Описание
Рецензии

Сериал Обратной дороги нет
Актеры:
Николай Олялин, Александр Январёв, Алексей Чернов, Игорь Ясулович, Николай Мерзликин, Галина Польских, Михаил Глузский, Юрий Саранцев, Валерий Малышев (I), Владимир Алексеенко, Владимир Волков, Неонила Гнеповская, Фёдор Ищенко, Любовь Комарецкая, Иван Матвеев, Дмитрий Миргородский, Борис Юрченко, Лев Лемке
Режисер:
Григорий Липшиц
Жанр:
драмы, исторические, отечественные
Страна:
СССР
Вышел:
1970
Добавлено:
сериал полностью из 3
(16.03.2018)
Рейтинг:

1943 год. Разгар Великой Отечественной войны, когда бушующие сражения сотрясают всю страну. Октябрьский месяц вносит свои коррективы в стратегию – Красная Армия переходит в наступление, предприимчивые контратаки становятся ключевыми элементами победы. В этой мрачной картине вырисовывается яркая, рискованная история майора Топоркова, которому чудом удается совершить дерзкий побег из плена, из нацистского лагеря, где царила атмосфера беспросветного отчаяния и гнетущей безысходности.
Свободный, но отягощенный чувством долга, Топорков вступает в ряды небольшого партизанского отряда, готовясь к новым испытаниям. Тем временем, в самом концлагере, из которого он так отчаянно вырвался, зреет опасное восстание, кипящее под слоем жестокой несправедливости. Будущим освободителям катастрофически не хватает вооружения, и майор, движимый жаждой справедливости, обращается к командиру партизан с просьбой о помощи.
Командир, оценив отчаянную ситуацию, даёт согласие на рискованную операцию по доставке необходимого арсенала. Однако радужная надежда на скорый успех быстро сменяется тревогой: просачивается информация о присутствии в партизанском отряде предателя, неутомимо передающего сведения о действиях сопротивления немецкой оккупационной администрации.
В этот критический момент, в сознании майора Топоркова рождается смелый, почти гениальный план. Он предлагает организовать двойную вылазку: два обоза должны пробраться к концлагерю. Один, тщательно замаскированный, повезет реальное оружие, а второй, являясь лишь приманкой, должен отвлечь на себя внимание немецких сил, создавая хаос и суматоху.
Время неумолимо приближается, и командир отряда, осознавая всю сложность и рискованность предприятия, отдает долгожданный приказ. Отвлекающий обоз, словно призрак, проникает вглубь немецкой территории, словно магнит, притягивая к себе все больше и больше сил противника. Те, кто управляет этим обманчивым караваном, понимают, что пути назад нет, их ждет лишь опасное путешествие в неизвестность, на передовой борьбы. Параллельно с этим, настоящий караван с оружием медленно, но верно пробирается к концлагерю.
Впереди – неминуемая опасность, отчаяние. Смогут ли эти герои выстоять, преодолеть все препятствия и достичь своей цели? Сами они, кажется, уже перестали верить в возможность спасения, в то, что судьба подарит им хоть малейший шанс на победу. Впереди – лишь тьма и неизвестность.
Недавно мы с вами отмечали знаменательную дату – День Великой Победы, торжество, которое должно отзываться в сердцах каждого из нас эхом минувших трагедий и служить предостережением на будущее. К сожалению, для некоторых этот день свелся к формальному посещению парадов и красочным фейерверкам, лишенным глубокого осознания значимости происходящего.
Я же, признаюсь, отношу себя к тем, кто воспринимает этот день с большей душевной вовлеченностью. Меня неизменно тянет к военному кино, к фильмам, повествующим о той ужасной войне. И хотя современная кинематография не жалеет средств для воссоздания тех событий, не все эти ленты способны по-настоящему тронуть душу. В особенности, я ценю советские картины – в них сконцентрирована такая палитра чувств: горечь утраты, невыносимая боль, отвага, самопожертвование и, конечно же, вера в победу, что попросту невозможно передать словами.
