Описание
Рецензии

Сериал Место встречи изменить нельзя

Актеры:
Владимир Высоцкий, Владимир Конкин, Сергей Юрский, Виктор Павлов, Наталья Фатеева, Леонид Куравлёв, Светлана Светличная, Александр Белявский, Евгений Евстигнеев, Армен Джигарханян
Режисер:
Станислав Говорухин
Жанр:
боевики, детективы, криминальные, отечественные, приключения
Страна:
СССР
Вышел:
1979
Добавлено:
сериал полностью из 5 (18.10.2012)
Рейтинг:
8.93
8.70
Послевоенная Москва, израненная войной, не успела полностью зажить, и в ее неспокойных районах царил хаос. Дефицит порядка породил невиданный расцвет преступности, где разгул бандитизма ощущался на каждом шагу. Город сотрясали дерзкие набеги, а в тени проявлялись легендарные, но в то же время зловещие фигуры, такие как неуловимая банда, прозванная "Черная кошка". Их деяния вселяли ужас и сеяли панику среди населения. В этот период, стремясь внести свой вклад в восстановление законности, демобилизованный офицер, Владимир Шарапов, решил посвятить себя службе в правоохранительных органах. Он устроился на работу в милицию, надеясь искоренить зло, процветавшее в столице. Его путь начался в отделе, специализирующемся на борьбе с бандитскими формированиями – подразделении, где требовались самые опытные и отважные сотрудники. Едва успев освоиться, Шарапова втянули в самое сложное и резонансное дело, захлестнувшее город. Он столкнулся с трагедией, потрясшей общественность – жестоким убийством молодой женщины, Ларисы Груздевой. Убийство, окутанное тайной и вызывающее бурю негодования, стало для него первым серьезным испытанием на службе, и оно должно было определить его дальнейший путь в борьбе с тенью, поглощавшей Москву.
В пятом классе, когда вопрос о просмотре нового телесериала прозвучал от одноклассника, я в категоричной манере отвергла подобное увлечение. Тогдашняя колкость, пущенная в ход, обернулась обидным клеймом "дура". Но время, словно река, неумолимо текло, и, ознакомившись с этим произведением, я осознала, что упрек одноклассника был не лишен основания. Оказалось, его интуитивное суждение не было столь несправедливым. Данная кинолента разительно отличается от привычного пейзажа советского кинематографа, прежде всего, от традиционного детективного жанра. Особого внимания заслуживает актерская игра, которая не просто профессиональна, а по-настоящему вдохновенна. Бесспорным бриллиантом в этой короне является игра Владимира Высоцкого. Он создал образ сыщика, столь самобытный и притягательный, что зритель с первых же минут погружался в его мир. Глеб Жеглов, воплощенный Высоцким, представляет собой квинтэссенцию компетентности, его навыки и опыт, накопленные в бесчисленных операциях по нейтрализации преступников, становятся незаменимым инструментом в расследовании. Опыт работы в МУРе отточил его методы, сформировал уникальный подход к взаимодействию с самыми разными элементами криминального мира. Он умеет находить подход к каждому, будь то опытный вор или мелкий аферист. Глубочайшим желанием Жеглова является искоренение преступности, искоренение зла в его проявлениях. Его сознание пронизано чувством долга, пониманием значимости возложенной на него ответственности. Он тщательно анализирует причины, побудившие военного слушать приказы бандитов, понимая, что стремление к выживанию является первичным двигателем. Он работает там, где должен работать, на передовой борьбы с тенью. Напарником Жеглова является молодой офицер Владимир Шарапов, чей опыт работы с криминальным контингентом был крайне ограничен. Он служит своеобразной противоположностью своему опытному наставнику, воплощая энергию и идеализм. Роль этого персонажа блестяще исполнил актер Константин Конкин, однако, несмотря на его заметную работу, его образ на фоне Жеглова остается несколько приглушенным. В Шарапове живет доброе сердце, проникнутое романтикой и юношеским максимализмом. Он ценит моральные принципы, зачастую, пренебрегая здравым смыслом. Его неприятие авторитета Жеглова и стремление к самостоятельному решению задач, порой, приводят к непредсказуемым результатам. Тот факт, что он смог завоевать доверие в логове преступного мира, говорит о его неординарности. Возникает ощущение, что персонажу не хватило живости, чтобы вызвать у зрителя искреннюю симпатию. Однако, недооценивать вклад Шарапова было бы ошибкой. Именно он зачастую позволяет Жеглову взглянуть на ситуацию под другим углом, обратить внимание на детали, которые могли ускользнуть от его пристального внимания. Недостаток терпения, подчас, заставляет его принимать поспешные решения, но его артистизм и способность располагать к себе, позволяют проникать в самую гущу событий. Благодаря этой черте, удалось поймать главаря банды и разоблачить всю преступную сеть. Вместе Шарапов и Жеглов образуют идеальную команду. Их профессионализм подкреплен умением находить общий язык и взаимопониманием. Оба заслужили уважение коллег благодаря своим личным качествам. На период показа телесериала