Описание
Рецензии

Сериал Обыкновенная Арктика
Актеры:
Олег Даль, Олег Анофриев, Афанасий Кочетков, Ролан Быков, Георгий Корольчук, Валентин Ерофеев, Виктор Павлов, Геннадий Юхтин, Эммануил Левин, Генриетта Рыжкова
Режисер:
Алексей Симонов
Жанр:
драмы, отечественные
Страна:
СССР
Вышел:
1976
Добавлено:
сериал полностью из 2
(11.08.2013)
Рейтинг:


В основу кинематографической ленты, озаренной ярким именем Константина Симонова, положена душевная проза его покойного товарища, Константина Горбатова. Фильм повествует о масштабном предприятии – покорении сурового Арктического региона советскими первопроходцами. Сюжет разворачивается в 1935 году, в непростой исторический период, заслоненный тенью трагической судьбы челюскинской экспедиции и предшествующий мужественному подвигу папанинцев, что позволило избежать прямого столкновения с канонизированной героикой того времени.
По сути, картина служит своеобразным эпическим повествованием о героическом строительстве, где на фоне бескрайних снежных просторов разворачиваются драмы человеческих отношений, обнажаются социальные противоречия. Центральное событие, катализатор происходящего, – приезд нового руководителя, человека, совершенно не подготовленного к экстремальным условиям Арктики, сосланного сюда из центральных регионов в наказание за некие провинности. Этот волевой, замкнутый в себе управленец, в своей суровой логике, склонен видеть в людях лишь инструмент для достижения поставленных задач, стирая грань между делом и человеком, сближая их в своей извращенной диалектической схеме.
Словно акварель, размытая на фоне заснеженной панорамы, сюжет пронизан мотивами, черпающими вдохновение из рассказов Бориса Горбатова: «Суд над Степаном Грохотом», где проблескиваются отголоски справедливости, «Роды на огуречной земле», повествующие о хрупкости жизни, «Торговец Лабас», рисующий сатирический портрет человеческих пороков, и «Большая вода», отражающая первозданную мощь природы и её безразличие к человеческим амбициям. В совокупности эти истории образуют сложный и многогранный портрет эпохи, где героизм переплетается с трагедией, а надежда сталкивается с отчаянием.
В детстве, как и, вероятно, многие, я погружался в удивительный мир рассказов Бориса Леонтьевича Горбатова, озаглавленных "Обыкновенная Арктика". Воспоминания об этих произведениях всплывают по сей день, словно осколки волшебного зеркала, возвращая меня в дни беззаботного детства. И хотя прошли десятилетия, навязчивым образом сохраняется в памяти обложка того самого издания: на ней, на фоне сурового арктического пейзажа, запечатлен полярник, нахмурившись, прислонил руку к лбу, пристально наблюдая за траекторией самолета, рассекающего небо. В той скромной книжке, казалось, уместились целые вселенные, включавшие в себя пятнадцать историй, пронизанных очарованием романтики, исполненных невероятных приключений и заставлявших мечтать о дальних, неизведанных краях.
Для создания двухсерийной экранизации "Обыкновенная Арктика" режиссер Алексей Симонов выбрал четыре наиболее захватывающих рассказа: "Роды на Огуречной земле", "Торговец Лабас", "Суд над Степаном Грохотом" и "Большая вода". Эти повести, мастерски соединенные в единое кинематографическое полотно, и сегодня восхищают своей свежестью и художественной ценностью. Зрителю открывается возможность в полной мере оценить красоту северной природы, ощутить масштаб и сложность труда людей, покоряющих самые отдаленные уголки нашей планеты.
