Описание
Рецензии

Сериал Мертвые души

Актеры:
Александр Трофимов, Александр Калягин, Юрий Богатырев, Лариса Удовиченко, Тамара Носова, Виталий Шаповалов, Алексей Зайцев, Виктор Сергачев, Мария Виноградова, Иннокентий Смоктуновский
Режисер:
Михаил Швейцер
Жанр:
драмы, отечественные, исторические, комедия
Страна:
СССР
Вышел:
1984
Добавлено:
сериал полностью из 5 (09.08.2013)
Рейтинг:
8.15
7.50
Экранизация одного из наиболее почитаемых и знаковых произведений русской литературы, поэмы Николая Васильевича Гоголя, представляет зрителю колоритную фигуру Павла Ивановича Чичикова – предприимчивого авантюриста, решившего обманом добиться успеха. Он создает себе обманчивый образ процветающего землевладельца и прибывает в провинциальный город, где начинает свою рискованную игру. Его цель – проникнуть в высшие эшелоны местной элиты, завоевать их расположение и добиться безусловного авторитета. В кратчайшие сроки Чичиков становится желанным гостем на изысканных приёмах и ужинах, в его окружении – самые знатные и богатые помещики, с которыми он поддерживает видимость дружеских отношений. Окружающие, очарованные внешней благополучией Чичикова, совершенно не подозревают о его истинных, корыстных намерениях, искусно скрытых за маской обеспеченного и респектабельного человека. В основе его дерзкого предприятия лежит абсурдная, но в то время допустимая юридическая лазейка – скупка "мертвых душ", то есть крестьянских душ, которые в документах помещиков числились ещё живыми, несмотря на их фактическую кончину. Оформляя приобретенные души на себя, Чичиков стремился выстроить грандиозную финансовую пирамиду, надеясь на небывалый, баснословный капитал. Он верил в успех своего предприятия с непоколебимой уверенностью, не осознавая, что его замыслы обречены на провал. Но судьба распорядилась иначе, и справедливость восторжествовала. Общество, проникнув сквозь тщательно выстроенный фасад обмана, разоблачает Чичикова, срывая с него последние иллюзии и выставляя напоказ неприглядный образ хитрого дельца, погрязшего в мошеннических махинациях. Его тщательно продуманный план терпит крах, демонстрируя хрупкость и уязвимость иллюзий, основанных на обмане и манипуляциях.
«Мертвые души» – это не просто название, это точный и меткий эпиграф, открывающий бездну гоголевского гения. Писатель, обладающий поистине феноменальным талантом, дарил миру произведения, словно созданные для того, чтобы обрести новую жизнь на экране. Это не просто фильм, это врата в совершенно уникальную вселенную, где каждый персонаж – яркая, самобытная личность, живущая своей, неповторимой судьбой, подставляющей нас, зрителей, перед зеркалом самопознания. Режиссер Михаилу Швейцеру, кажется, дарован небесный дар – уловить и передать ту многогранную сущность, которую Гоголь запечатлел в своей поэме. Его работа – это не просто адаптация, это проникновение в саму душу произведения, воплощение его замысла на новом витке интерпретации. Постепенно, погружаясь в этот кинематографический мир, осознаешь парадоксальную истину: те, кого принято считать "мертвыми душами", на самом деле полны жизни, в отличие от тех, кто официально владеет ими. Помещики, эти харизматичные, но деградировавшие представители дворянства, утратили способность к созиданию, к движению вперед, и сами стали тормозом на пути к прогрессу, предвещая расцвет нового класса, представленного фигурой Чичикова. Сам Чичиков, несмотря на свою циничность и прагматизм, сложно отнести к этому печальному племенному анклаву "мертвых душ". Взгляд зрителя, проницательный и непредвзятый, видит, что, как бы благосклонны и заботливы ни были помещики, с которыми он взаимодействует, именно они – воплощение этой духовной застоя. Чичиков, лишенный каких-либо серьезных моральных оков, выделяется как единственный человек в гоголевском панораме, кто активно реализует свои замыслы, в то время как другие персонажи, такие как Манилов, лишь обдумывают их в бесконечных рассуждениях. Режиссеру удалось с блеском донести эту неоспоримую мысль до каждого зрителя. Фильм и литературное произведение «Мертвые души» продолжают резонировать с нашей реальностью, сохраняя свою удивительную актуальность и в наши дни. Многие, ощутив на себе гоголевское описание, с недоуменным презрением отмахнутся, заявив, что это не про них, что это клевета, наговор. Человеку всегда бывает нелегко взглянуть на самого себя со стороны, признать в себе отражение тех черт, которые не всегда хотелось бы обнаружить. Именно в этом, в этой безжалостной, но такой необходимой честности перед самим собой, кроется вечная гениальность Гоголя. Наше кинематографическое наследие гордится успешными и проникновенными экранизациями русской классики, позволяющими нам вновь и вновь открывать для себя неиссякаемую глубину и красоту русской души.
Рассуждать о таком титане русской литературы, как Николай Васильевич Гоголь, и о его бессмертном творении, "Мертвых душах", – задача поистине увлекательная. Этот роман, словно безжалостный и всевидящий глаз, пронзает завесу дореволюционной действительности, обнажая удручающую картину духовного распада и морального падения человечества. В центре повествования – Павел Иванович Чичиков, фигура столь же причудливая, сколь и неоднозначная. Его путешествие по российской глубинке становится калейдоскопом встреч с галереей поразительных, временами гротескных персонажей – живых мертвецов, лишенных истинной человечности, заключенных в темницы собственных пороков. Духовная опустошенность, алчность, ненасытная жажда наживы, пошлость нравов – вот что, по мнению Гоголя, царило в имперском обществе. Стоит отметить поразительную особенность этого произведения: в нем попросту отсутствует традиционный положительный герой. Каждый персонаж, будь то помещик, чиновник или крестьянин, демонстрирует отталкивающие черты характера, проявляет мелочность, подлость и беспринципность. Это, пожалуй, уникальный феномен в мировой литературе – роман, где все действующие лица погружены во мрак человеческих пороков. При взгляде на свежую экранизацию, стоит задуматься: насколько изменилась картина мира с тех пор? Сохранили ли эти пороки власть над человеческими душами, или же произошли заметные преобразования? Назвать экранизацию полноценным сериалом, пожалуй, было бы преувеличением. Однако, несмотря на несколько устаревший формат изображения, картина обладает несомненной притягательностью и заставляет задуматься. Конечно, современному зрителю, привыкшему к высоким технологиям и безупречной графике, может быть непросто окунуться в атмосферу картины, созданной почти тридцать лет назад. Однако, если отбросить технические недочеты, остается подлинное мастерство режиссеров, сумевших передать глубину, реализм и поучительность классического произведения Гоголя. Творение, которое не устаревает, заставляя сопереживать и размышлять о вечных человеческих ценностях.