Описание
Рецензии

Сериал Ненастье

Актеры:
Александр Яценко, Александр Горбатов (II), Татьяна Лялина, Сергей Маковецкий, Серафима Красникова, Сослан Фидаров, Антон Филипенко, Евгений Смирнов-Иваницкий, Олег Кассин, Александр Голубев, Олег Байкулов, Тарас Епифанцев, Алексей Дякин, Никита Тезов, Александр Кузнецов (IX), Максим Деричев, Татьяна Сомова, Иван Куколев, Валерий Карпов (III)
Режисер:
Сергей Урсуляк
Жанр:
драмы, отечественные
Страна:
Россия
Вышел:
2018
Добавлено:
10-11 серия из 11 (15.11.2018)
Рейтинг:
7.31
6.90
Оставив позади зыбкую реальность боевых действий, главные действующие лица драматического сериала оказались в совершенно иной культурной и географической среде. Новая страна встретила их иным укладом жизни, непривычными нравами и атмосферой подозрительности. Отныне, в этом незнакомом мире, единственным якорем, удерживающим от отчаяния, становилась взаимная преданность и самодостаточность. Сюжетная канва сплетается с судьбами обитателей небольшого, затерянного в глубине Уральских гор, городка. Идиллию провинциальной тишины нарушило дерзкое и филигранное ограбление – преступление, повергшее в шок местное сообщество. Неизвестные злоумышленники похитили внушительную сумму, исчисляемую в сто сорок миллионов рублей – несметное состояние для этого скромного уголка России. Вскоре разгадка ошеломила всех: за смелый, но рискованный акт отчаянного поступка оказался Герман Неволин, некогда стойкий и закаленный в афганских баталиях мужчина. Мотивы, побудившие бывшего военнослужащего на столь безрассудное деяние, остаются загадкой, окутанной мраком тайны. Он не просто поставил под угрозу собственную жизнь, но и подверг риску благополучие тех, кто был ему дорог – семьи, друзей и сородичей. Вопрос "почему?" эхом отдается в сердцах, терзая близких и заставляя задуматься о темных уголках человеческой души, способных породить подобный поступок. Тень прошлого, возможно, тяготеет над ним, или же непреодолимые обстоятельства заставили его пойти на отчаянный шаг, навсегда изменивший его судьбу и жизнь окружающих.
Несмотря на то, что я не имел возможности ознакомиться с первоисточником – романом, который послужил основой для созданного зрелища (фильм, обозначенный в титрах как таковой), я должен признать, что кинематографическое воплощение это – феноменально. Впечатление, которое оно производит, поистине всеобъемлющее. Необычность проекта заключается в его происхождении. Режиссер, Урсуляк, подобно страннику из иной реальности, внезапно осознал острую нехватку в своем культурном ландшафте столь характерной и аутентичной истории, как сериал, погружающий зрителя в бурный водоворот событий 90-х годов. И, поскольку судьба не даровала ему возможности использовать таланты Сергея Безрукова для ключевой роли, он обратился к Юрию Яценко. Этот артист, безусловно, представляет собой уникальный сплав: создается ощущение, будто перед нами грим Есенина, наложенный на личность, подвергшуюся радикальному вмешательству в сознание, – словно после лоботомии погруженную в многолетний анабиоз, а затем воскресшую с совершенно иным представлением о своем предназначении. Результат этой трансформации проявляется в его игре, исполненной своеобразной, сдержанной экспрессивностью. Трудно вообразить себе более сложную задачу – сыграть, будучи лишенным частичной памяти и пережив столь необычный жизненный опыт. Актерский состав в целом демонстрирует схожий уровень мастерства, за исключением Константина Маковецкого. Он, казалось, нашел в этой роли свое истинное призвание, и это утверждение лишено всякой иронии. Что касается самого режиссера, Урсуляк давно заслужил репутацию человека, живущего в пространстве, отличном от нашего (по слухам, он обладает информацией о странных происшествиях, связанных с украинскими националистическими формированиями вблизи Одессы). Поэтому, его новый проект не вызывает особого удивления – это скорее закономерное продолжение его творческой траектории, отличающейся своей своеобразностью и нестандартностью. В целом, впечатление от просмотра – впечатление крайне нейтральное, почти безэмоциональное. Словно нечто происходило, но не оставило после себя значительного следа.
