Описание
Рецензии

Сериал Отцы и дети (1983)

Актеры:
Владимир Богин, Владимир Самойлов, Владимир Конкин, Алексей Кузнецов, Борис Химичев, Светлана Рябова, Валерий Шальных, Татьяна Догилева, Эдуард Изотов, Валентин Печников
Режисер:
Вячеслав Никифоров
Жанр:
драмы, исторические, отечественные
Страна:
СССР
Вышел:
1983
Добавлено:
сериал полностью из 4 (14.06.2017)
Рейтинг:
7.73
7.40
Предлагаем вашему вниманию новую интерпретацию бессмертного полотна Ивана Сергеевича Тургенева – экранизацию, несомненно достойную внимания. Этот, поистине, выдающийся труд своего времени, продолжает будоражить умы и сердца, сохраняя удивительную притягательность и актуальность сквозь призму десятилетий. Уважаемые зрители и ценители отечественного кинематографического искусства, приглашаем вас окунуться в мир провинциальной России, воссозданный на экране советскими мастерами 1983 года. Эта постановка предпримет смелую попытку воссоздать атмосферу и нюансы знаменитого романа, передавая его глубинный смысл. В эпицентре повествования – родовое поместье Кирсановых, где царит ожидание возвращения законного наследника, Аркадия, покинувшего стены университета. Парень возвращается домой, но не в одиночестве, сопровождая его молодой человек, чье появление несет с собой искру перемен и зарождение неразрешимых противоречий. Евгений Васильевич Базаров – фигура, безусловно, колоритная и вызывающая споры. Обладая рефлексирующим умом и радикально отличным мировоззрением, он смело провозглашает себя нигилистом, отрицая общепринятые нормы и авторитеты. Эта его позиция, неизбежно, приводит к немедленному столкновению с консервативными взглядами отца Аркадия, создавая атмосферу напряженности и взаимного непонимания. Складываются интригующие перипетии, когда Аркадий знакомит Базарова с очаровательной Лизой Одинцовой, с которой у них сложились трогательные, почти братские отношения. Однако, юный нигилист, не упуская возможности, проявляет интерес к юной особе, проявляя явное пренебрежение к чувствам своего друга. Это событие служит катализатором, порождая глубокий разрыв, обостряющий конфликт между представителями двух поколений, между приверженцем традиций и человеком, ощущающим себя уже не просто юношей, а зрелой, сформировавшейся личностью, готовой к бунту против устоявшихся догм.
Погрузившись в мир литературы ещё в школьные годы, я хорошо знакома с бессмертным романом Ивана Тургенева "Отцы и дети". Однако, признаюсь, экранизации этого произведения не всегда привлекали моё внимание. Но совершенно случайная встреча с этой адаптацией пробудила во мне искренний интерес, и я не смогла упустить возможность оценить, что современные кинематографисты предложили своим зрителям. Эта сложная задача довелась мастеру своего дела – Вячеславу Никифорову, режиссеру, подарившему миру целую плеяду значимых картин, и самому принявшему участие в проекте в качестве актера. Его “Государственная граница”, “На безымянной высоте”, “Катино счастье” – лишь малая часть его богатого творческого наследия, каждая работа отмечена уникальной художественной индивидуальностью. Но тяга к этой конкретной экранизации была обусловлена не желанием увидеть очередную работу известного мастера, и уж тем более, не стремлением заполнить время. Меня действительно волновал вопрос: как будет воплощен на экране знакомое с детства произведение? Ведь, несмотря на то, что я перечитывала роман в юности, его глубина и многогранность мне тогда не были полностью постижены. Лишь спустя годы, с приобретением жизненного опыта, я вновь обратилась к книге и осознала, насколько она рассчитана на более зрелого читателя. Детскому восприятию, на мой взгляд, сложно уловить всю палитру чувств и переживаний, заложенных в "Войне и мире" или подобным ей знаковым произведениям. Для того, чтобы по-настоящему прочувствовать их глубину и изысканность, необходим определенный жизненный багаж и способность к сопереживанию. И вот, я решилась на просмотр экранизации. Конечно, существовал риск разочарования, ведь не каждая адаптация