Описание
Рецензии

Сериал Мушкетеры 30 лет спустя

Тайна королевы Анны
Актеры:
Михаил Боярский, Алиса Фрейндлих, Дмитрий Харатьян, Анатолий Равикович, Вениамин Смехов, Валентин Смирнитский, Игорь Старыгин, Владимир Лаптев, Арунас Сторпирстис, Андрей Соколов, Игорь Ясулович
Режисер:
Георгий Юнгвальд-Хилькевич
Жанр:
исторические, приключения
Страна:
Россия
Вышел:
1993
Добавлено:
сериал полностью из 2 (24.07.2017)
Рейтинг:
6.31
5.60
Прошло три десятилетия, словно песок сквозь пальцы, с тех дней, когда судьбоносные перипетии судьбы сплелись вокруг жизни тех, чьи имена уже давно вошли в анналы истории мушкетеров. Те, кто некогда сражался бок о бок, рассеялись по разным дорогам, каждый ведомый собственными амбициями и призваниями. Однако, призыв к действию вновь объединил Д'Артаньяна и Портоса, заставляя их союз вновь вспыхнуть ярким пламенем. Они вновь бросают вызов обстоятельствам, стремясь вернуть Карлу Второму утраченный английский трон. В их сердцах теплится не только патриотический порыв, но и расчетливая надежда на обильное вознаграждение за опасное предприятие. Тем временем, Атос, окутанный аурой таинственности и меланхолии, погрузился в изнурительные поиски утерянной гробницы. По легендам, переданным отцом Карла Второго, именно в ней покоится несметное сокровище – драгоценности и артефакты, которые предназначались для будущего монарха. Атос, ведомый долгом и жаждой приключений, готов пойти на риск, чтобы отыскать этот кладезь и передать его законному наследнику. Арамис, в свою очередь, обрёл пристанище в стенах Ордена Иезуитов. Он неустанно блюдёт секреты государства, являясь своеобразным хранителем государственных тайн и защитником порядка. Его деятельность окутана завесой секретности, а его влияние простирается далеко за пределы обыденной жизни, затрагивая высшие эшелоны власти и оказывая влияние на ход исторических событий. Он словно тень, наблюдает за происходящим, предугадывая возможные угрозы и принимая меры для их нейтрализации.
Перед зрителем разворачивается экранная интерпретация романа "Десять лет спустя" – посягательство на наследие Александра Дюма, которое, судя по всему, войдет в анналы телевидения и кинематографа как одна из наиболее сомнительных попыток переноса литературного произведения на экран. Нельзя сказать, что авторы совершенно отказались от первоисточника; отдельные элементы сюжета, проблески первоначальной концепции, все же проступают сквозь завесу нелепостей. Однако, фундаментальная суть произведения, его глубина и колорит – все это безвозвратно утрачено в этой экранизации. Попытка воплотить этот замысловатый роман в жизнь обернулась настоящей катастрофой. Сюжетные линии, некогда витиеватые и увлекательные, превратились в вялую, предсказуемую череду событий, лишенную искры и воображения. Я с немалой неохотой читал даже оригинальный роман, и просмотр этой адаптации стал поистине мучительным опытом. Наверняка где-то, в пространстве творческого мира, автор оригинала тихо оплакивает этот позор. Режиссерская работа оставляет крайне гнетущее впечатление, представляя собой настоящую трагедию для кинематографического искусства. Создатели, признав неудачу, попытались оправдать свой провал, обозначив проект как адаптацию с существенными вольностями. Но, как ни приукрашивай, осознание неизбежного краха не может быть смягчающим обстоятельством, особенно когда зритель жаждет нечто свежее и захватывающее. Несмотря на попытки сгладить наиболее острые углы, переплетение сюжетных нитей, изначально сложный и запутанный, не приобрело изысканности, а лишь стало более хаотичным. Безумное стремление сохранить темп повествования обернулось дезориентацией, отвлекая внимание от сути происходящего. Главные герои, казалось бы, сохранили черты своих литературных прототипов, но в итоге превратились в бледные, картонные тени. Их взаимоотношения, особенно между Людовикой и Луизой, выглядят гротескно и нелепо, превращая потенциально драматическую линию в тягучую, скучную последовательность эпизодов. Трагично, что авторы оказались не в состоянии передать всей полноте и мощи то, что должно было быть перенесено на экран. И, что особенно прискорбно, ощущается полная потеря авторского видения – словно творец был бессилен перед лицом требований аудитории, лишенных вкуса и критического мышления. Невозможно не отметить, что создание подобного проекта – это уже само по себе смелое, хотя и непродуманное, решение. Выпуск этого серила на диски DVD вызывает лишь одно чувство – сожаление о потраченных зря времени и денег. Это еще один пример безрадостной участи экранизаций, которые, несмотря на амбиции, не соответствуют первоначальному замыслу. По моему глубокому убеждению, просмотр этой адаптации не принесет вам ни малейшего удовольствия, так же, как и не принес его мне. Оценка этому предприятию будет крайне низкая – не более трех баллов из десяти. Искренне сожалею, что столь ценное литературное наследие было осквернено подобной интерпретацией.
