Описание
Рецензии

Сериал Освобождение
Актеры:
Михаил Ульянов, Николай Олялин, Лариса Голубкина, Фриц Диц, Петер Штурм, Юрий Каморный, Бухути Закариадзе, Владлен Давыдов, Виктор Авдюшко, Владислав Стржельчик
Режисер:
Юрий Озеров
Жанр:
драмы, отечественные, исторические
Страна:
СССР, Германия, Польша, Италия
Вышел:
1968
Добавлено:
сериал полностью из 5
(07.12.2012)
Рейтинг:


"Освобождение" – это масштабный, эпический полотно, посвященное ключевым моментам Великой Отечественной войны, где повествуется о героизме, самопожертвовании и трагических перипетиях тех грозных лет. Монументальная сага структурирована в пять самостоятельных, но взаимосвязанных частей, охватывающих период с 1943 по 1945 год, каждая из которых фокусируется на переломном событии, оставившем неизгладимый след в истории.
Первая глава, "Огненная дуга", погружает зрителя в ожесточенные бои Курской битвы – колоссального танкового сражения, которое стало одним из самых значительных военных столкновений XX века. В вихре взрывов и огня разворачиваются личные истории доблестных бойцов, чья служба включает в себя деликатную и рискованную деятельность, такую как разведывательная работа, выполняемая в тылу врага.
Вторая часть, "Прорыв", повествует о освобождении городов Орел и Белгород, о скорбном уходе немецких войск из Харькова. На фоне разрушенных пейзажей разворачивается драматичная картина планирования рискованного перехода через Днепр, создается стратегический плацдарм для отвлечения и переброски немецких группировок. Цена этой победы была непомерно высока: бесчисленное множество храбрых солдат отдали свои жизни, защищая этот клочок земли, подобно последним бойцам, упорно сопротивляющимся на острове, прикрывая отход союзных сил. Малая часть сумела вырваться из немилосердного окружения и воссоединиться с основными силами Красной Армии.
"Направление главного удара" – третья глава саги, знаменует собой кульминацию борьбы, момент, когда Советский Союз, вырвавшись из тисков вражеской оккупации, ощущает глоток свободы. В рамках грандиозной операции «Багратион» советские войска развертывают стремительное наступление, прокладывая путь к окончательной победе. Эти события, наполненные драматизмом и напряженным ожиданием, освещаются предчувствием всеобщей радости и надежды.
"Битва за Берлин" – четвертая часть, раскрывает подготовительный этап решающего штурма столицы нацистской Германии и рассказывает о ходе Ялтинской конференции, где ведущие державы союзников определяли будущее послевоенного мира. Зрителю представляется сложная политическая обстановка и дипломатические маневры, которые предшествовали окончательному разгрому врага.
Финальный эпизод, "Последний штурм", позволяет зрителю в деталях проследить за ожесточенным взятием Рейхстага, и стать свидетелем знаменательного момента: водружения советского знамени над зданием парламента. Этот кульминационный акт символизирует окончательную победу Советского Союза в Великой Отечественной войне, воспевая мужество и стойкость поколения, отстоявшего свободу и независимость своей Родины.
Вторая Мировая война, буря невиданной мощи, обрушилась на бесчисленное множество государств, оставив неизгладимый след в анналах мировой истории. Эта трагическая эпоха породила целую плеяду кинематографических полотен, стремящихся воссоздать масштаб и драматизм тех событий. Среди них особое место занимает грандиозный фильм "Освобождение", задуманный и воплощенный в жизнь выдающимся режиссером Юрием Озеровым. Эта кинематографическая сага амбициозно охватывает значительную часть ключевых эпизодов Великой Отечественной войны, стремясь к всестороннему изображению героического противостояния.
