Описание
Рецензии

Сериал Обитель
Актеры:
Евгений Ткачук , Александра Ребенок , Сергей Безруков , Виктор Раков , Игорь Черневич , Виктор Добронравов , Владимир Стеклов , Юрий Кузнецов
Режисер:
Александр Велединский
Жанр:
детективы, драмы, исторические, отечественные
Страна:
Россия
Вышел:
2021
Добавлено:
сериал полностью из 8
(01.05.2021)
Рейтинг:

По мотивам пронзительного романа Захара Прилепина на телеканале "Россия-1" триумфально дебютировал многосерийный проект "Обитель", удостоенный признания критиков и отмеченный множеством престижных кинематографических наград. Повествование уносит зрителя в бурные двадцатые годы минувшего столетия, эпоху радикальных перемен и зарождающихся идеологических потрясений.
В центре драматических событий – молодой человек по имени Артем Горяинов, чья жизнь, оборванная прерванным обучением в столичной академии, приводит его на порог совершенно нового, сурового мира. Оказавшись в исправительном трудовом лагере, он становится невольным участником дерзкого и неоднозначного эксперимента, проводимого Федором Эйхманисом, человеком, убежденным в возможности кардинальной "перековки" человеческой природы. Эйхманис, движимый утопическими представлениями, стремится к созданию нового общества, идеальной цивилизации, выкованной из пепла старого порядка. Он верит в возможность абсолютной трансформации человека, в возможность создать индивидуума, свободного от моральных предрассудков и социальных ограничений.
Артем, поглощенный борьбой за существование в атмосфере невыносимого голода и всеобщего отчаяния, не задумывается о глобальных идеологических конструкциях. Его разум занят лишь поиском пропитания, преодолением физических лишений и уклонением от опасностей, подстерегающих на каждом шагу. В непроглядной тьме лагерной жизни он оказывается втянутым в противостояние с бандой жестоких преступников, готовых на все ради удовлетворения своих низменных потребностей, и в то же время ищет ростки здравомыслия среди немногочисленных адекватных людей, с трудом сохраняющих человеческий облик в этом адском месте.
Неожиданное и смертельно опасное приключение сплетает судьбу Артема с Галиной, сотрудницей чекистской службы, в которой он безотчетно влюбляется. Их взаимные чувства, рожденные в водовороте политической интриги и личной трагедии, оказываются хрупкой нитью, способной оборваться в любой момент, обрекая обоих на самую суровую и беспощадную расплату. Эта запретная связь становится не только источником надежды, но и предвестником грядущих испытаний, которые проверят на прочность их души и заставят переосмыслить само понятие человечности.
Безусловно, существующее описание сериала представляет собой вопиющую неторопливость и некомпетентность, настолько оно оторвано от сути произведения. По всей видимости, его автор либо не удосужился ознакомиться с самим сериалом и первоисточником, либо его восприятие оказалось настолько искажено, что он не смог уловить ни намека на то, что на самом деле происходит на экране. Какие приключения, какие любовные переживания он там усмотрел? Речь не идет ни об одном из этих аспектов, это утверждение абсолютно бесспорно.
То, что мы видим – это не развлекательное зрелище, а жестокая, безжалостная реальность, впечатывающаяся в сознание своим диким, первобытным ужасом. Даже если принять, что лишь часть продемонстрированных событий имела место в действительности, их совокупный эффект остается потрясающим и травматичным. Такие проекты необходимо создавать и, что не менее важно, внимательно просматривать. Цель не в развлечении – она в предостережении, в осознании того, что подобные трагедии не должны повторяться. Возможно, это наивно полагать, что увиденное изменит мир, но даже если крошечная доля зрителей, уловив этот нечеловеческий кошмар, сделает для себя уроки, это уже станет немалым триумфом человеческого разума. Не стоит пренебрегать просмотром, не стоит сужать восприятие, сбрасывая это произведение на фон – психологическая насыщенность, ощутимая каждой секундой, обусловлена исключительно выдающейся актерской игрой.
Я глубоко убежден, что после столь сложной и эмоционально изнурительной работы актеру, исполнявшему главную роль, потребовалась серьезная психологическая поддержка и реабилитация. Он не просто играл персонажа – он переживал его страдания, он умирал вместе с каждым отзвуком колоколов. До этого сериала для меня он был фигурой, вызывавшей равнодушие, неким теневым образом, подобно Мишке Япончику. То же самое можно было сказать и об Александре Ребенок – она казалась мне совершенно невыразительной. Однако, в этой картине, эти актеры поразили своей глубиной и мастерством перевоплощения, демонстрируя совершенно иную палитру актерских возможностей.
К сожалению, игра Сергея Безрукова оставила меня абсолютно равнодушной. Он будто отстранен от своего героя, не пытается проникнуть в его внутренний мир, оставаясь отчужденным наблюдателем. В его исполнении ощущается пустота, что, признаюсь, разочаровало меня. В принципе, его персонаж выглядит как необходимое, но не вызывающее никаких эмоций заполнение роли, заявленной в первоисточнике. Он не провоцирует ни одного переживания, не вызывает ни малейшего отклика.
Однако, несмотря на этот нюанс, подобные произведения кино необходимо создавать и смотреть. Они нужны, чтобы помнить, чтобы учиться, чтобы не допускать повторения тех чудовищных событий, которые мы видим на экране, чтобы сохранять бдительность и человечность.
Попытка ознакомиться с этим драматическим проектом оказалась непростой. Представляя собой добротно выверенный, респектабельный образец "тяжёлой" драматургии, сериал обладает безупречным актёрским ансамблем, интригующим повествованием и, тем не менее, оставляет гнетущее впечатление. Это произведение глубоко психологически напряжено и, увы, не рассчитано на каждый вкус.
Более чем через пару эпизодов я почувствовала необходимость прервать просмотр, подавленная атмосферой безысходности. В самом сердце повествования – жуткая обитель скорби, СЛОН – Соловецкий лагерь особого назначения, возведший стены, в которых сошлись совершенно разнородные души. Здесь теснятся политические оппозиционеры, закаленные бандиты и те, кто, по воле судьбы и юридической трактовки, понес наказание за деяния, ныне классифицируемые как особо тяжкие. Условия, в которых заключены эти люди, представляли собой истинное испытание на прочность – полуголодная жизнь, лишения, тотальная оторванность от внешнего мира. И каждый из них, терзаемый отчаянием и страхом, переживает личный, внутренний кризис, вынужденный делать невероятно сложный выбор: сохранить человеческое достоинство или поддаться обстоятельствам, капитулировать перед ними ради элементарного выживания. Сериал не предлагает моральных уроков, не склоняет к осуждению – он лишь открывает зрителю портал в мир невыносимой жестокости и сложнейших нравственных дилемм. Он предлагает погрузиться в безнадёжность, не давая готовых ответов и не требуя оценок.
Рекомендуем к просмотру