наблюдалось заметное снижение уровня преступности, хотя это и было лишь временным явлением. Действие разворачивается в 1945 году, в столице, в период окончания Великой Отечественной войны. Кинолента мастерски передает атмосферу сложного времени, когда люди столкнулись с необходимостью выживать и адаптироваться к новым реалиям. Криминалитет резко возрос по сравнению с довоенным временем. Патриотизм ослаб, и у некоторых появилась циничная философия получения прибыли за счет других. Это и выводит на передовую Жеглова и Шарапова в борьбе с преступностью. Тщательно проработанное повествование, переплетение захватывающих перестрелок и неожиданных сюжетных поворотов, не оставляют зрителя равнодушным. Особый акцент сделан на диалогах, которые являются ключом к пониманию характеров и мотивов персонажей. В этом и заключается главная ценность и уникальность данной киноленты.
В 1979 году на советском телевидении произошло событие, которое не просто ворвалось в культурный ландшафт, но и разделило страну на два непримиримых лагеря. Сериал "Место встречи изменить нельзя" мгновенно приобрёл культовый статус, став поворотным моментом в истории отечественного кинематографа. И эпицентром этого шторма, без сомнения, стал Владимир Высоцкий, чья поразительная игра, наполненная глубиной и трагизмом, вызвала столь противоречивые чувства у зрителей. Одни признавали сериал вершиной экранного искусства, безоговорочно доверяя каждой сцене и персонажу, полагая, что перед ними – правдивое отражение советской действительности. Другие, несомненно, увлеклись захватывающим сюжетом, поверили в реальность существования бандформирования "Черная кошка", но при этом считали, что Высоцкий, создавая образ Глеба Жеглова, переступил черту, продемонстрировав нечто большее, чем полагалось советскому следователю. Слишком резкий, нетривиальный, он ломался, казалось, привычные рамки, установленные предшествовавшим сериалом "Следствие ведут знатоки", который приучил зрителя к более мягкому, причесанному образу представителя правоохранительных органов. Однако, даже эта некоторая несовместимость с устоявшимися представлениями не смогла омрачить восторг от просмотра. Сериал гремел на экранах, становясь неотъемлемой частью жизни, и зрители возвращались к нему снова и снова, не жалея времени и сил. Воспоминания о том времени отзываются смехом: на фоне дефицита бытовых товаров, целые общаги выстраивались в очереди за телеприемниками в прокат, ведь иметь собственный телевизор в то время было роскошью, недоступной многим. Учеба, учёба, а потом - заслуженный просмотр! Студенты, усердно осваивающие школьную программу во второй смену, без угрызений совести "сбрасывали" уроки, чтобы не пропустить ни одной серии. Такая вот была всенародная любовь к "Место встречи изменить нельзя". И, что немаловажно, со временем очарование сериала не угасло. Он продолжает волновать умы и сердца, вызывая такой же неподдельный интерес, как и в былые времена. Знаешь сюжет наизусть, предвидишь развитие событий, но всё равно не можешь удержать трепетное волнение, когда Шарапов, а ныне Конкин, рискует своей жизнью, внедряясь в криминальную сеть, и тайно надеешься на невероятное – что его товарищ избежит роковой пули. Невозможно переоценить талантливый подбор актерского состава. Каждый из исполнителей, несомненно, проделал колоссальную работу над созданием своих персонажей, и это очевидно для зрителя. После выхода сериала актеры стали известны, прежде всего, по прозвищам своих героев: Горбатый, Промокашка, Кирпич – эти клички прочно вошли в лексикон народа. Фразы из фильма, вроде "Вор должен сидеть в тюрьме", превратились в крылатые выражения, и многие, вероятно, даже не вспомнят, откуда они взялись. В нынешнем веке кинематограф насыщен множеством сериалов, затрагивающих самые разные темы. Однако, подавляющее большинство из них не выдерживает испытания временем, быстро забываются, а их сюжеты оказываются неясными. Уверена, что "Место встречи изменить нельзя" переживет все эти новаторские проекты, так же как пережил когда-то знаменитых "знатоков" с их нарочито интеллигентными следователями. Ирония истории заключалась в том, что образ Глеба Жеглова, воплощенный талантом Высоцкого, оказался более точным отражением того, каким следователю полагалось быть в те годы, чтобы эффективно бороться с преступностью, захлестнувшей послевоенную Москву. А дуэт Жеглов-Шарапов, без сомнения, может с гордостью соперничать с легендарным дуэтом Холмса и Ватсона, настолько органично и взаимодополняюще эти совершенно разные, но одинаково сильные характеры дополняют друг друга – резкий, бескомпромиссный Жеглов и интеллигентный, но далеко не мягкий Шарапов. Поговаривают, как однажды заметил сам Владимир Высоцкий, что у каждого следователя в кабинете висит портрет Глеба Жеглова. Этот анекдотичный факт, возможно, лучше любых слов говорит о той огромной значимости, которую этот сериал и его главный герой приобрели в сознании общества.