Этот кинематографический опыт – нечто большее, чем просто фильм. Это, скорее, эманация эпохи, отпечаток времени, адресованный, возможно, тем, кто хранит в своей памяти смутные очертания ушедших девяностых. На экране оживает молодость целой когорты, окутанная специфической, тяжелой дымкой, той самой, что пропитывала те годы. И, осмысливая это зрелище сквозь призму настоящего, осознаешь, что, несмотря на кажущуюся мрачность, то время, казалось бы, дышит жизнью, изяществом и первозданной искренностью. Мы, словно призраки, все еще ощущаем эту живость, эту неприкрытую правду, пусть и не всегда и не во всех аспектах. Но достаточно часто, достаточно ощутимо, словно эхом отзывается фильм. Тот период был отмечен особой энергетикой, когда честность и справедливость являлись не просто словами, а движущей силой, мерилом поступков. Существовали мужчины, воплощающие простые, но фундаментальные добродетели. Мужчины, чьи души терзались глубокой скорбью, утомлением, разочарованием, но не покоренными безысходностью. Герои, сохранившие навыки воина, когда еще существовала достойная цель, за которую стоило сражаться. Настоящим откровением, кульминацией, самым ярким, трансцендентным моментом становится эпизод, который будто бы уже пережитый, уже предрешенный, ожидающий своего воплощения в каком-то из будущих путешествий сквозь бескрайние просторы времени и вселенной. Ночь, пропитанная запахом алкоголя, величественные горные пейзажи, тень недавно демобилизованного товарища, будто лишенного телесной оболочки, отблески костров моджахедов и фигура Дидье Моруаня, застывшая под бездонным афганским звездным полотном. Эта сцена оставляет ощущение вневременной достоверности, как будто она – неотъемлемая часть нашего коллективного бессознательного. Она заставляет задуматься о природе памяти, о связи поколений и о вечном стремлении к поиску истины.
Позвольте поделиться впечатлениями об этом кинематографическом полотне. Сюжетная канва, на первый взгляд, может показаться уже достаточно избитой – переплетение криминальных интриг, пронизанных духом братства, уходящего корнями в афганскую трагедию. Однако, при более пристальном рассмотрении, обнаруживаешь, что эта история преподнесена с некой новаторской смелостью, способной удивить даже искушенного зрителя. Безусловно, сериал заслуживает внимания. Он мастерски переплетает временные пласты, совершая плавные переходы от современности к событиям, развернувшимся на афганской земле, и обратно. Несмотря на кажущуюся нелинейность повествования, просмотр обязывает к постоянному вовлечению, затягивает в водоворот событий, пробуждает любопытство. С одной стороны, динамика происходящего не дает заскучать, а с другой – хронологический калейдоскоп углубляет понимание взаимосвязанности эпох. Единственное, что, возможно, несколько огорчило – финал. Он не дотянул до отметки, установленной высоким уровнем повествования, оставшись несколько недосказанным. Тем не менее, данное произведение кинематографа безусловно заслуживает вашего времени. Особенно ценно то, что в нем удалось достоверно, без прикрас, воссоздать атмосферу и реалии войны в Афганистане. «Афганский излом» всегда занимал особое место в моей фильмографии, но этот сериал, на мой взгляд, превосходит его по степени правдивости и бескомпромиссности. Он раскрывает перед нами не только трагедию войны, но и показывает жизнь простых афганцев, их внутренние размышления о том, как и зачем они сражались. Рекомендую к просмотру – вы не пожалеете. Эта картина не просто развлекает, она ставит перед зрителем сложные вопросы о человеческой природе, о смысле существования и о цене, которую мы платим за наши идеалы и убеждения. Она заставляет задуматься о драматизме человеческой судьбы и о хрупкости миропорядка.