного бюджета. Неужели было невозможно представить работу, лишенную явных изъянов? Возможно, попытка добиться идеала и является борьбой с ветряными мельницами, но, тем не менее, сожаление о нереализованном потенциале остается. Среди актерского состава, Юрий Стоянов вызвал затруднения в восприятии. Его работа в фильме "Городок" оставила слишком глубокий след в памяти, и преодолеть этот личный, субъективный барьер оказалось непросто. Хотя, конечно, у актера были и другие, не менее успешные роли, предвзятое отношение не позволило оценить его работу в "Марево" в полной мере. Несмотря на критические замечания, просмотр оказался увлекательным, прежде всего, благодаря возможности наблюдать за талантливыми исполнителями. Присутствует легкая, ироничная нотка, разряжающая напряженность сюжета. Объективно оценивая, можно констатировать, что в отечественном кинематографе ощущается нехватка подобных, качественных, авторских проектов. В заключение, хочется выразить благодарность создателям за этот смелый и неоднозначный кинематографический опыт.