способна достичь уровня первоисточника, запечатлеть в полной мере всю гамму эмоций, столь тщательно изложенных автором. Неужели актеры смогут передать сложный внутренний мир персонажей, нюансы их характеров? К сожалению, часто в отечественном кинематографе сталкиваешься с упрощением, с порой неумелой интерпретацией, что и порождает опасения. Не секрет, что современные российские актеры не всегда способны в полной мере воплотить на экране тонкость и сложность литературных образов. И все же, я рискнула. Едва начав просмотр, я была приятно удивлена. Сразу стало ясно, что экранизация "Отцов и детей" обещает быть весьма интересной, особенно учитывая год ее создания – 1983. Это само по себе свидетельствует о высоком качестве съемки, звука и, что немаловажно, о духе эпохи, умело перенесенном на экран. Воспоминания о детстве, связанные с кассетами, и эти моменты мгновенно возникли в моей памяти. Однако, главным сюрпризом стали нюансы, которые я заметила в течение просмотра, и которые захотелось бы подробно осветить в этой рецензии. При написании отзыва я всегда стремлюсь к полноте, чтобы передать всю палитру пережитых эмоций, ведь это имеет для меня огромное значение. Прежде всего, стоит отметить, что экранизация удивительно близка к оригиналу. Роман Тургенева словно стал детальным сценарием для создания этого фильма, все продумано и реализовано с поразительной точностью. В какой-то момент мне казалось, что я вновь перечитываю знакомую книгу. Неизбежно были добавлены некоторые сцены и реплики, но они нисколько не испортили общего впечатления, а, наоборот, обогатили его. Главным же вопросом оставалось: насколько актеры смогли передать дух персонажей? И я должна констатировать, что авторам удалось превзойти все ожидания. Я пересмотрела множество экранизаций, но редко встречала настолько успешную адаптацию. Сочувствие, любовь, разочарование – все это я ощущала на себе, словно переживала все события вместе с героями. Особенно интересным оказался образ Базарова. В отличие от того восприятия, которое сложилось у меня при первом прочтении, в этой экранизации он предстает перед нами в совершенно новом свете. В книге он казался мне человеком, стремящимся к ажиотажу, любящим привлекать к себе внимание. В фильме же он предстает гораздо более сложной и противоречивой личностью, от которой можно ожидать чего угодно. Его мировоззрение, его взгляды на жизнь будоражили мое воображение и вызывали неподдельный интерес. Несмотря на то, что и в книге этот персонаж меня привлекал своей неординарностью, в фильме он предстает более глубоким и многогранным. И тем не менее, я обратила внимание на то, что многие зрители, оставляя отзывы, считают Базарова слишком проблемным и незрелым. С этим я категорически не согласна. Именно этот фильм позволил мне увидеть в нем нечто большее, чем просто бунтаря. Он раскрылся как личность, по-своему ищущая ответы на вечные вопросы. В книге же он предстает как человек, отрицающий все и вся. Авторы же сумели по-новому взглянуть на этот образ, увидеть в нем не только бунтарский дух, но и стремление к истине. Остальные персонажи также получили достойное воплощение, и наблюдать за их судьбами было невероятно интересно. Безусловно, наиболее важным оказался образ Базарова, поскольку именно он изменил мое отношение ко всем экранизациям в целом. Я поняла, что не стоит судить о фильме, основываясь на книге, ведь иногда адаптация может превзойти оригинал. Поэтому я призываю вас не торопиться с выводами, основываясь на первом впечатлении, а лучше всего дать экранизации шанс проявить себя. Всего лишь несколько минут просмотра могут развеять все предубеждения. И "Отцы и дети" не стали исключением. В фильме присутствует не только захватывающий сюжет, но и великолепная музыкальная подборка, которая создает неповторимую атмосферу и позволяет глубже погрузиться в мир героев. Для меня "Отцы и дети" стали настоящим открытием, и я с удовольствием рекомендую этот фильм всем своим друзьям, особенно тем, кто когда-то читал роман Тургенева.