Описание
Рецензии

Сериал Натан Барли / Nathan Barley

Актеры:
Николас Барнс, Джулиан Бэррэтт, Клер Килен, Спенсер Браун, Ричард Айоади, Чарли Кондо, Риз Томас, Бен Уишоу, Ноэль Филдинг, Нина Сосанья
Режисер:
Кристофер Моррис
Жанр:
комедия
Страна:
Великобритания
Вышел:
2005
Добавлено:
сериал полностью из 6 (16.01.2012)
Рейтинг:
7.19
8.00
Жизнь Натана Барли, человека, щедро одаренного талантами и непомерной энергией, оказалась поистине феноменальной. В короткий промежуток времени ему удалось воздвигнуть пьедестал собственных достижений, покорение которого казалось невозможным даже в самых смелых мечтах. Он был неутомим в поглощении информации, неустанно следил за пульсом событий, внимательно отслеживая все мировые новости. Престижный лондонский журнал "Sugar Ape" стал для него своеобразным окном в мир, страницы которого он исчерпывал с жадностью. В блистательном кругу людей, разделяющих его взгляды и приверженность нетрадиционным ценностям, Натан на протяжении некоторого времени купался в лучах всеобщего обожания. Он воспринимался как некий кумир, законодатель трендов, чьи таланты вызывали искреннее восхищение и служили ориентиром для многих. Однако, хрупкое здание его репутации неожиданно рухнуло, обрушившись под натиском статьи, опубликованной в самом "Sugar Ape". Заголовок – "Восход Идиотов" – прозвучал как смертный приговор. За пером оказался Дэн Эшкрофт, журналист с бескомпромиссным взглядом и амбициями, которые не знали границ. В своем остроумном и язвительном тексте Эшкрофт подверг беспощадной критике богемное сообщество, в котором Натан занимал столь значимое место. Парадоксально, но именно благодаря этой резкой критики сам Эшкрофт был вознесен на пьедестал, объявлен спасителем и духовным наставником этой же группы. Теперь, в свою очередь, Натан Барли, некогда неприступный кумир, становится поклонником нового идола – влиятельного журналиста. Какое развитие примет эта странная динамика? Что породит симбиоз некогда непримиримых сил? Ответ на этот вопрос остается открытым, окутанным пеленой интриги и предвкушения.
Встречайте комедию положений в чистейшем ее проявлении – настоящий ситком, лишенный прикрас и фальши. Однако, не стоит ожидать от него буйства безудержного веселья. Для зрителя, воспитанного в традициях русского менталитета, его юмор может показаться специфическим, даже несколько сдержанным. Это, прежде всего, квинтэссенция британского черного юмора, требующая определенного настроя и открытости к нетривиальным шуткам. Ирония заключается в том, что, несмотря на название «Нейтан Барли», повествование, словно сквозь призму, разворачивается перед нами глазами главного героя Эшкрофта, даже когда он остается за кадром. Мы погружаемся в мир абсурда, где центральный персонаж, Нейтан Барли, с непримиримой неприязнью относится ко всему, что в представлении современного общества считается трендом или актуальной модой. Он, словно чудак, инакомислящий, видит в Дэне олицетворение этого бездумного мира. Их потенциальная встреча – это как столкновение двух противоположностей, причем сам факт противостояния уже представляет собой источник напряжения. Найти однозначного победителя в этой схватке практически невозможно, ибо борьба носит взаимный характер. Однако, судя по всему, Нейтан Барли воспринимает эту дискретную войну как некую данность, не пытаясь ее изменить. В свою очередь, Дэн начинает осознавать горькую правду о том, что сам является частью той среды, которую он с таким непримиримым рвением порицает. Границы между добром и злом, между "своими" и "чужими" оказываются размытыми, а самоидентификация становится все более сложной. Неужели и сам Дэн не склонен к бездумному подражанию? Само собой, нет. Но он, несомненно, обладает чертами неудачника, изгоя, человека, чьи таланты и проницательность не находят применения. Он словно застрял в состоянии стагнации, неспособный адаптироваться к окружающей действительности, да и сама перспектива приобщения к общепринятым нормативам его не привлекает. Он постоянно становится объектом насмешек и неприятностей, что, впрочем, приносит ему некое извращенное удовлетворение. Все это, в совокупности, позволяет увидеть в Дэне не что-то непостижимое, а просто человека, подверженного общечеловеческим слабостям, и, следовательно, заслуживающего сочувствия. И все же, здесь есть юмор, обилие которого едва ли можно преувеличить. Но это юмор горький, черный, как сама жизнь, лишенный добродушной наивности. Зритель сидит, сдерживая эмоции, с каменным выражением лица, а затем вдруг прорывается безудержный хохот, вызванный остроумным высказыванием или неожиданно грубой выходкой, за гранью дозволенного, даже доходящей до жестокости. Эти внезапные взрывы смеха, словно короткое замыкание, вызывают странное, запоминающееся ощущение. В целом, сериал отличается непосредственностью, не давит своей мрачностью, порой шокирует, но при этом увлекает. Особенно радует отсутствие наигранности, персонажи вызывают искренний отклик и навсегда остаются в памяти. Неординарным колоритом выделяется Джонатан, Нейтан Барли – воплощение абсурда, и, конечно, сам Эшкрофт – вечно потрепанный, выглядящий апатичным, но тем не менее умудренный жизнью и остающийся несомненно привлекательным. Актерская игра демонстрирует высокий профессионализм, что особенно заметно, если вспомнить их предыдущие работы. Кульминационная сцена достойна внимания – нагнетание атмосферы, продуманная логика повествования, мрачное молчание в финале и, конечно же, размышления о неизбежности совершенных поступков. Она вызывает смех сквозь слезы, смешанный с легкой грустью. Это поистине замечательный, потрясающе хороший сериал, заслуживающий того, чтобы его посмотрели, отбросив предубеждения и ханжество. Отдельного внимания заслуживает пилотная версия, которая в краткой форме очерчивает основные концепции и содержит в себе шесть серий, сжатых в один увлекательный поток. Она представляет собой концентрированное выражение сути сюжета, предлагая зрителям встретиться с необычным Дэном и насладиться едким юмором, пронизанным сарказмом. После просмотра полного сериала пилотная версия обретает совершенно новое, особое значение.