Первая часть дилогии повествует о знаменитом Курском сражении, ставшем кульминацией восточного фронта и, безусловно, самым кровопролитным и разрушительным конфликтом, омрачившим нашу национальную историю. Однако, история, как известно, часто подвергается переписываниям и искажениям, в зависимости от политической конъюнктуры и идеологических установок. В разные периоды времени роль в победе над фашизмом приписывалась, то Хрущеву, восхваляемому как спаситель народа, то Брежневу, чье активное участие, по слухам, было неоценимым. Иногда же исторические фигуры становились объектами остракизма и порицания. Безусловно, за этими действиями стояли политические мотивы, но горечь ощущалась особенно остро: ведь на передовой бились наши отцы и деды, чьи подвиги зачастую оставались без должного признания. Бои под Курской дугой, героическое сопротивление под Ленинградом – эти эпизоды зачастую оттеснялись на второй план, уступая место повествованию о событиях в Нормандии или других государствах. При всем значении действий западных союзников, они были лишь эхом, отзвуком грандиозного противостояния, развернувшегося на советской земле.
Кинематографическое полотно "Освобождение" получило мощную поддержку со стороны властей, что свидетельствует о стратегической важности фильма для формирования исторической памяти. В одной из частей даже присутствует эпизод с участием самого Брежнева. Для реализации столь масштабного проекта были выделены колоссальные ресурсы, закуплена пленка высочайшего качества. Фильм представляет собой уникальный сплав художественной реконструкции и документальной достоверности, воссоздающий жизнь как высших военачальников и доблестных танкистов, так и отважных летчиков и государственных деятелей. В фильме с филигранной точностью воспроизведены даты, а также события, сопровождавшие их. Зрителю предстают кадры принятия важнейших решений, подготовки и проведения масштабных наступательных операций, демонстрирующие все грани военных действий.
В отличие от глянцевых исторических реконструкций, "Освобождение" не боится показать истинную, неприглядную сторону войны: грязь, разрушения, человеческие потери, тяжесть принятых решений. Все персонажи, от высших чинов до рядовых солдат, предстают убедительными и многогранными. Зритель становится свидетелем стратегических переговоров Сталина и отчаянной борьбы танкистов, пытающихся выбраться из горящей машины. Складывается впечатление, что все происходящее в фильме представляет собой сложный, искусно сплетенный узор, где каждая деталь имеет свое значение.
Безусловно, в картине присутствуют и масштабные сражения. Если сравнивать их с вымышленными кинематографическими баталиями, они могут показаться менее эффектными, однако невероятно интересно наблюдать за техникой того времени и за мастерством ее использования. Все это поражает воображение и вызывает чувство глубокого уважения. Фильм использовал макеты военной техники, но они были выполнены настолько реалистично, что создают эффект присутствия.
Среди бесспорных достоинств картины хочется отметить воссозданную технику, тщательно подобранный актерский состав, безупречную точность дат и стремление к максимальной исторической достоверности. Однако, нельзя не отметить и некоторые недостатки: в стремлении к героизации истории были допущены излишне пафосные коррективы. Тем не менее, фильм "Освобождение" рекомендуется к просмотру всем, кто искренне интересуется историей своей Родины.
Оценка: 8 из 10.
До появления на экранах монументального киноэпоса «Освобождение», военная тематика в кинематографе отечественного производства была представлена лишь картиной «Падение Берлина». Однако и эта работа не получила продолжительного экранного воплощения, демонстрировавшись лишь ограниченное время.
С появлением новаторской экранизации романа Льва Толстого «Война и мир», творческая группа пришла к дерзкому решению – возродить и переосмыслить сюжет «Падения Берлина», создав при этом его современную интерпретацию. Предполагалось, что обновлённая версия должна быть значительно расширена, обогащена новыми событиями и персонажами, предлагая зрителю более всеобъемлющее восприятие эпохи.
Неизбежные параллели между обеими кинолентами – обилие схожих сюжетных ходов, узнаваемые локации – служат несомненным указанием на то, что «Освобождение» является, по сути, ремейком. Попытка сопоставления фрагментов из обеих картин зачастую приводит к затруднениям в определении принадлежности конкретной сцены – сложно установить, к какой из кинолент она относится.