Просмотр таких фильмов неизбежно порождает мрачные размышления: что было бы, если бы война разразилась сегодня? Кто отважился бы встать на защиту Родины, кто, отринув все, пошел бы в бой? Эти вопросы, пугающие своей возможной реальностью, заставляют трезво оценивать текущее положение дел в мире.
На этих торжественных днях мне выпала вновь пережить вместе с героями киноэкрана ту страшную эпоху. Выразить словами то, что я ощутила, не под силу – это был не просто просмотр, это погружение в другую реальность, иное восприятие, глубокое чувство долга перед предками. Не стану преувеличивать, говоря, что я "переживала" – я была охвачена бурей чувств, неспособной удержать меня на месте. Сюжет, мастерски сплетенный из драматических событий, завораживал, не позволяя отвести взгляд от экрана. Побег из лагеря смерти, встреча с партизанами, самоотверженная помощь нуждающимся, освобождение заключенных – каждый эпизод был пронизан напряжением и отчаянием. Герой, словно под покровительством судьбы, дважды избежал неминуемой гибели, но это лишь подстегивало его решимость действовать, рисковать всем ради спасения других. Постоянно возникает вопрос: кто из окружающих может оказаться предателем, скрывающим свои злонамеренные планы?
Эта картина, без сомнения, захватила меня своей искренностью, потому что она показывает жизнь обычных людей, которые, даже в самых нечеловеческих условиях, сохраняют надежду на лучшее будущее, мечтают о мирной, счастливой жизни и способны испытывать чистую, неподдельную любовь. Отдельного упоминания заслуживает талантливая игра Николая Олялина, актера, сумевшего создать поистине убедительный образ бесстрашного советского солдата, готового отдать жизнь за свою страну. Его перевоплощение настолько филигранно, что ты веришь каждому его слову, каждому движению. Он повидал много горя, пережил немало испытаний, и теперь понимает, что пути назад нет. Он обязан использовать все свои силы, чтобы внести свой вклад в общее дело.
Стоит отметить, что картина была снята в семидесятые годы, поэтому изображение черно-белое. Однако, это, на мой взгляд, лишь усиливает эффект, погружая зрителя в атмосферу той эпохи и позволяя ярче представить происходящее. Рассказывать о том, что я испытала, можно очень и очень долго, ведь каждый момент, каждое событие заслуживает пристального внимания. Поэтому я искренне рекомендую каждому из вас уделить время и посмотреть эту картину – и вы сами поймете, о чем я говорю! Благодарю вас за внимание и желаю приятного просмотра!
Не могу утверждать, что являюсь ярым поклонником кинокартин подобного рода, однако существуют кинематографические истории, способные глубоко тронуть самые сокровенные уголки души. И, если позволите, я выскажу мнение, которое, возможно, покажется несколько старомодным: кинематограф советской эпохи, лишенный ослепительного великолепия современных спецэффектов, зачастую превосходит современные ленты по глубине и правдивости. Игра актеров, разыгрывающаяся на современных экранах, нередко кажется искусственной и вычурной, лишенной той искренней эмоциональности, которая так важна для восприятия. В современной киноиндустрии, кажется, утрачена та подлинная трагическая насыщенность, той жизненной правды, что когда-то наполняла кинематографические полотна. Всё становится все более попсовым, примитивным, порой даже отвратительным в своей поверхностности. То же самое касается и военной тематики: лишена она того ощущения подлинной борьбы за существование, настоящего патриотического порыва, словно созданная по заранее написанному сценарию.
После просмотра трехсерийного фильма "Обратной дороги нет" (1970), сердце словно пронзили ледяные иглы. Именно тогда, с поразительной ясностью, понимаешь, что значит по-настоящему передать дух того непростого, невыносимого времени, когда жизнь и смерть были неразрывно связаны. Этот фильм касается самых сокровенных струн души, заставляя сопереживать героям, оказавшимся на грани гибели. История, уходящая корнями в глубину веков, как будто касается всех нот человеческой души, раскрывая всю гамму чувств. Сюжетная линия, словно красная нить, прослеживается сквозь трагические судьбы, от начала и до самого конца.