Это не просто неприятное зрелище, это глубоко тревожный опыт, вызывающий тошнотворный приступ не столько от визуальной составляющей, сколько от пронзительного осознания той реальности, что кроется за этой экранизацией. Мир, что окутал главного героя, Дэнни Эшкрофта, отталкивает своей вульгарной бездарностью и непристойной безалаберностью. В отчаянной попытке сохранить эмпатию к этому несчастному персонажу, хочется бежать от этого хаоса, от этого круга пошлости, словно от скверны, отмывая руки от прикосновения к этой моральной грязи. Пожалуй, единственной отблеском гениальности, проблескивающей сквозь этот кошмар, является тонкая игра Дэна Эшкрофта. Возможно, он не один подозревает истинную сущность происходящего, но именно он, единственный, решается на отчаянные, хоть и не всегда эффективные, действия против этой всепоглощающей несправедливости. Пусть жестокость и сломила его, заставив, казалось бы, плясать под чужую дудку, главное – зло никогда не обретет покоя, пока в мире существует разум и воля к сопротивлению. И рано или поздно, даже самый побитый, он все равно найдет способ поставить подножки этим разрушителям. Я бы даже порицал эту работу за чрезмерную жестокость, но при этом смотришь на происходящее с какой-то маслянистой завороженностью, буквально на одном дыхании. Невольно рождаются ужасающие вопросы: «Неужели вся эта мерзость – отражение нашей действительности? Как мы могли скатиться до такого морального дна?» И жестокая правда в том, что это – наша с вами, горькая реальность. Если бы в жизни не было столь чудовищных сцен, откуда бы у создателей фильма брались идеи для столь зловещих и пронзительных сюжетных линий? Безусловно, в творческом процессе, мысль обретает гиперболизированную, гротескную форму, но суть, к сожалению, остается неизменной: жестокость правит миром, и в попытке противостоять ей, гибнут невинные души. "Мучительный и притягательный" – вот как я бы охарактеризовал это произведение искусства в целом. Авторы сумели с филигранной точностью добавить в этот клубок беспредела щепотку искрометного британского юмора, пусть и приправленного специфическим жаргоном, который, тем не менее, придает этому всему невероятную правдоподобность. Без него, эта картина утратила бы свою специфическую ауру реализма. В заключение, хочу отметить, что этот сериал заслуживает внимания. После просмотра всех шести эпизодов, я настоятельно рекомендую и вам – вы взглянете на мир по-новому и, возможно, осознаете нечто важное для себя. Это не просто развлечение, это – болезненный, но необходимый опыт.
Моя страсть к туманному архипелагу и его самобытной андерграундной сцене не требует доказательств. Однако, признаюсь, без наставлений преданных друзей, я вряд ли когда-нибудь отважился бы погрузиться в мир "Нэйтана Барли". Этот сериал – настоящее откровение. Не берусь утверждать, был ли термин «хипстер» уже устоявшимся в эпоху его создания, но дух этой работы, безусловно, пропитан эстетикой, ассоциирующейся с этим явлением. Или, возможно, это сатира на снобизм, на тщательно выстроенные рамки самоидентификации, на стремление к вычурной, нишевой принадлежности. В сущности, речь идет о субкультуре как таковой, о её неумолимом, закономерном пути трансформации. Проследим же за историей: каждая субкультура, несмотря на отчаянные попытки дистанцироваться от доминирующей культуры, неизбежно в конечном итоге интегрируется в мейнстрим, превращаясь в один из востребованных трендов. Вспомним бунтующих хиппи, дерзких панков, неистовых рокеров – как долго им позволялось сохранять ауру первооткрывателей, новаторов, непокорных духом? Лишь немногое время требуется, чтобы представители маргинальных групп, те, кто когда-то отторгали общепринятые нормы, сами же стали источником новых, не менее противоречивых тенденций. Взгляните на трансформацию гопников – достаточно отрастить волосы или, напротив, сбрить полголовы, и вот уже перед нами современный аналог Богдана Хмельницкого, вызывающий самые разнообразные интерпретации. Однако, говоря о "Нэйтане Барли", нельзя не отметить, что по своей сути это история о далеких от гениальности персонажах. Но именно в этом кроется его сила – он с пугающей точностью отражает насущные проблемы современного общества, в котором наиболее адекватные, здравомыслящие индивидуумы становятся изгоями, а затем, в полном смятении, не могут даже осознать, в чем заключаются их отличия от тех, кого они некогда презирали, от тех, чей образ жизни вызывал у них такую яростную неприязнь. "Нэйтан Барли" создан в лучших традициях британского юмора и острой сатиры. Эта работа – дань уважения ценителям андерграунда, тем, кто ищет нетривиальные смыслы и не боится провокационных вопросов. Ему есть что сказать каждому, кто когда-то ощущал себя чужаком, кто задавался вопросом: “Может быть, это я схожу с ума?” Ответ прост: нет, это мир сошел с ума. Не стоит переживать, так положено, всё под контролем… или нет? 9 из 10.