Описание
Рецензии

Сериал Московская сага
Актеры:
Юрий Соломин, Инна Чурикова, Александр Балуев, Ольга Будина, Екатерина Никитина, Алексей Кортнев, Марианна Шульц, Алексей Зуев, Кристина Орбакайте, Дмитрий Харатьян
Режисер:
Дмитрий Барщевский
Жанр:
драмы, отечественные
Страна:
Россия
Вышел:
2004
Добавлено:
сериал полностью из 22
(15.12.2011)
Рейтинг:


В густой ткани времени, сотканной из личных трагедий и коллективных надежд, зарождается повествование, не отличающееся от бесчисленных других, отражающих эпоху рубежа XIX и XX веков. История, словно росток, пробивается сквозь твердую почву ожиданий и перспектив, которые, увы, жестокая реальность обрекает на крушение.
События разворачиваются в бурлящем ритме Москвы, в самом сердце империи, где обитает семья Градовых. Профессор Градов, человек науки и главы этого дома, вместе со своей супругой, Мэри, и тремя их детьми – озорным Никитой, рассудительным Кириллом и мечтательной Ниной – оказывается втянутым в водоворот грядущих потрясений. Их быт, кажущийся умиротворенным и благополучным, предвещает мрачные перемены, несущие разлуку и скорбь.
В этой московской саге, где переплетаются нити родственных уз и дружеских связей, не найдется тех, кто сможет уклониться от неотвратимого столкновения с предвестниками войны и ее последующей трагедией. Отголоски грядущих бедствий эхом отдаются в каждом эпизоде, пронизывая повествование атмосферой неизбежной печали и горького сожаления. Сюжет, подобно печальной мелодии, разворачивается медленно и неотвратимо, обещая зрителям глубокое погружение в эпоху, отмеченную утратами и переломными моментами истории.
В последние годы наблюдается заметное возрождение интереса к советской эпохе, к тем страницам истории, которые не так давно оставались под завесой секретности. Это явление обусловлено целым рядом факторов. Для многих сограждан, особенно старшего поколения, воспоминания о жизни в довоенные и послевоенные годы не стерлись, они эхом отзываются в семейных преданиях и личных переживаниях. Другие, выросшие в эпоху открытости, жаждут постичь правду о событиях, которые формировали судьбу их страны. Документы, ранее хранившиеся в архивах, становятся доступны, и общественность получает возможность составить более полное и объективное представление о прошлом. Вследствие этого, все чаще появляются публикации и кинематографические адаптации ранее запрещенных произведений, стремящиеся передать дух и атмосферу ушедшей эпохи. В контексте кинопроизводства, воспроизведение событий недавней истории представляется экономически более выгодным, чем воссоздание картин далекого прошлого, требующих колоссальных затрат на декорации и костюмы.
"Московская сага" выделяется среди прочих аналогичных проектов благодаря плеяде выдающихся актеров. Игра этих исполнителей не просто убедительна – она поражает своей глубиной и проникновенностью, позволяя зрителю прочувствовать на себе бремя сложного времени, постоянный страх за близких, ощущение безысходности, свойственные жизни в условиях тоталитарного режима. На экране оживают образы, воплощенные Инной Чуриковой, Екатериной Никитиной, Кристиной Орбакайте, каждый из которых создает неповторимую атмосферу подлинности. Порой кажется, что актеры не играют, а проживают судьбы своих героев, перенося на зрителя весь спектр эмоций, связанных с их жизнью.
Особую атмосферу создает музыкальное сопровождение, а песня "Ах, эти тучи в голубом" становится символом целой эпохи, настраивая на ностальгический лад и вызывая чувство глубокой печали. Она словно замирает в памяти, заставляя задуматься о быстротечности времени и неумолимости истории.