Наиболее заметным отличием «Освобождения» стало воцарение на экране образа Иосифа Сталина, чьё отсутствие было ощутимым в предыдущей картине. Многие ветераны, прошедшие через горнило войны, отмечали этот момент как особенно важный. Именно реалистичное изображение Сталина стало для них важным фактором, делающим ремейк значительно более ценным и убедительным.
В беседе с участниками тех трагических событий, я не мог не поинтересоваться, насколько точно кинематографисты передали действительность. Их ответ был единодушным: в подавляющем большинстве случаев – да. Однако, они справедливо указали на то, что на экране не представлена вся жестокость, вся кровавая грязь войны. Кроме того, на экране преобладали солдаты зрелого возраста, тогда как армия на передовой состояла преимущественно из юношей, едва достигших восемнадцатилетия.
В остальном, воспроизведение исторических событий оказалось поразительно точным. Именно эта правдивость и вызывает глубокий эмоциональный отклик, пронизывая дрожью, заставляя невольно опускать голову. В современном кинематографе таких глубоких и честных полотен, к сожалению, крайне мало.
Как ни печально, ощутить всю полноту и достоверность картины было возможно лишь до 1971 года. Позднее, многие сцены были необъяснимо урезаны, а некоторые эпизоды переработаны. Причем, обрезка часто была совершена без должного понимания художественной ценности, что особенно заметно в предпоследней части монументального фильма. Найти полную, нетронутую версию картины сегодня – задача не из легких. То, что предлагается на дисках и демонстрируется по телевидению, зачастую представляет собой фрагментированный и урезанный вариант.
Современный кинематограф уже не способен создать подобные картины. Причина проста: ушли из жизни люди, которые непосредственно принимали участие в военных действиях, а их опыт и консультации играли первостепенную роль в достоверности и реалистичности подобных фильмов. Без них, воспроизвести подлинность эпохи практически невозможно – риск искажения исторической правды становится неприемлемым.
Попытка запечатлеть на кинопленке события столь масштабные и трагичные, как Великая Отечественная война, обречена на постоянное повторение. Историография и кинематограф уже насытились произведениями, посвященными этому периоду, однако стремление к осмыслению и переосмыслению прошлого остается неиссякаемым. И все же, киноэпопея "Освобождение", созданная гением Михаила Озерова, занимает особое место в ряду военных картин, отличаясь поразительной достоверностью и глубиной погружения в реальность.
Отличительной чертой фильма является не только воссоздание колоритной атмосферы эпохи, но и мастерское сочетание исторической точности и художественного вымысла. Сценарий, пронизанный духом времени, в тандеме с виртуозной операторской работой, позволяет зрителю ощутить всю тяжесть и драматизм происходящих событий. Поражает масштаб и реалистичность воссозданных сражений, словно кинопленка переносит нас в самое пекло битвы.
Нельзя умолчать и о выдающихся актерских работах. Каждый исполнитель воплотил своего персонажа с глубоким пониманием и неподдельной эмоциональностью. Михаилу Ульянову, чей облик не вполне соответствует образу маршала Жукова, удалось создать убедительный и запоминающийся портрет военачальника, благодаря своему непревзойденному актерскому таланту, неиссякаемой энергии и несомненной харизме. Именно эти качества позволяют зрителю поверить в то, что перед ним не просто актер, а воплощение легендарного вождя.
"Освобождение" – это не просто зрелищный фильм, это возможность углубить свои знания об истории Родины. Несмотря на художественную трактовку, картина содержит огромное количество фактических данных о военных операциях и событиях, предлагая зрителям не просто развлечение, но и ценный урок о мужестве, стойкости и подвиге народа. Этот фильм – настоящая сокровищница, которую стоит открыть каждому, кто стремится лучше понять прошлое своей страны и почтить память героев.
Рекомендуем к просмотру