Повествование в фильме разворачивается на фоне грандиозного строительства порта в 1935 году – эпохи всеобщей радости и ликования, вызванных спасением челюскинцев из ледяного плена в марте 1933 года, удостоенных звания первых Героев Советского Союза. Зритель узнает и о легендарном дрейфе И.Д. Папанина на льдине, растянувшемся на долгие дни, о смелых подвигах, совершаемых в условиях нечеловеческой суровости. Алексей Симонов, опираясь на эти исторические факты, создает глубоко проникновенную кинокартину, рассказывающую о буднях арктических строителей. Но, вопреки названию, эти будни далеки от монотонности и безрадостности! Они полны ярких красок и необычных событий. Пурга, затяжные полярные ночи, ощущение оторванности от привычного мира... ("Гой ты, тундра пробуждённая! Эх! Ты, дорожка бездорожная! Эх! Мои ноженьки промокшие! Э-эх!.."). И на фоне этого – тихий, незаметный саботаж десятника стройки, Степана Грохота (безупречный Олег Анофриев). Даже если поначалу кажется, что сюжет немного замедляется, кинолента в итоге захватывает зрителя целиком, увлекая в свой мир, требуя полного погружения и внимательного созерцания. Наслаждение же доставляет исключительно виртуозная игра актеров – иного слова здесь не подобрать.
Фильм населен потрясающе колоритными персонажами, воплощенными выдающимися артистами: Афанасий Кочетков, Олег Даль, Петр Щербаков, Виктор Павлов и многие другие. Каждый отдельный герой заслуживает отдельного фильма, настолько ярка и многогранна его история. Невозможно не отметить и Ролана Антоновича Быкова, создавшего незабываемый образ доктора – актера исключительного таланта, настоящего типажа. "Батенька!" – эта фраза навсегда вошла в историю сериала, став его визитной карточкой.
Музыкальное сопровождение картины заслуживает особого внимания – или, скорее, его отсутствия. Вся звуковая палитра строится вокруг непрекращающегося завывания пурги, создавая атмосферу единения с суровой северной стихией. Именно под этот леденящий душу вой происходят самые эмоциональные и драматические эпизоды фильма. Это поистине великолепный фильм, избегающий пафоса и мастерски демонстрирующий "Обыкновенную Арктику" во всем её величии и очаровании.
Невольно навевает тоску, когда сталкиваешься с кинематографическими произведениями, пропитанными атмосферой безнадёжности. В них доминируют отчаяние, убогость, промозглая пустота, вызывающие не просто дискомфорт, но и подлинную апатию, словно лишают сил и желания продолжать жить. Неужели подобное эстетическое отравление могло сыграть свою роль в тех драматических событиях, что потрясли Советский Союз? Неужели, вместо того, чтобы дарить людям вдохновение, надежду и веру в светлое будущее, им предлагали эту неустанную, беспросветную тоску?
Вместо визионерских образов лазурных берегов, залитых солнцем, вместо грез о красоте и беззаботности, зрителю подсовывали этот бесконечный поток мрака, эту непрекращающуюся симфонию отчаяния. Утро начиналось с гнетущей атмосферы, обед утопал в пессимизме, вечер заканчивался в объятиях безысходности. Попытки взглянуть на мир иначе, на мимолетные проблески надежды, – всё это разбивалось о стену непроглядной черноты. Подобные картины утомляют, вызывают нежелание продолжать просмотр, заставляют отворачиваться от экрана в поисках облегчения.
На ум приходят фильмы, ставшие культовыми – "Игла" с Виктором Цоем, "Брат" с Сергеем Бодровым. Замечаешь, как и в них царит атмосфера гнетущей реальности, пронизанная безнадёжностью и бескомпромиссностью. И возникает искреннее желание, чтобы кинематограф развивался, чтобы режиссеры и сценаристы освоили новые перспективы, научились создавать картины, наполненные оптимизмом и вдохновением. Это не просто эстетическая прихоть, это насущная потребность – вырваться из этой беспросветной петли, отбросить устаревшие шаблоны и открыть для себя новые горизонты художественного выражения. Пора перестать поглощаться этой тягучей, удручающей тоской и с жаждой обрести что-то новое, чистое и светлое.
Рекомендуем к просмотру