Описание
Рецензии

Сериал На дне (Россия)
Актеры:
Велимир Русаков, Михаил Ефремов, Евгения Добровольская, Борис Каморзин, Агния Кузнецова, Олег Васильков, Сергей Сосновский, Александр Трофимов, Семен Трескунов, Николай Аверюшкин
Жанр:
драмы, отечественные
Страна:
Россия
Вышел:
2014
Добавлено:
1-2 серия из 2
(30.11.2014)
В наши дни, перенесенные в реалии современной действительности, разворачиваются трагические перипетии знакомой истории. Забвение и беспросветность нашли свой приют в лабиринте городской свалки – не просто скопище отходов, но и обиталище, место существования для отверженных, тех, кого выбросила из общества как ненужный хлам.
Помимо скудного пропитания, извлеченного из отброшенных даров цивилизации, герои вынуждены искать утешение и прокормление в сомнительных заработках. Среди них – нечестная прибыль, полученная от торговли контрафактными спиртными напитками, и мелкое хищение, жалкие попытки выжить в мире, где их существование кажется бессмысленным.
И вот, словно луч надежды в царстве отчаяния, появляется Лука. Этот странный, смутный персонаж, словно гонец из иного мира, вознамерился смягчить горечь и отчаяние обитателей этой бездны, этих униженных и оскорбленных, изгоев, покинутых всеми и забытых Богом. Его цель – не просто успокоить, но и возродить угасшие искры человечности, пробудить затаённую силу духа в сердцах тех, кто давно потерял веру в лучшее, и предложить им проблеск возможности возвыситься над унынием, покинувшего их.
Слезы сожаления наворачиваются на глаза, когда осознаешь, как постепенно стираются из памяти те фундаментальные истины, на которых строились великие произведения искусства. Не вызывает ли печаль тот факт, что целое поколение уже не знакомо с первоисточником, с тем, что вдохновило кинематографистов? К сожалению, все реже можно встретить читателей Максима Горького – писателя, чье перо черпало свои соки из самого дна человеческого бытия.
Удивительно, как пьеса, сошедшая с пера мастера ровно столетие назад (в период 1901-1902 годов), до сих пор сохраняет острую, жгучую актуальность. О, сколько словесных полотен было написано на эту тему! Словно эхо, раздаются по всему миру имена: "Отверженные", "Униженные и оскорбленные", "Гроздья гнева" – и этот перечень можно продолжать бесконечно. В каждой эпохе, в каждом уголке планеты, существовали и существуют люди, выброшенные из орбиты нормальной жизни – не понятые, отвергнутые, отчужденные обществом. Сколько из вас, проходя мимо измученного скитальцем, бросили в его ладонь скудную монету милостыни? А сколько, с презрением в глазах, пробурчали: "Пропишет, бес попутный!"? И что же роились в голове у того самого скитальца, когда его взгляд встречался с вашим?
В народной мудрости Руси закрепилась пословица, предостерегающая от самоуверенности: "От сумы да от тюрьмы не зарекайся". Жизнь так непредсказуема: сегодня ты – магнат, повелитель судьбы, а завтра – беспризорный попрошайка. Ну, ладно, не попрошайка – пусть будет управляющий свалки, тоже не подарок, и статус требует соблюдения. Но как преодолеть этот статус, как выкарабкаться из пропасти, как "всплыть с дна"?
Михаил Ефремов гениально воплотил на экране этот тяжелейший жизненный опыт. Человек стремится обрести опору, начинает дворником, но тут настигает осенний листопад. Он упорно метет, упорно собирает опавшие листья, но их нескончаемый поток не дает покоя. Наконец, он справляется, убирает, приводя в порядок заброшенное место… и тут на землю падает снег, погребая его усилия под белой пеленой.
Невыносимая тоска, всепоглощающая безысходность. Лука, в пьесе Горького предстающий старцем мудрости (стоит отметить, что сам Горький немало времени провел в скитаниях, стремясь постичь сущность жизни, искать острые впечатления), в современной интерпретации предстает юношей. Это, безусловно, отсылка к христианским идеалам, к православным ценностям. Алеша Пешков, воспитанный в атмосфере религиозности, и, возможно, подвергшийся ее влиянию (да, понимаю, звучит иронично). Здесь, очевидно, прослеживается параллель с апостолом Лукой, одним из четырех евангелистов, и одновременно – врачом. Именно к нему обращена знаменитая фраза, произнесенная, по преданию, самим Иисусом: "Врачу, исцели сам!". Кажется, Лука не прислушался к этому предостережению, упустил возможность исцелиться самому.
И отсюда берет свое начало завязка сюжета. К моменту написания пьесы, критическое осмысление образа Христа и евангелистов стало возможным лишь благодаря усилиям Ренена – человека, чья репутация как ученого была неоспорима. Однако до "Мастера и Маргариты" еще предстояло долгих тридцать лет. Таким образом, "На дне" можно рассматривать как первый литературный опыт осмысления христианских мотивов, как некий литературный пролог. Достоевский, конечно, внес свой вклад, но его перспектива иная.
Лука входит в мир отверженных и потерявших надежду. Он старается им помочь, не стесняясь при этом в своей откровенности – ложь во имя милосердия, "твоя правда, а не ихняя". Он дарит им проблеск надежды на спасение, но бессильно наблюдает, как они, не в силах преодолеть гнетущую судьбу, рушатся, погружаются в пучину отчаяния.
Насколько же хорош врач, не сумевший излечить больного? "Помоги ближнему и поддержи его возвышение". Лука не смог помочь ни единому из них. Он лишь опустился до их уровня, растворился в их безнадежности.
И в этом – сама трагедия.
Рекомендуем к просмотру