Этот кинофильм, без всякого преувеличения, занял особое место в моей душе. Я возвращаюсь к нему вновь и вновь, настолько он поглощает меня, что некоторые диалоги уже заучились наизусть. И, тем не менее, каждый новый просмотр рождает неутолимое желание пережить эту историю еще раз, ощутить ту же самую дилемму, тот же самый накал страстей, что и в первый раз. Удивительно, как часто бывает, что экранная адаптация превосходит литературный первоисточник. Поначалу мне казалось немыслимым, что из довольно сдержанного, порой монотонного повествования, может родиться столь захватывающее, динамичное и глубокое произведение искусства. Творцы сумели вдохнуть жизнь в страницы, создав нечто поистине ошеломляющее. Искреннюю признательность я храню для Владимира Говорухина – режиссера, чье видение подарило миру эту кинематографическую жемчужину. Несмотря на серьезность поднимаемых вопросов, картина щедро украшена юмористическими моментами, что стало возможным благодаря гению Высоцкого. Игра Владимира Высоцкого – это феномен, который практически невозможно описать словами. Она вмещает в себя огромный спектр чувств, бурю эмоций, которая захлестывает зрителя. Безусловно, он является одним из самых одаренных актеров, каких когда-либо видела отечественная киноиндустрия. Он настолько органично воплотил своего персонажа, будто проживал его собственную жизнь. С каждой минутой просмотра моей симпатия к нему только усиливалась, я ощущала с ним единое дыхание. Что касается актера, исполнившего роль Шарапова, здесь мои чувства неоднозначны. С одной стороны, он предстает перед нами как человек, приверженец строгих моральных устоев, но в то же время ощущается в нем своего рода отстраненность, холодность. В его мировоззрении мораль занимает главенствующее положение, а все остальное кажется несущественным. Он не склонен слушать мнение Жиглова, и его способность проявить себя среди преступников – поразительный факт, подчеркивающий многогранность его натуры. Мне кажется, ему не помешала бы некоторая живость, чтобы вызвать у зрителя больше сочувствия. Кроме того, кажется, что не была учтена атмосфера той эпохи. Жиглов же воплотил в себе образ борца за справедливость, своеобразный маяк в беспросветной тьме. К сожалению, мне не хватило сил, чтобы дочитать роман до конца. Особую благодарность хочется выразить Евгению Геворгяну – человеку, создавшему поистине уникальное музыкальное оформление этого фильма. Музыка не только оригинальна, но и проникает в самые потаенные уголки человеческой души, вызывая самые глубокие переживания. Она гармонично переплетается с общим стилем картины, создавая неповторимую атмосферу. Можно не сдерживаться и воскликнуть: «Браво!» Для меня, как и для многих, советский кинематограф – это синоним качества, эталон мастерства. Современный кинематограф, увы, не способен предложить ничего подобного. И что особенно печально, молодое поколение, практически не знакомо с этими классическими произведениями, не в состоянии оценить их истинную ценность.