В центре повествования – майор Топорков, попавший в безжалостный концлагерь, где, казалось бы, должен был окончиться его жизненный путь. Но счастливая случайность дарит ему шанс на побег из этого ада на земле. Невероятная самоотверженность, несгибаемая сила духа и отчаянная хватка за жизнь поражают своей мощью с первых же кадров. Вся атмосфера пропитана мраком и суровостью, на глазах гибнут друзья и товарищи, а сам ты находишься на волоске от смерти, внезапно вырываешься из этого кошмара на волю. Топорков – человек своего дела, он знает, что делает.
Свобода дается дорогой ценой. После дерзкого побега из концлагеря, Топорков направляется к партизанскому отряду с единственной целью – предупредить о готовящемся бунте. И самое главное – он просит вооружённой помощи для восставших в плену людей, ведь надеяться больше не на кого. Впрочем, известно, что Сталин не преминул выразить свою точку зрения относительно пленных, объявив их "мертвыми душами", ненужными и не подлежащими спасению. Однако, даже в эпоху тирании, люди остаются людьми, стремясь помочь друг другу, проявляя солидарность и милосердие. Поэтому командир партизанского отряда принимает непростое решение – отправить обоз с оружием на помощь восставшим в плену.
Но и здесь сюжет подкидывает горькую ноту, без которой, кажется, невозможно кинематографическое произведение. Командиру известно о существовании "крысы" в отряде, стучащей о каждый шаг немцам. Неизвестно, кто же этот предатель. В связи с этим, командир собирает отряд добровольцев, готовых отправиться с обозом на помощь людям, понимая, что это будет миссия, не имеющая возвращения. Эти смельчаки обречены на верную смерть. Это, пожалуй, самый трагичный момент фильма, когда люди, осознавая всю тяжесть ситуации, принимают решение пойти на верную гибель.
Параллельно, под покровом отвлекающего маневра, отправляется второй обоз, который должен помочь восставшим в их нелёгком деле. Первый же обоз обречен на гибель от рук фашистов. Каждый военный фильм затрагивает множество аспектов нашей жизни: где есть смерть, там есть и жизнь, любовь и надежда. В этой истории тоже есть влюбленная пара, которая отправляется по пути смерти, но бок о бок, поддерживая друг друга. Фильм снят в черно-белом формате, что придает ему особую драматичность и нагнетает атмосферу.
И, тем не менее, необходимо смотреть подобные фильмы. Не только в День Великой Победы, но и в любое время, когда есть возможность вспомнить историю своей страны. Это полезно для воспитания подрастающего поколения, когда можно объяснить трагизм тех лет, показать цену нашей жизни. Это замечательный фильм, и я настоятельно рекомендую его к просмотру.
Приветствую вас! Сегодня я хочу обратиться к разговору об одном из значимых произведений советского кинематографа – фильме «Обратной дороги нет». С глубокой сожалением констатирую, что в наши дни крайне затруднительно отыскать киноленты, способные передать весь спектр переживаний, горечи и отчаяния, неразрывно связанных с Великой Отечественной войной. К тому же, даже классические, проверенные временем картины, представляющие историческую ценность, все реже можно увидеть в эфире центральных телеканалов. Лишь в торжественные даты, в годовщину Победы, мы можем вновь лицезреть изрядно потрепанную временем кинохронику, такую как «А зори здесь тихие» или «В бой идут одни старики».
Однако это лишь малая часть тех выдающихся творений, что составляли гордость советского кинематографического наследия. К сожалению, память многих померкла по отношению к по-настоящему впечатляющей картине «Обратной дороги нет». Необходимо отметить, что фильм создан по мотивам прозы Виктора Смирнова, и спустя почти четыре десятилетия была предпринята попытка воссоздать нечто отдаленно напоминающее этот некогда гениальный проект, ныне именуемый «Исчезнувшие».
Я испытываю особую любовь к военным фильмам, и в особенности к тем, что были созданы в советскую эпоху, с участием актеров, чья игра отличалась глубиной и правдивостью. Эти актеры не были просто исполнителями ролей – они словно впитали в себя боль и жестокость того времени, и это чувство передается зрителю с потрясающей силой. Просматривая такие произведения, ощущаешь глубокий философский подтекст, некую мудрость, которая открывается лишь с годами, когда человек приобретает жизненный опыт и способность понимать тонкости человеческих отношений.
