• Стандартный
  • GoldTeam
Описание
Сезоны
Рецензии

Сериал Оккупированные 1 сезон / Occupied 1 season

Okkupert
Актеры:
Хенрик Местад, Эльдар Скар, Эни Даль Торп, Ragnhild Gudbrandsen, Ингеборга Дапкунайте, Kristin Braut-Solheim, Selome Emnetu, Daniel Rusten Larsen, Вегар Хуль, Veslemøy Mørkrid
Режисер:
Эрик Рихтер Страндт, Йон Андреас Андерсен, Эрик Шёлдбьерг
Жанр:
триллеры
Страна:
Франция, Швеция, Норвегия
Вышел:
2015
Рейтинг:
6.29
7.60
Взгляд в мрачное полотно грядущего, сотканное усилиями нескольких кинопроизводственных компаний, – таков драматический эффект от сериала "Оккупированные". Этот проект переносит зрителя в антиутопический мир, где разворачивается остросюжетная история противостояния Норвегии и Российской Федерации. Конфликт, лежащий в основе сюжета, вращается вокруг геополитических амбиций и ресурсов. Норвегия, страна с богатыми запасами углеводородов, оказывается втянутой в конфронтацию с Россией, стремящейся к контролю над освоением Северного моря. Европейские институты, парализованные нерешительностью и поиском консенсуса, оказываются неспособны выработать единую стратегию. В отличие от них, политика Российской Федерации отличается беспрекословной четкостью: Москва настаивает на отсутствии сопротивления со стороны Норвегии в вопросах нефтегазовой разработки. Нежелание идти на компромиссы и непримиримая позиция российского руководства становятся ключевым фактором, предопределяющим трагический поворот событий. Для Российской Федерации, по всей видимости, легче прибегнуть к силовому решению, нежели к сложным переговорам и поиску взаимовыгодных условий. Отсутствие уступок ведет к эскалации конфликта, и, несмотря на все попытки дипломатического урегулирования, Российские войска переходят к масштабному вторжению на территорию скандинавских земель, методично закрепляя и расширяя зону своего влияния. Эта оккупация становится свидетельством непримиримости и геополитической расчетливости, предвещая мрачные дни для Норвегии и, возможно, для всей Европы.
Наблюдается любопытная тенденция в среде норвежского населения: по мере отдаления от традиционных ценностей, все более заметно проявляется стремление к гедонистическим удовольствиям, зачастую вразрез с общепринятыми нормами морали. Этот вектор поведения сопровождается кажущейся беззаботностью и оправданием своих действий, нередко скрываемых за прикрытием создания художественных фильмов. По всей видимости, это продиктовано убеждением в праве на личную свободу и стремлением к извлечению выгоды, без должного внимания к нравственным последствиям. Кажется, что они полагают: жизнь – это лишь череда возможностей для получения мимолетных удовольствий, а размышления о будущем и угрызения совести – преграда на пути к счастью. Зачастую, они пытаются снять ответственность за содеянное, указывая на то, что и в фильмах других актеров нередко герои совершают неправомерные действия, и даже находит оправдание в юморе. Убеждены, что со временем, как-нибудь разберутся с последствиями своих поступков, однако, похоже, некоторые из них погружаются в состояние апатии и деградации, подтачивая собственную душу и разрушая жизнь, не осознавая, куда их ведет этот путь. Прискорбно отметить, что чем больше людей втягивается в эту систему искаженного мышления и сомнительных действий, чем больше поддержки получают подобные начинания ("Смешно же!"), тем более неблагоприятные последствия настигают самих же участников. Существует опасение, что им придется отвечать не только за собственные проступки, но и за влияние, которое они оказывают на окружающих. Действительно, сложно не заметить, что в обществе существует значительное число людей, чье восприятие морали искажено, а воспитание лишено четких нравственных ориентиров, не позволяющих им различать добро и зло. Часто наблюдается тревожная тенденция: индивиды, далекие от понимания нравственности, склонны навешивать ярлыки "ненормальности" и "психической нестабильности" на тех, кто придерживается традиционных ценностей. При этом, критика и обвинения зачастую являются лишь проекцией собственных внутренних противоречий и несовершенств. В то же время, другие люди, осознающие свои ошибки и грехи, предпочитают не осуждать окружающих, а сосредоточиться на внутренней работе над собой, на борьбе со страстями и гордыней. Отдельно стоит отметить тревожную динамику, прослеживающуюся в американской культуре. На