Описание
Рецензии

Сериал Паршивые овцы

Актеры:
Кирилл Рубцов, Виктор Соловьёв, Михаил Тарабукин, Андрей Фролов (II), Алексей Лонгин, Мухтар Гусенгаджиев, Алексей Дмитриев (II), Виталий Кищенко, Владимир Толоконников, Лара Эрдман, Петер Каден, Людвиг Олав Кирт, Ольвер Рогге, Ориф Шет, Анатолий Зиновенко
Режисер:
Сергей Чекалов
Жанр:
боевики, драмы, исторические, отечественные
Страна:
Россия, Украина
Вышел:
2010
Добавлено:
сериал полностью из 4 (02.04.2018)
Рейтинг:
6.37
Погружаясь в сумрачные хроники Великой Отечественной, мы становимся свидетелями драматической истории, разворачивающейся в бурные и неспокойные времена. В центре повествования - группа узников, осмелившихся на дерзкий побег из заточения. Их надежда – найти убежище в уединенной деревушке, укрытой от глаз преследователей, где, как они полагают, их не будут искать. Однако, хрупкая иллюзия безопасности рушится, когда выясняется, что неподалеку от живописного, словно застывшего во времени, поселения, расположился немецкий отряд, занимающийся проведением деликатной и секретной операции. Внезапно, беглые преступники оказываются перед лицом нежданной дилеммы: они, некогда покинувшие праведный путь, вынуждены встать на защиту Отечества, на пороге трагедии, грозящей поглотить все вокруг. Война – это нескончаемый каскад горестей, неисчислимые потери, безутешное страдание. Однако, даже в самых мрачных обстоятельствах, в жерновах войны, происходит невероятное преображение. Трагедия способна пробудить в человеке невиданные доселе силы, исцелить душевные раны и заставить переосмыслить ценности. Да, эти люди были негодяями, их прошлое омрачено поспешными поступками и дурными решениями. Но теперь, подспудно, просыпается забытая доселе гордость и патриотизм, превращая их в неожиданных, отважных героев, готовых пожертвовать самым ценным, что у них есть – своей жизнью – ради освобождения других, ради будущего, которое они, возможно, не увидят. И эта жертва, облеченная в ореол благородства, станет вечным символом искупления и истинного героизма.
## Размышления о "Паршивых овцах": Между Справедливостью и Отчаянием Изначально, мое погружение в мир кинематографа обходилось без предварительного суждения – я, словно неискушенный зритель, жаждал непосредственного контакта с произведением, полагаясь лишь на интригу трейлера и краткого описания. Однако, ознакомление с критикой нередко повергало в сумнение перспективу, омрачая предвкушение. Со временем, я усвоил, что оценка, исходящая из чьей-либо субъективной призмы, не есть истина, и теперь, при столкновении с новым фильмом, меня терзает искренний вопрос: что я сам открою для себя? "Паршивые овцы" – это история, требующая не простого созерцания, но и активного участия сознания. Признаюсь, это не безупречная работа, временами она грешит ляпами и упрощениями, особенно в изображении военной эпохи, руководства и даже вражеских сил. Однако, именно эти недочеты не мешают, а, напротив, стимулируют к размышлениям, позволяя сформировать собственное, ни на что не похожее понимание происходящего. Нельзя не отметить, что фильм заставляет искать подтекст, проникать в суть, додумывать то, что не сказано напрямую. Один из наиболее волнующих вопросов, возникших у меня при просмотре, касался действия некой высокопоставленной фигуры в НКВД, воздержавшейся от информирования Сталина о критически важных данных. Полагаю, что именно в этом молчании и заключается функция настоящей власти – в способности сдерживать поток информации, фильтровать разведданные, принимать решения, выходящие за рамки открытых протоколов. Особенно это важно, учитывая характер Сталина, склонного к поспешным и жестоким решениям, и необходимость постоянной проверки данных даже внутри собственного аппарата. Идея, что заключенных представили как героев, вызвала неоднозначную реакцию. Легко было бы упрекнуть создателей в аморальности, однако я увидел в этом нечто большее – попытку создать по-настоящему захватывающий и неоднозначный сюжет. Уж конечно, они совершили злодеяния, поплатившись за это лишением свободы, но разве для убедительности следовало бы добавлять в картину извращенных маньяков, совершающих