Безусловно, в создании любого произведения искусства неизбежны недочеты. В "Московской саге" некоторые детали могут показаться не совсем продуманными, а образ Алексея Кортнева – несколько оторванным от общей канвы повествования. Однако эти незначительные шероховатости не притупляют впечатления от увиденного. Фильм оставляет после себя ощущение внутренней силы и вдохновения, побуждает к размышлениям и поиску знаний. Особого внимания заслуживает колоссальный труд, предпринятый создателями для воссоздания аутентичной обстановки, отреставрировав старинное здание, которое стало декорациями для съемок. Эта атмосфера переносит зрителя в прошлое, рождая ощущение волшебства и пробуждая желание углубиться в исторические источники, чтобы более полно понять быт и нравы эпохи.
Безусловно, просмотр этого сериала рекомендован каждому, кто стремится составить собственное мнение об этом периоде истории. Несмотря на обилие рецензий и критических статей, нельзя не согласиться с известной пословицей: лучше один раз увидеть, чем десять раз услышать. Личное восприятие, основанное на собственном опыте и ощущениях, – вот что действительно ценно и бесценно.
Прежде чем приступить к размышлениям об этом многосерийном полотне, я ознакомился с массивом рецензий, обрушившихся на него. И меня поразило одно: подавляющее большинство отзывов окрашены в пессимистические тона. Что, конечно, кажется парадоксальным, поскольку сериал, на мой взгляд, обладает определенной ценностью. Нельзя отрицать наличие как сильных, так и слабых сторон, это несомненно.
Среди прочих телевизионных проектов, появившихся на экранах примерно в тот же период, можно выделить работы, значительно превосходящие этот сериал по уровню исполнения. Однако, несмотря на это, я убежден, что он заслуживает не просто однократного просмотра, но и возвращения к нему, для более глубокого осмысления.
Первое, что бросается в глаза – это атмосфера, пронизывающая каждый эпизод. Здесь переплетаются истории семейных уз, трагические события эпохи сталинизма, гнетущее чувство страха и невыносимая боль. Актерский ансамбль, безусловно, вызывает восхищение, но самое главное – это филигранное следование сюжетной канве, практически идентичной трилогии Аркадия Аксенова. Это особенно ценно, принимая во внимание тенденцию многих современных фильмов, затрагивающих советскую тематику, к вольной интерпретации исторических фактов, а тем более – к сохранению первоначального повествования.
Особое место заслуживает музыкальное сопровождение. Оно создает поистине филигранный звуковой фон, подчёркивающий эмоциональную насыщенность происходящего. Игра актеров настолько убедительна, что невольно погружаешься в атмосферу предвоенного десятилетия, ощущая сопричастность к судьбам Инны Чуриковой, Ольги Будиной и других героев, словно переживая на своей шкуре все тяготы и невзгоды Градовых. Здесь уже речь идет не о простом актерском мастерстве, это – подлинное воплощение жизненных переживаний, одной из самых драматичных эпох в истории нашей страны.
Разумеется, можно упрекнуть создателей в чрезмерном драматизме, в излишней мрачности изображаемых событий. И с некоторыми аспектами этого показа можно не согласиться. Действительно, восприятие окружающей действительности советскими гражданами того времени, возможно, не было столь пессимистичным. Несомненно, в ту эпоху существовала реальная опасность оказаться в заключении, в лагерях за наименьшие проступки, порой даже за происхождение. Однако масштабы этих трагедий, возможно, не были столь глобальными, как представлены на экране. Но ведь функция кино – провоцировать, заставлять думать, вызывать вопросы. И если сериал способен на это, это говорит о его высоком качестве, о его способности пробуждать общественный резонанс. Поэтому я настоятельно рекомендую этот сериал к просмотру.
Приветствую. Попыталась я познакомиться с телеповествованием, озаглавленным «Московская сага». Вернее, я предприняла эту попытку, и вот почему она оказалась столь недолгой. В этом кинематографическом произведении скрыта внутренняя сложность, которая не позволила мне полностью погрузиться в его повествование. Я – поклонница кинохроник минувших эпох, мне импонируют современные интерпретации тех времен, такие как «Дети Арбата», который я просмотрела с истинным восторгом. Однако, этот сериал оставил во мне глубокий след, но совершенно иного, весьма негативного характера. И вот причины моего разочарования.