первый план выходят представители, пропагандирующие гедонизм, разгул чувственных наслаждений и показной образ жизни. Это затмевает собой представителей, ведущих нравственную и сдержанную жизнь. Постоянная погоня за внешним удовлетворением приводит к тому, что моральные ориентиры теряются из виду. В их мировоззрении на первое место выходит удовольствие, секс и показная легкомысленность, сопровождаемая циничным юмором и призывом: "Смотрите на нас и будьте такими же!" Зачастую, осознание неправильности своих действий наступает лишь после болезненного падения. Однако, существует и другая, не менее распространенная картина: многие продолжают свой путь, не замечая, как они разрушают себя и окружающих, смешивая благое и дурное, подталкивая других к бездумному подражанию. Трудно судить о конкретных личностях, поскольку мы сами являемся лишь частью сложного человеческого общества, и наши знания о мотивах и внутренних переживаниях других людей ограничены. Вполне возможно, что за внешней бравадой скрывается внутренняя борьба, о которой мы можем лишь догадываться. И лишь истина может показать, где эта борьба идет, а где отсутствует вовсе. Судить и осуждать - не в нашей власти.
Интересно, где же та самая «изначальная истина» притаилась? Россия, представляется, оказывается ключевым элементом «Зала» – пространство, где разворачиваются сложные геополитические игры. Этот момент, по сути, представляется аксиомой, отчетливо прослеживающейся для большинства зрителей телесериала. Однако, если взглянуть на это с более широкой перспективы, следует признать, что наше норвежское товарищество не смогло предложить ничего принципиально нового или революционного в плане концептуализации. Художественная канва, безусловно отмеченная футуристическим отголоском, повествует о существовании некоего всеохватывающего заговора. Цель этого тайного альянса – дестабилизация экономической политики Норвегии, страны численностью всего четыре миллиона жителей. Методы, используемые для достижения этой цели, варьируются от изощренных интриг и рискованных махинаций до прямых угроз и тщательно спланированного саботажа. Захватчики стремятся сменить прогрессивный, почти альтруистический курс небольшого скандинавского государства на давно изношенные пути, диктуемые нефтегазовой зависимостью. И, что немаловажно, предполагается, что в выигрыше должны оказаться не только Россия и Европейский Союз, но, прежде всего, транснациональные корпорации, плетущие свои сети влияния. Однако, как гласит известное изречение, экономическая мощь вершит политику, а не наоборот. Именно в этом кроется фундаментальный переломный момент. Норвежцы, казалось, прекрасно осознавали, какой эффект вызовет их политика в Брюсселе (это стало очевидно практически с самого начала первого эпизода, когда корреспондент обратилась к мнению эксперта по вопросам безопасности). Но они не предвидели, что в конфликт вмешается государство, которое, по ряду оценок, представляется весьма примитивным и не до конца освоенным в плане политической зрелости. В настоящее время мы можем наблюдать, как, казавшаяся незыблемой, норвежская мечта, рушится на глазах чопорных политиков, самих норвежцев и мирового сообщества. Словно тщательно сложенная карточная конструкция, эта мечта рассыпается на отдельные фрагменты. Примечательно, что авторы сериала, в своей вымышленной вселенной, возлагают ответственность за произошедшее на правительства гипотетических США и ЕС, а не только на Россию. Впрочем, события, разворачивающиеся в этом своеобразном артхаусе (на полноценное кинематографическое произведение пока не тянут), развиваются весьма своевременно. Если рассматривать это с точки зрения оригинальности, то здесь тоже наши скандинавские коллеги не преуспели. Американские кинематографисты уже давно и изобилующе набрались опыта в критике России. Однако, безусловно, сценарий захвата Норвегии – это, несомненно, дебют в мире кинематографического искусства. Если же говорить откровенно, то, по сравнению с аналогами из-за океана, происходящее разворачивается в нашей, пусть и потенциальной, реальности, а не в плодах буйной фантазии зарубежных режиссеров. В любом случае, нам остается лишь созерцать (или, напротив, отстраниться от этого зрелища, в зависимости от наших личных предпочтений и политических симпатий), с терпением относясь к нашим не столь дальновидным и прагматичным скандинавским соседям.