На мой взгляд, режиссеру Григорию Липшицу блестяще удалось создать запоминающиеся образы героев, раскрыть их характеры, вызвать у зрителя глубокое сочувствие и сопереживание.
В фильме приняли участие талантливейшие актеры, среди которых Николай Олялин, Игорь Ясулович, Галина Польских, Николай Мерзликин, Александр Январев…
Фильм состоит всего из трех эпизодов, каждый из которых длится чуть более часа.
Сюжет повествует о дерзком побеге майора Топоркова (в исполнении Николая Олялина) из нацистского лагеря. Герой отправляется в партизанский отряд, чтобы донести сведения о готовящемся восстании и попросить о помощи в виде оружия. Однако вскоре выясняется, что в рядах партизан действует предатель, передающий информацию немецким властям.
Просмотр этого фильма неизбежно вызывает слезы. Именно так умели передать на экране суть произведения, ту правду, которую автор стремился донести до читателя.
Это чрезвычайно реалистичная картина, где люди испытывали страх, опасения за будущее, но даже эти чувства не смогли сломить их веру в свою Родину и в правильность своих действий.
Подобные фильмы невозможно сравнивать с современными, лишенными глубины и искренности картинами на военную тематику. Мы видим войну, мы соприкасаемся с нашей историей, и я не могу назвать эти советские фильмы жестокими – это отражение нашей реальности, а современные картины зачастую характеризуются лишь нарочитой жестокостью и насилием.
Благодарю за ваше внимание.
Настоятельно рекомендую к просмотру этот сериал – без всяких сомнений!
Лишь недавно отгремел очередной торжественный день, посвященный Великой Победе, той дате, что навсегда вписана золотыми буквами в историю нашей Родины. Для кого-то это может быть формальным мероприятием – участие в параде, сдержанные поздравления, а затем – возвращение к привычному ритму жизни. Но я, признаюсь, испытываю непреодолимое желание погрузиться в мир военной кинематографии, в те картины, что способны вызвать глубочайшую эмоциональную реакцию, заставить сопереживать героям и переосмыслить значение произошедшего.
Наш народ чествует этот знаменательный день не по какому-то произвольному порыву, а как священную дань памяти тем, кто отдал свои жизни за наше будущее, за возможность жить в мире и благополучии. И порой, размышляя об этом, меня одолевает вопрос: способен ли хоть один из нас проявить такую неимоверную доблесть, отказаться от всего, что дорого, и отправиться на передовую? Признаться честно, сама мысль о том, что я могу потерять в этой жестокой схватке близких мне людей, повергает меня в состояние ужаса. Неизвестность – это, пожалуй, самое гнетущее и беспощадное, что может постигнуть человеческую душу.
Несмотря на ежегодное почитание памяти наших ветеранов, я все еще не могу удержаться от просмотра этих проникновенных фильмов, все еще нахожусь под воздействием той силой, что они излучают, и испытываю непреодолимое желание поделиться этими впечатлениями с вами, дорогой зритель.
Я не претендую на всезнание, но меня искренне озадачивает тот факт, что практически нет отзывов об этой картине. Неужели люди утратили способность к созерцанию киноискусства? Или, может быть, стремительно сменяющиеся эпохи привели к тому, что мы забыли о тех трагических событиях, которые, без сомнения, затронули каждую семью?
Просмотр этой истории захватывает дух, вызывает бурю подлинных эмоций и заставляет сопереживать героям. Побег из адских мук концлагеря, нежданная встреча с отважными партизанами, освобождение измученных заключенных, самоотверженная помощь партизанскому отряду – вот лишь некоторые эпизоды, составляющие сюжет этого полотна. Речь идет о человеке, который дважды чудом избежал неминуемой гибели и, вновь готовый пожертвовать собой, фактически соглашается на встречу со смертью.
Во время просмотра этой картины не всегда ясно, кто является предателем, кто – другом. Поражает, насколько люди, даже в условиях неимоверной жестокости, стремятся к свету, продолжают трудиться и способны испытывать прекрасное чувство – любовь.
