Описание
Рецензии

Сериал На всю оставшуюся жизнь

Актеры:
Алексей Эйбоженко, Эрнст Романов, Людмила Аринина, Таисия Калинченко, Светлана Карпинская, Михаил Данилов, Глеб Стриженов, Григорий Гай, Георгий Штиль, Пантелеймон Крымов
Режисер:
Петр Фоменко
Жанр:
драмы, отечественные, исторические
Страна:
СССР
Вышел:
1975
Добавлено:
сериал полностью из 4 (09.08.2013)
Рейтинг:
7.93
7.80
В 1975 году на экраны кинопроката вышел трогательный телевизионный фильм, основанный на пронзительной повести «Спутники», плод творческого гения выдающейся русской писательницы Веры Пановой. Эта картина – глубокое кинематографическое размышление, посвященное самоотверженным усилиям врачей, которые, рискуя собственной жизнью, боролись за спасение жизней в годы Великой Отечественной войны. На протяжении почти четырех лет, санитарный поезд, прозванный народом "поездом милосердия", неустанно следовал по израненной войной земле, собирая осколки человеческих судеб, израненных, сломленных, но все еще жаждущих жизни. Фильм с поразительной достоверностью воссоздает атмосферу того времени, обнажая зыбкую грань между надеждой и отчаянием, обнажая первобытные страхи, нестерпимую боль и трагические последствия катастрофической войны, разнесшей вдребезги привычный уклад жизни. Актерский ансамбль, с присущей ему филигранной точностью, скрупулезно передает гамму чувств, терзающих измученных солдат, а также непростой, изнурительный труд медиков, чьи руки, казалось, творили истинный подвиг, возвращая из небытия тысячи жизней. "Поезд милосердия" – это не просто историческая драма, это глубоко человечная история, способная стать утешением и поддержкой для тех, кто испытал на собственной шкуре жестокость и безысходность военных лет, и, возможно, станет напоминанием о хрупкости человеческого существования и важности сострадания. Картина словно прикладывает целительный бальзам к глубоким ранам памяти, позволяя ощутить силу духа и непоколебимую веру в лучшее.
Этот проект, несомненно, проникнут сквозь призму ностальгии, родом из глубины детского восприятия. С первых же кадров он захватывает, погружая в атмосферу созерцания и тихой, щемящей печали... что-то есть в нем, что задевает самые тонкие струны души, вызывает глубокое, почти онемение от красоты и величия. В сдержанных, почти монохромных тонах, рассказана история санитарного поезда, пронзившая всю трагическую эпоху войны – от ее предрассветных дней до самого окончания. И на первый взгляд кажется, что на протяжении всего фильма не разорвалось ни одного снаряда, не прозвучало ни единого выстрела. Лишь люди, словно призраки, перемещаются в вагонах поезда, неустанно спасая жизни: лечат израненные тела, принимают новые жизни, просто существуют, завязываются дружеские узы, вспыхивают страсти, раздаются искренний смех и горькие слезы. Нет масштабных сражений, нет героических баталий – и все же, за кажущейся простотой кроется нечто гораздо более значительное, чем может показаться на первый взгляд. Перед нами разворачивается картина преображения – история о людях, которые, казалось бы, не предназначались для этой судьбы, внезапно облачились в военные шинели и отправились на передовую, туда, куда не планировали ступить. Они – добровольцы, спасители, ангелы-хранители, дарящие надежду и жизненную силу тем, кто оказался в безвыходном положении. И это не военные в привычном понимании – это обычные, близкие и понятные люди: матери, отцы, дети, не давшие клятвы верности с оружием в руках. Мы видим их страх, их сомнения, осознание собственной неидеальности, они тревожатся, переживают, как и любой человек, оказавшийся в экстремальных обстоятельствах. Различие между фронтом и тылом, безусловно, существует, однако в обоих этих пространствах было отдано огромное количество сил, энергии, душевных сил. Несмотря на всю жестокость и опустошительность войны, на экране разворачиваются события, вызывающие искреннее восхищение мужеством и самоотверженностью людей, спасших тысячи жизней, вырвавших их из жерла смерти. Помимо очевидного гуманизма, сериал демонстрирует неоценимый, порой недооцененный, вклад медицинского персонала в ход войны. По некоторым данным, врачи и медсестры, оказавшие первую помощь раненым, вернули в строй более чем в полтора раза больше бойцов, чем было задействовано при самых масштабных хирургических операциях 1945 года. И это были уже не зеленые новобранцы, а закаленные в боях ветераны, готовые поделиться своим опытом и знаниями, внеся решающий вклад в победу. Однако фильм не пытается воспевать их подвиги в героических тонах. Он рассказывает о героизме людей тыла, изнуренно трудящихся до полного истощения. Их физические силы на исходе, они морально выгорают, но каким-то невероятным образом находят в себе силы для дальнейшей борьбы. И вот тут возникаешь вопрос: как историки и обыватели имеют смелость называть это тылом? Я с ними не согласен. Это, по сути, такая же война, ведь в годы Великой Отечественной не существовало четкой границы между фронтом и тылом – вся страна была в осадном положении, от передовой до самых отдаленных уголков, от самых передовых передовых передовых до далекого Анадырского колхоза, где скандировалось: "Все для фронта, все для победы!". Герои сериала запоминающиеся, однако иногда кажутся немного неестественными. Комиссар пытается выступать в роли психолога, хотя сам, по сути, человек душевно сложный. Врачи и медсестры постоянно оказывают поддержку солдатам. Но, несмотря на это, возникает ощущение, что ты смотришь на близких, родных людей – настолько они самоотверженно заботятся друг о друге, настолько отчаянно спасают свои судьбы. Я искренне рад, что этот сериал до сих пор вызывает теплые чувства и воспоминания. Я с уверенностью готов присвоить ему высокую оценку. Девять из десяти. Рекомендую к обязательному просмотру!