В наше время, когда мировоззрение зачастую предстает карикатурой на собой, хочется дать имя тем, кто воспринимает действительность лишь через призму крайне ограниченного спектра взглядов, убежденный в собственной безошибочности и готовый отстаивать свои позиции с непримиримой яростью. Подобные индивидуумы, с их узостью мышления и нетерпимостью к альтернативным точкам зрения, будто зациклены на одном-единственном аспекте мироздания. Неустанно высмеиваются приверженцы упрощенных, зачастую абсурдных догм, однако число их, кажется, не уменьшается, а, напротив, неуклонно растет. Их идеологии, словно племена, размножаются и распространяются, захватывая умы и отчуждая от более взвешенного и многогранного понимания реальности. Если бы этот феномен был представлен в виде комедийного сериала, сохранив при этом абсурдность и гротескность ситуации, то он, вероятно, не вызвал бы особого интереса. Однако, замыслом авторов оказалось добавить к этому комическому пафосу страх перед перспективой глобального вооруженного конфликта, и тогда сериал приобрел бы шансы на успех, эксплуатируя скрытые тревоги современного человека. Движение, изначально направленное на благородные цели – защиту окружающей среды, – внезапно сфокусировалось на проблеме глобального потепления, обрушив на человечество, казалось бы, неминуемую катастрофу. (Не ощущаете ли вы нарастающее беспокойство? Если нет, то очень скоро оно постучится и в ваш дом!). Причина, по которой у этого сериала возникла потенциальная комедийность, кроется в том, что борьбой с глобальным потеплением занялась страна, на которую приходится значительная часть территории, расположенной за полярным кругом, где другие, более насущные проблемы, кажутся куда более приоритетными. Ирония ситуации усиливается тем, что «ториевая энергетика», играющая в этой истории не афишируемую, но подразумеваемую роль, основана на делении тяжелых элементов, в то время как те же «зеленые» активисты, например, в Германии, недавно довели ситуацию до закрытия последних атомных электростанций – схожий подход, но взгляд под другим углом. Несмотря на трагические примеры прошлого (Чернобыль и Фукусима не в счёт), компактный и безопасный (относительно солнца, ветра и воды) способ генерации электроэнергии в практически неограниченных объемах признан неперспективным. P.S. В последнее время Российская Федерация демонстрирует непредсказуемое поведение на мировой арене, что порождает опасения по поводу возможного глобального вооруженного конфликта. Данный элемент был использован лишь как связующее звено и вполне мог быть заменен иными субъектами – будь то ИГИЛ (запрещенная организация) или частная военная компания (например, Blackwater) – не менее пригодными на роль глобального зла. P.P.S. Атомная электростанция Фукусима была построена в 70-х годах по дефектной и уникальной для Японии технологии. Чернобыльская катастрофа стала результатом чудовищной халатности во время проведения технического обслуживания. Кроме того, данная станция, вопреки международным соглашениям, использовалась для проведения сомнительных по своим целям военных экспериментов, о чем тщательно умалчивалось.