Бесспорно, имя мушкетеров знакомо практически каждому книгочею и ценителю кинематографа. Романтическая эпопея Александра Дюма, подарившая миру целую плеяду героических персонажей, не раз преобразовывалась на экранах, заворожив зрителей своей дерзкой романтикой и авантюрным духом. Завершающим аккордом этой грандиозной саги стал роман "Десять лет спустя", положивший основу для киноленты "Мушкетеры 30 лет спустя". По всей видимости, автор, Дюма, с неохотой расставался со своими созданиями, чьи образы настолько органично вплелись в его творческое сознание, став не просто персонажами, а почти родными. Финал романа, задуманный как своеобразная точка отсчета, отражал лавину накопленных идей, столь обширных и разнообразных. Однако подобный размах, увы, обернулся сложностью восприятия для читателя, рискующего потеряться в хитросплетениях повествования, разветвленных линиях и мозаике характеров. Даже самый вдумчивый читатель не избежал бы упущений, утеряв нить повествования. Перенести столь сложную и многогранную историю на экран – задача, достойная отваги и мастерства, не каждому сценаристу и режиссеру под силу. Иными словами, без радикальных упрощений и переосмыслений обойтись не удалось. Оригинальный источник неизбежно подвергается перекройке, добавление новых сюжетных мотивов сопровождается сокращением других. Особый интерес традиционно привлекает история брата-близнеца Людовика Четырнадцатого, окутанная таинственностью и известная как "Человек в железной маске". Этот мотив становится отправной точкой для дальнейших творческих импровизаций и фантазий, не ограничиваемых строгим следованием первоисточнику. Доходило до абсурдных ситуаций, когда Дартаньяна представляли отцом детей королевы! Даже версия о том, что Филипп Марчиали, брат правителя, взошел на трон и стал мудрым и справедливым монархом, кажется лишь верхушкой айсберга, скрывающей под собой массу других, не менее экстравагантных идей. Несмотря на это, я склонен считать, что созданная на основе романа экранизация заслуживает внимания, она достаточно увлекательна, лишена излишней нудности и абсурдности, к тому же, ей сопутствует блистательный актерский состав. Артисты проявили настоящий профессионализм, достигнув небывалого симбиоза с образами своих персонажей, оживив их на экране. Полагаю, между актерами и героями возникло некое духовное родство, особенно учитывая, что они выполняли свои роли не один, а несколько раз. Их мастерство позволило избежать клише и заставить зрителя переживать события вместе с ними. Идея разделить фильм на две серии, однако, представляется спорной. Для всестороннего раскрытия многослойного сюжета требовался более продолжительный хронометраж. Начало было многообещающим, но финал оказался слегка скомканным. Дополнительные серии позволили бы углубить взаимоотношения Людовика и Луизы де Лавальер, раскрыть их внутренние терзания, а не ограничиваться лишь поверхностными переживаниями. События развиваются слишком стремительно, создавая ощущение спешки и суетливости. Повествование, раскинувшееся на три тома, попросту невозможно уместить в трех часах экранного времени. Безусловно, имеются недостатки, но, тем не менее, экранизация нельзя назвать неудачной. Зрители, несомненно, были рады вновь увидеть любимых героев в исполнении выдающихся актеров. Ключевым фактором успеха картины является, несомненно, гениальный актерский ансамбль. Это люди, чья игра полна живости и глубины, вызывающая искренние чувства сопереживания. Речь Дартаньяна, исполненная Михаилом Боярским, трогает до глубины души, превосходя по эмоциональной силе даже ее литературный оригинал. Линия, связанная с Карлом Вторым, также заслуживает внимания, ведь многие поклонники мушкетеров с нетерпением ждали финальной части истории. Таким образом, фильм получил заслуженный зрительский интерес, который сохраняется и по сей день, что объясняется его регулярным показом на различных телеканалах.
Режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич, несомненно, совершил смелый, но, увы, не вполне успешный поступок, решившись на амбициозную экранизацию цикла романов о мушкетерах в эпоху заката советской эпохи. Первая часть дилогии, «Мушкетеры 20 лет спустя», по-прежнему радует зрителей, однако вторая картина, «Тайны королевы Анны или Мушкетеры 30 лет спустя», не смогла достичь той же степени зрительского признания и художественной убедительности, что и ее предшественница. На мой взгляд, фильм страдает от ощущения некоторой поспешности и неровности повествования. Ощущается, будто целостное, глубокое раскрытие материала так и не состоялось, и перспективное продолжение истории, достойное первоисточника, не было реализовано в полной мере. В начале девяностых годов российский кинематограф еще не имел опыта создания масштабных, многосерийных проектов, а «Виконт де Бражелон» - один из самых объемных романов Александра Дюма, требующий для полноценной адаптации внушительный хронометраж. Невозможно было вместить все сюжетные перипетии и многочисленных персонажей романа в скромные рамки нескольких серий, что неминуемо привело к опущению важных сюжетных линий и отбрасыванию ряда действующих лиц. Однако, я полагаю, корень проблемы лежит глубже, чем просто ограничения экранного времени. Фильм лишен внутренней целостности, создает впечатление своеобразной мозаики, где «Тайны королевы Анны» и «Мушкетеры 30 лет спустя» представляются двумя обособленными историями, связанных лишь общими героями. Отсутствует ощущение непрерывности, тотальное впечатление о некой единой, грандиозной эпопеи. Изначально режиссер стремился к максимальной верности первоисточнику, и в определенной степени это действительно удавалось. Однако, истинный поклонник Дюма знает, что его роман – это не просто приключенческая сага, это трагедия, пронизанная глубокими переживаниями автора, сопереживающего своим героям. В картине же этого драматизма, этой искренней человеческой боли, я не уловила. Да, зрелище динамичное, насыщенное действием, но в нем нет той глубины чувств, которая заставляет зрителя проникнуться судьбами персонажей и искренне им сочувствовать. Я не стану утверждать, что картина плохая. В ней, безусловно, присутствуют свои достоинства, и я благодарна режиссеру за то, что он решился на этот амбициозный проект. Однако, экранизация, к сожалению, не смогла достичь художественного уровня первоисточника, что, увы, – достаточно распространенная участь у адаптаций литературных шедевров.
По моему восприятию, все эпизоды демонстрируют достойное качество, и ключевым фактором является безупречный актерский состав – отсутствие неуместных замен и прочих подобного рода недочетов. Фильм, несомненно, пронизан духом эпохи девяностых, и, конечно, не обладает тем первоначальным подъемом, той лихорадочной восторженности, что отличала первые «Мушкетеры». Однако, с мастерством Александра Рогожки спорить бессмысленно. Время неумолимо, его стрелы не обратимы, и возвращение в прошлое невозможно, особенно в продолжении, где повествование становится значительно более проработанным, наполненным множеством дополнительных деталей, почерпнутых из первоисточников. Некоторые сцены даже удалось реализовать непосредственно во Франции, что привнесло дополнительную аутентичность. Разумеется, угодить абсолютно всем невозможно – вкусы слишком разнообразны. Однако, если сравнивать с недавней телевизионной адаптацией 2013 года, выбор очевиден: старая версия, несмотря на некоторые шероховатости, обладает какой-то особой теплотой и душевностью. Вновь возникают знакомые музыкальные темы, любимые шутки и комические ситуации, которые не перестают радовать. Если погрузиться в просмотр без перерывов, начиная с первого фильма, то это становится поистине увлекательным зрелищем. Не исключено, что даже заключительная часть, с ее элементами сверхъестественного, может быть органично вплетена в единую киноисторию, создавая своего рода "мушкетерский эпос". Поклонники, будучи людьми страстными и преданными, найдут этому продолжению оправдание, невзирая на все возможные недостатки. Любовь к истории Д'Артаньяна и его товарищей преодолевает любые капризы времени и критические замечания.