Главную роль исполнил талантливый актер Николай Олялин. На мой взгляд, это выдающаяся актерская работа. Олялину удалось создать удивительно правдивый образ мужественного человека, наделенного несгибаемой волей и отвагой. Он не просто изобразил героя, а глубоко вжился в эту роль. Его персонаж осознавал, что обратной дороги нет, и был готов на все, что в его силах, чтобы помочь тем, кто в нем нуждается.
Учитывая время создания этого фильма, перед нами черно-белое полотно, лишенное нарочитой пафосности и вычурности. Однако сила воздействия на зрителя поистине колоссальна.
О действиях, разворачивающихся на экране, можно говорить бесконечно, но, пожалуй, лучше всего – самостоятельно увидеть этот фильм, чтобы ощутить на себе всю гамму эмоций и чувств, которыми наполнен этот сюжет.
Сейчас, откровенно говоря, мне трудно вспомнить современные военные фильмы, которые могли бы столь глубоко затронуть струны души, столь сильно воздействовать на психику, вызвать столь бурю чувств.
Это действительно выдающийся фильм, который отражает самую суть человеческой природы в те бурные времена. Я искренне рекомендую его к просмотру. До новых встреч!
После созерцания кинематографических полотен, проникнутых глубокой искренностью и эмоциональной насыщенностью, переключение на современное российское кино зачастую порождает ощущение некоторой отстраненности. Возникает тревожное ощущение, будто многие исполнители на экране лишены первостепенного понимания того, что на самом деле представляет собой война, с ее тяготами и неисчислимыми потерями. И это, в значительной степени, объясняется тем, что нынешнее поколение, вне сомнения, вносит существенный вклад в развитие страны, не прошло школы военной службы, столь распространенной в прошлом. Не стоит, однако, воспринимать это как упрек – время неумолимо меняет эпоху, и эпоха 1943 года наиболее правдоподобно воссоздается именно в старых советских лентах.
В этом конкретном фильме актеры, казалось, ощущали подлинную угрозу, их игра отличалась глубокой вовлеченностью и реализмом. И, несмотря на весь драматизм повествования, зритель может уловить отголоски искренних, чистосердечных отношений, пронизанных нежностью и истинной любовью. Как гармонично и естественно взаимодействовали на экране героиня и Бертолет! Какое благоговение вызывает изображение упорного труда сплавщиков, сумевших возвести импровизированную речную переправу! Невозможно не проникнуться уважением к тем, кто, движимый чувством долга и патриотизма, добровольно участвовал в опасной операции, являвшейся преднамеренной ловушкой для немецких войск, призванной отвлечь их от основного маршрута. Такие предприятия редко обходятся без колоссальных потерь… вернее сказать, выжившие в них – исключение из правил. Каждый из этих отважных юношей стремился к жизни, но для каждого из них дорогое сердце билось за семью и за Родину, которой он отдавался без остатка.
Созерцание подобных кинематографических откровений – задача не из легких. Они заставляют осознать всю трагичность и безжалостную жестокость войны. Иное отношение к происходящему попросту невозможно. Глубоко в душе живет наивная надежда на то, что никогда больше не повторится этот ужас. Ведь война, словно ненасытный демон, уже унесла миллионы невинных жизней…
Сюжет этого фильма покорил меня своей динамикой и напряженностью, он удерживал внимание на протяжении всего просмотра. Зритель уже с первых кадров ощущал неизбежность, понимал, что обратной дороги для отряда не существует. Несмотря на различия в характерах и судьбах, всех их объединяло осознание единственно верного пути. Не меньший интерес вызывало желание узнать имя предателя, и это сделало фильм поистине захватывающим.
Жаль, что подобные картины, пропитанные патриотическим духом, зачастую демонстрируются по телевидению лишь в преддверии празднования 9 мая. Но, с другой стороны, хорошо, что эта знаменательная дата не забыта. В советских черно-белых фильмах кроется особая глубина, они проникают в самое сердце. Этот фильм отличается своей откровенностью, он радует тем, что здесь показаны не герои-идеалисты, а обычные люди, без пафоса и искусственного накачивания. Они просто выполняют свой долг, без лишних слов и громких заявлений.
Рекомендуем к просмотру