В эпоху, когда цифровые развлечения заполонили виртуальное пространство, предлагая бесконечный поток динамичных и зрелищных сериалов, я не перестаю находить очарование в "Месте встречи изменить нельзя" – мини-сериале, ставшим для меня настоящей одержимостью. Он будто портал в ушедшую эпоху, бережно переносит нас в атмосферу социалистического времени, воссоздавая сложный и противоречивый период становления нового государства, запечатлевая повседневную жизнь людей, чьи судьбы сплелись в вихре исторических перемен. С высоты прожитых лет, я уверен, что братья Вайнеры, создавшие первоисточник – роман "Эра милосердия", были бы удовлетворены этой талантливой интерпретацией. Экранизация, подобно искусной реставрации старинного полотна, сумела сохранить аутентичность произведения, при этом наполнив его новым, кинематографическим дыханием. Не часто встречается, когда кинематографисты настолько деликатно и полно воплощают на экране замысел автора, передавая всю глубину и многогранность литературного оригинала. История разворачивается вокруг вечной борьбы добра и зла, где на фоне надежд на светлое будущее, в столице возникает банда «Черная кошка», вселяющая страх в сердца москвичей. На передовой этой борьбы – отважные и самоотверженные сотрудники МУРа, воплощенные яркими и запоминающимися образами Жиглова, Шарапова и их товарищей. Они, не щадя себя, отдают все силы служению народу и защите Родины, являя пример истинного героизма. Стоит отметить, что финальная сцена мини-сериала претерпела некоторые изменения по сравнению с лирическим завершением романа. Эта корректировка, по моему мнению, была сделана режиссером Станиславом Говорухиным не случайно. Он, как опытный мастер своего дела, почувствовал потребность зрителя в более оптимистичном и воодушевляющем исходе, чтобы не оставить горького привкуса разочарования после просмотра. За этот дар кинематографического чутья и талант, заслуженно возносится поклон создателям этого великолепного произведения. Я настоятельно призываю вас – позвольте себе насладиться чтением романа и последующим просмотром мини-сериала. Я уверен, что это путешествие во времени подарит вам массу положительных эмоций, вдохновения и запоминающихся впечатлений. Желаю вам приятного и плодотворного просмотра!
Этот кинематографический шедевр, бесспорно, обречен на бессмертие. С каждым повторным просмотром, словно открываешь новую страницу, обнаруживаешь скрытые нюансы, не замеченные ранее. За этой культовой лентой стоит глубокий, многогранный роман братьев Вайнеров "Эра милосердия", который, по праву, требует отдельного, пристального внимания. "Место встречи изменить нельзя" – это драматическое полотно, рисующее трагическую панораму послевоенной Москвы, поглощенной разгулом криминальной стихии. В эпоху всеобщего дефицита, повсеместной разрухи, когда вся нация, казалось, должна была сплотиться для возрождения, для строительства новой жизни из руин, на улицах царил беспредел: банды дерзко грабили торговые точки, склады, не испытывая ни малейшего страха перед законом. Жестокость преступников не знала границ, они готовы были на самые гнусные деяния, включая убийства невинных женщин и детей, ради обогащения. Фильм предельно откровенно демонстрирует сложную иерархическую структуру преступного мира того времени, раскрывая его внутренние законы и взаимоотношения. Опытный и проницательный старший оперуполномоченный Жеглов берет под свое крыло молодого, неопытного разведчика Шарапова, вводя его в курс дела, знакомя с нелегкой службой и особенностями борьбы с организованной преступностью. Зрителю предоставляется уникальная возможность наблюдать за формированием органов милиции в сложнейший период восстановления страны после разрушительной войны. Особого внимания заслуживает великолепная игра Владимира Высоцкого – настолько он безупречно воплотил образ Жеглова, что практически невозможно уловить грань между актером и персонажем! Высоцкий, словно волшебник, сумел трансформировать первоначально негативного героя романа, наделив его невероятным обаянием, практически превратив его в положительного персонажа, вызывающего искреннюю симпатию и уважение. Фильм щедро одарен крылатыми фразами, цитатами, которые прочно вошли в обиход, стали частью национального достояния. Этот кинематографический феномен не мог не порадовать зрителя блестящим актерским составом и безупречной игрой каждого из них. Непременно рекомендую как просмотр этой замечательной картины, так и прочтение оригинального романа – оба эти произведения являются настоящим кладезем глубоких мыслей и переживаний, способных обогатить душу и расширить кругозор.