Описание
Рецензии

Сериал Мастер и Маргарита (1989)
Актеры:
Владимир Литвинов, Валентина Федотова, Александр Галко, Виталий Метлин, В. Закопырин, Сергей Сосновский, В. Емельянов, Евгений Виноградов, Тамара Джураева, Григорий Аредаков, Александр Курицын, Олег Мачахин, А. Улизко, Валерий Ерофеев, Н. Белякова, Евгения Торгашова, Людмила Потапова, Людмила Муратова, Валерий Новиков
Режисер:
Александр Дзекун, Эдуард Кольбус
Жанр:
драмы, театр
Страна:
СССР
Вышел:
1989
Добавлено:
сериал полностью из 2
(01.06.2018)
Предлагаю вашему вниманию завораживающую театральную интерпретацию, ставшую иконой мирового сценического искусства – постановка, неразрывно связанная с бессмертным романом Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Этот культовый спектакль, запечатленный в стенах Саратовского театра драмы имени Карла Маркса, – результат гениальной режиссерской мысли, воплощенной известным мастером театральной сцены Александром Дзекуном.
Зрителя ожидает захватывающее путешествие во времени, переносящее в бурную эпоху двадцатых годов минувшего столетия – в Москву, охваченную вихрем перемен и социальных потрясений. Однако действие не ограничивается лишь этим пространством и временем. Параллельно разворачивается грандиозная историческая панорама, погружающая в древний Иерусалим, эпоху царствования Ирода, где разворачивается драматический диалог между прокуратором Понтием Пилатом и осужденным Иисусом Христом.
Повествование является глубоким философским исследованием человеческой натуры, обнажающим её сокровенные пороки и темные стороны. На фоне этой сложной мозаики разворачивается история о чистейшей и безграничной любви, преображающей и возвышающей даже в самые мрачные времена. Трагические и комические события, сложные взаимоотношения и неоднозначные поступки героев оказываются под пристальным, всевидящим оком Воланда и его демонической свиты, которые выступают в роли беспристрастных, но зачастую едких, наблюдателей и участников происходящего. Спектакль предстает как своеобразный моральный компас, заставляющий зрителя задуматься о вечных вопросах добра и зла, истины и лжи, милосердия и жестокости.
Представление, безусловно, адресовано ценителям прозы Михаила Булгакова, но, к сожалению, вряд ли способно очаровать поклонников кинематографической адаптации 2005 года. Спектакль предназначен для аудитории, жаждущей свежего взгляда на знакомый сюжет, для тех, кто ищет альтернативную трактовку, отличную от той, что была воплощена на экране Карой Бойко. Те, чье сердце покорил великолепный телесериал, с его звездным составом, от Георгия Лаврова и Робина Басилашвили до Александра Ковальчука и Юлии Филипенко, неизбежно подвергнут эту постановку критике – и эта критика вполне объяснима. Воланд может показаться им недостаточно харизматичным, Иешуа – излишне печальным, а Пилат – даже слегка скучным.
Однако, именно необычные решения режиссера заслуживают внимания. Меня, в первую очередь, поразило переосмысление ключевых образов. Воланд, представленный в этой интерпретации, обладает большей отстраненностью, большей дистанцией, чем харизматичный персонаж, созданный Басилашвили. И это не обязательно плохо – это просто *иначе*. Иешуа, напротив, вызывает глубокое сострадание, что, безусловно, отличается от трактовки Безруковского. Каждому режиссеру предоставлена свобода интерпретации, и здесь она явно проявилась. Что касается Понтия Пилата, то меня посетила мысль, которая, возможно, до этого оставалась незамеченной: Булгаков, вероятно, представлял его жизнь *до* знакомства с Иешуа, и именно это предопределило его характер.
Важно понимать, что актеры этой постановки не обладают той ослепительной звездной силой, которая была в фильме Бойко. Однако, это не умаляет их мастерства. Маргарита, Мастер, Бездомный и другие персонажи демонстрируют искренний талант и глубокое понимание своих ролей. Особенно впечатляющим оказалось преображение Бездомного из простоватого, нелепого поэта в человека, обретающего духовную глубину. Эта трансформация, на мой взгляд, стала более убедительной и осязаемой, чем даже версия, исполненная Юрием Галкиным.
Следует также отметить сложность театральной работы. Создание визуально эффектной постановки, включающей декорации, натуру, эффектное освещение, компьютерную графику, – задача значительно более простая, чем создание спектакля в условиях сценического пространства. Здесь, однако, это удалось выполнить на высочайшем уровне.
Не стоит, тем не менее, отбрасывать это театральное прочтение в угоду признанной гениальности экранизации. Даже если вы остались влюблены в фильм, вы заслуживаете еще одну встречу с любимыми персонажами, увиденными под новым углом зрения, в исполнении новых актеров, в контексте иной режиссерской концепции. Это – возможность пережить знакомую историю по-новому, открыть для себя детали, ускользнувшие при первом просмотре, и просто насладиться магией театра.
Рекомендуем к просмотру