Прежде всего, меня поразило чрезмерное внимание к сценам откровенно сексуального содержания, к извращениям. Это вызывает острое отторжение. Конечно, я понимаю, что действие происходит в лагерных условиях, что сама обстановка пронизана тяготами и неприятными обстоятельствами. Но зачем же усугублять картину, доводя её до отвратительной степени, когда просмотр становится физически невыносимым?
Во-вторых, актеры производят впечатление бездушных марионеток. Их лица лишены всякой выразительности, словно высечены из камня, не отражая ничего, что происходит с их персонажами. Жизненные события разворачиваются перед ними с одинаковым, застывшим выражением лица. А Вероника… её игра вызывала не столько сочувствие, сколько ощущение нездоровой реакции, отвращения, даже если бы она просто не открывала рот. А Балуев... что с ним произошло? Он – один из моих любимых актеров, всегда безупречно воплощающий на экране глубину образов и тонкость характеров. Но в этом сериале он сам кажется потерянным, не узнаваемым. А образ Нины… она предстает скорее как женщина легкомысленного поведения, словно персонаж ночной жизни, нежели дочь уважаемого человека.
Практически отсутствует ощущение подлинности эпохи. Создатели не сумели достоверно воссоздать ту историческую дистанцию, чтобы зритель поверил происходящему. Так же, как и скованная, механическая игра актеров, так же показаны и времена. Не ощущается ни тяжесть лагеря, ни трагедия войны, ни проблески мирной жизни – всё кажется искусственным, безжизненным. Кроме того, бросаются в глаза многочисленные несоответствия, грубые киноляпы, подрывающие веру в правдоподобность происходящего.
Время, потраченное на просмотр, оказалось, к сожалению, бесполезным. Я не рекомендую вам ознакомиться с этой телеисторией. Не рискуйте испортить себе настроение, не позволяйте себе испытывать негативные эмоции. Лучше посвятите это время чему-то более приятному и вдохновляющему.
Признаться, я избегаю написания критических рецензий, но в данном случае промолчать было бы нецелесообразно. Искренне говоря, погружение в роман оставалось для меня за пределами литературных интересов – жанр оказался мне чужд. Однако, движимый желанием расширить свой кругозор, я решился ознакомиться с экранизацией. И меня постигло немалое удивление, когда выяснилось, что проект удостоился престижнейшей награды – Гран-При «За лучший сценарий». Эта высокая оценка, как ни странно, подчеркнула для меня наиболее критический аспект произведения.
Поскольку именно сценарий, по моему мнению, оказался самым слабым местом. Хотя, справедливости ради, стоит отметить, что награда была присуждена во Франции, и вполне вероятно, жюри оценивало исключительно текстовую основу, а не прослушивало словесное наполнение. Ибо именно восприятие диалогов доставляло мне, честно говоря, некое физическое дискомфортное ощущение, как будто речь наполнялась излишней, тягучей бессмыслицей.
Впечатление усугублялось тем, что даже искуснейший мастер своего дела не способен бесконечно лить воду, чтобы лишь заполнить отведенное время. Подобное же можно сказать и о режиссуре – невероятное количество сцен и эпизодов не продвигало повествование вперед, оставляя ощущение некоторой пустоты и беспомощности. Безусловно, не могу утверждать, что это является следствием недопонимания замысла Василия Аксёнова, хотя я и не имел возможности ознакомиться с его трудами.
Впрочем, параллели с предыдущей экранизацией его романа «Таинственная страсть», которую я помню очень хорошо, неизбежны. И, к сожалению, при сравнении с ней, этот проект не выдерживает критики. По сути, один и тот же автор, но совершенно разные результаты.
Огромная благодарность любимому ресурсу за широкий выбор и возможность формировать собственное мнение о различных произведениях искусства.
Рекомендуем к просмотру