Представленный сюжетный поворот в сериале кажется лишенным всякой логики и не выдерживает критики, являясь, скорее, продуктом воображения, нежели реалистичным отражением геополитических реалий. Невозможно представить, чтобы политическая элита Европейского союза, обладающая несомненной проницательностью, добровольно отказалась от перспективного источника энергии. Гораздо более вероятным сценарием стало бы активное вовлечение в процесс освоения ториевой энергетики, направленное на содействие технологическому прогрессу, оптимизацию извлечения выгоды и укрепление позиций лидера в сфере энергетического доминирования. Аналогично абсурдным представляется и предположение о выходе Соединенных Штатов Америки из состава Организации Североатлантического договора. Это немыслимо, подобно отказу Карабаса Барабаса от возможности управлять своим кукольным театром – это основа его власти, его инструмент влияния. НАТО является, по сути, проектом, разработанным и поддерживаемым США, и лишение себя этой платформы было бы самоубийственным для их амбиций. Гораздо вероятнее, что в случае попыток проявления инакомыслия, "марионеток" будут просто отстранены, а не освобождены. На протяжении последних семи десятилетий ни одна другая страна не проявляла столь же неугасаемый интерес к контролю над нефтедобывающими регионами, как Соединенные Штаты Америки. В настоящий момент, Норвегия, к сожалению, находится в состоянии, которое можно охарактеризовать как фактическую зависимость от американского влияния. Военное присутствие США, обоснованное под предлогом "общей безопасности", на деле служащее для укрепления американских позиций, достигло внушительных масштабов – более 20 000 военнослужащих расквартированы на норвежской территории, делая любое сопротивление самопровозглашенному "опекуну" практически безнадежным. Очевидно, что авторам сериала следовало выбрать для роли антагониста другую, более правдоподобную державу. Забыв или, возможно, намеренно умалчивая исторические факты, они игнорировали тот факт, что именно Россия первой признала независимость Норвегии от Швеции в 1905 году, и сыграла решающую роль в освобождении норвежской земли от немецких оккупантов в середине XX века. Этот эпизод находит свое визуальное воплощение в знаменитой картине "Под каменным небом" (Under en stenhimmel) 1974 года. Премьерный показ этого произведения стал для норвежского короля Улава V, изнурительно искавшего союзников в борьбе с фашизмом, моментом глубочайших эмоций – свидетельствуя об этом, он не смог сдержать слез, вытирая их своим изящным платком. Забыть такую поддержку было бы не только исторической несправедливостью, но и существенным упущением в построении убедительного повествования.
Сюжетное полотно, захватывающее дух, представляет собой не просто развлекательный контент, а глубокое исследование, погружающее в лабиринт политических интриг и обнажающее мрачные аспекты государственной власти. Сериал, разворачивающийся на фоне скандинавских пейзажей Норвегии, предлагает зрителю двойственный взгляд – как на бурлящую жизнь политического истеблишмента, так и на повседневные заботы и переживания рядовых граждан. Тщательно выстроенный нарратив демонстрирует сложное переплетение этих двух плоскостей, демонстрируя, как решения, принимаемые в высоких кабинетах, неминуемо влияют на судьбы обычных людей. Художественное произведение не стесняется затронуть крайне деликатные вопросы, предлагая, пусть и гиперболизированную, но провокационную интерпретацию современной геополитической реальности. Посредством вымышленного сценария, сериал затрагивает экзистенциальную дилемму, поднимая вопрос о природе оккупации и агрессии в XXI веке. Россия в этом вымышленном мире предстает в гротескно мрачном свете, наделяя ее чертами, граничащими с террористическими. Важно подчеркнуть, что это авторская перспектива, и оценка ее соответствия действительности остается за аудиторией. Особое внимание уделяется генезису экстремизма, его многогранности и субъективности. Повествование исследует, как политический выбор, один, казалось бы, верный шаг, может возвысить человека до статуса героя, в то время как другой, не менее важный, может заклеймить его как террориста и главного врага государства. Здесь авторская задумка призывает к рефлексии, ставя вопрос о том, насколько тонкой может быть грань между патриотизмом и фанатизмом. Зритель также получает уникальную возможность заглянуть в закулисье деятельности спецслужб, лицезреть оперативные мероприятия и понять всю сложность дипломатического искусства. Сериал мастерски демонстрирует, как зло можно завуалировать под маской благотворительности, а агрессора – выставить защитником, вынужденным отстаивать свои права. В целом, это зрелое и серьезное произведение, требующее внимательного восприятия и способное вызвать широкий спектр эмоций. Тяжелая атмосфера и многослойный сюжет делают просмотр нелегким, но безусловно, увлекательным и заставляющим задуматься о природе власти, справедливости и ответственности.