Описание
Рецензии

Сериал Обломов
Актеры:
Роман Вильдан, Юрий Стромов, Нина Попова, Виктор Машков, Марина Кузнецова, Николай Прокопович, Алексей Локтев, Валерий Носик, В. Сафронов, Маргарита Жигунова
Режисер:
Оскар Ремез, Галина Холопова
Жанр:
драмы, отечественные
Страна:
СССР
Вышел:
1972
Добавлено:
сериал полностью из 2
(03.08.2017)
Существуют повествования, чья значимость и глубина переживают века, а фигуры, населяющие их, обладают поразительной убедительностью, словно отпечатки реальных людей, разбросанные по всем уголкам человеческого бытия. Сюжет кинематографической интерпретации берет свое начало в эпическом романе, сотворенном гением Ивана Александровича Гончарова.
В сердце имперской столицы, на Гороховой улице, обитает Илья Ильич, человек, чья жизнь протекает в замкнутом кругу домашнего уюта. Его мир ограничивается стенами собственного дома, и единственным спутником в этой добровольной изоляции становится Захар, верный слуга. Илья Ильич с явным нежеланием порывает с привычным бытом, не испытывает стремления к деятельности, довольствуясь ленью и праздностью. Бесцельно растянувшись на мягких подушках дивана, он погружается в бескрайние просторы мечтаний, терзаемый мыслями о том, каким должен быть достойный образ жизни, и о блаженном существовании в умиротворенной Обломовке – идеальном воплощении безмятежной идиллии.
Создается впечатление, что никакие внешние обстоятельства, никакая внутренняя потребность не способны сломить оковы, удерживающие Илью Ильича в плену бездействия и беззаботной апатии. Кажется, что его диван стал не просто предметом мебели, а своеобразным символом его добровольного заточения, воплощением его нежелания покинуть зону комфорта, где не требуются ни усилия, ни заботы, ни борьба.
## Отражения Бессознательного: Переосмысление "Обломова"
В школьные годы чтение "Обломова" представлялось скорее утомительным испытанием, уступающим глубине и драматизму произведений Достоевского. Тогда я скорее зафиксировал общее ощущение затянутости, не уловив сквозь пелену однообразия пульсирующую тоску, таящуюся в сердце главного героя. Однако, после недавнего просмотра кинематографической интерпретации, моя интерпретация претерпела существенную трансформацию. Впервые я ощутил, как под внешней инертностью скрывается бездна печали и обреченности.
Сюжет не утомил – напротив, безупречная актерская игра и нарастающая интрига удерживали внимание до самого финала. Окончание не принесло облегчения, скорее, заставило задуматься о трагической судьбе Ильи Ильича. Он – человек одаренный, способный к глубоким поэтическим переживаниям, но заключенный в безвыходную ловушку собственного существования. Будто бы жизнь, не подарившая ему истинных испытаний, обратилась для него проклятием. Грёзы о детстве, о тишине усадьбы, о гармонии музыки, казалось, являлись единственным спасением от гнетущей реальности, являясь формой компенсации утраченного смысла. Он обессилен, его внутренний мир истощен, и он лишен возможности двигаться вперед. Обещания, словно пустые слова, остаются лишь эхом в пустом пространстве его души. Он не способен к действию, к переменам, к самосовершенствованию. Ведь для одних смысл жизни заключен в самоотверженном труде, для других – в неустанном развитии, но Илье Ильичу отведена участь пассивного созерцания.
Вспоминая рассуждения самого Обломова о первоисточнике жизненной энергии, о необходимости укрепления государства, я обнаружил глубокое противоречие. Его неспособность к активной деятельности стала не просто личным провалом, но и символом застоя целой эпохи. Он осознавал абсурдность существования в мире, где господствуют формальности, чины, политика и экономика, но не находил в себе сил сломать этот порочный круг.
Захар, слуга Обломова, не испытывает особой радости от своей работы, обреченной на бесконечную борьбу с пылью. И всё же он, покорно принимая свою судьбу, не стремится к переменам. Илья Ильич же, погруженный в свои грезы, кажется, потерял связь с реальностью. Он даже не способен позаботиться о самых элементарных бытовых нуждах, не может завязать себе ботинки. Жизнь доведена до абсурда, существует лишь в его фантазиях. Ему отчаянно необходимо было создать нечто новое, но он не знал, как это осуществить, и осознавал бессмысленность любых усилий.
И здесь невольно вспоминаются строки Некрасова из "Уныния", в которых поэт предвидел непонимание, которое ждет его современников. Он предчувствовал, что лишь будущие поколения смогут постичь истинный смысл происходящего. Поднимается вопрос о взаимоотношениях дворянства и крестьянства, ставится вопрос о моральной стороне наличия слуг. Суждения о Некрасове всегда были противоречивыми, он одновременно был и народоведцем, и человеком, безразличным к судьбе крестьян. Но, возможно, именно это противоречие позволяло ему видеть истинную картину общества, осознавать свою роль в нем как человека, застрявшего между прошлым и будущим.
Он страдал от ощущения своей неполноценности, от невозможности изменить мир, и в исповедальной манере изливал свою душу, не прощая себе свои недостатки. Он был подобен волку, за который нельзя винить в том, что он – хищник. Так вот, и в "Обломове" поднимается тема устаревания общественных устоев, неспособности общества адаптироваться к новым реалиям.
Илья Ильич словно заперт в собственном внутреннем мире, он знает, чем закончится его история, и видит в этом, парадоксальным образом, смысл. Но он не видит смысла в самом процессе жизни. Я не стану рекомендовать к просмотру "Обломова", уверен, что большинство его уже читали, будучи обязательным чтением в школьной программе. Однако, идея о том, что общество может оказаться в ловушке, погружаясь в состояние апатии и бездействия, остается весьма актуальной.
Несмотря на то, что произведение было написано в эпоху, предшествующую отмене крепостного права, тема "обломовщины" вызывает у меня не столько восхищение, сколько глубокую печаль за судьбу русского народа и общественные предрассудки, которые укоренились в сознании людей.
Рекомендуем к просмотру