самые жестокие преступления? Неужели необходимо демонизировать персонажей до такой степени, чтобы зритель получил максимальное удовлетворение от созерцания насилия? Считаю, что это было бы бесчестно и лишило бы историю какой-либо глубины. Война – это проверка на прочность, как для страны, так и для человека. Она обнажает самые сокровенные мотивы, заставляет переосмыслить ценности и принять сложные, порой невыносимые решения. Заключенные оказались в ситуации, требующей максимальной самоотверженности, и попытки склонить их на путь жертвы не вызвали массовой эйфории. И все же, они оказались не в силах игнорировать окружающую действительность, не пытаясь найти выход из сложившейся ситуации. Насколько ценен человек, причинивший вред обществу? Готово ли общество принять покаявшегося грешника, совершившего доброе дело? Можно ли дать второй шанс? Эти вопросы будоражат умы, и ответы на них не всегда очевидны. Я не оправдываю преступников, не говорю о прощении, речь идет о чем-то другом – о внутреннем мире, о способности к переменам. Сцена, в которой майор НКВД выстрелил в заключенного за проявление неуважения, вызывает бурю эмоций. Жестоко? Безусловно. Правильно? Спорно. По закону – возможно. Но что более важно: соблюдение формальностей или защита моральных принципов? В условиях войны, когда жизнь висит на волоске, а предательство может стоить всего, приходится принимать решения, которые противоречат общепринятым нормам. Легко осудить майора, но попытайтесь представить себя на его месте. Нельзя назвать сценарий "Паршивых овец" безупречным, но он достаточно сложен и многогранен, чтобы заставить задуматься. Особенно интересна отсылка к Евангелию от Иоанна, заключенная в эпиграфе фильма: «Есть у меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит мне привести, и они услышат голос мой, и будет Одно стадо и один Пастырь». Эта фраза заставляет переосмыслить понятие "овца", выходя за рамки привычных представлений. Идеи о героизме, о человеческой сущности – это сферы, в которых границы часто размываются. Как сказал Козьма Прутков, "Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы; но потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий". Истинная справедливость, как правило, находится за пределами общепринятых норм. В конечном итоге, "Паршивые овцы" – это сериал для тех, кто не боится думать, кто способен увидеть мир с разных точек зрения. Да, он сыроват, но он, безусловно, лучше многих шаблонных российских картин, где все сводится к бессмысленной стрельбе и клишированным сюжетным ходам. Название сериала точно отражает его суть: возможно, не все "овцы" предназначены на мясо, но они вполне могут пригодиться для получения шерсти. Вопросы морали, долга, вины – вот что действительно волнует зрителя, погруженного в мир "Паршивых овец". Когда на войне можно стрелять? За что? Эти вопросы преследуют, заставляя переосмыслить собственные ценности и представления о справедливости.
## Эхо безмолвных лет: о фильме "Паршивые овцы" Военные хроники всегда отзываются в душе тягостной скорбью, рождают ощущение невыносимого напряжения. Горестно осознавать, что неумолимо тают те немногие свидетели страшной эпопеи, способные без прикрас возвестить правду о годах войны. Тревожно предвидеть, как с течением веков, неумолимая поступь времени способна исказить, перекроить события прошлого, стереть из памяти уроки, извлеченные ценой неимоверных жертв. Уже сегодня мы наблюдаем первые ростки этого опасного процесса – переписывание истории, её подгонка под текущие политические нужды. Просмотр фильма "Паршивые овцы" оставил в моей душе болезненный осадок, словно отравленное прикосновение к забытой ране. Судя по названию, зрителя не ждет идиллия, и это действительно так. Фильм погружает нас в безжалостно трагическое и гнетущее время – 1941 год, когда нацистская машина войны стремительно надвигалась на советскую землю. Войско отступает, фронт сползает всё дальше, оставляя за собой разрушенные села, опаленные земли. Уничтожение всего, что может достаться врагу, становится жестоким ритуалом отступления, заменяющим победу. На войне смешалось всё: горе и надежда, смерть и любовь, жизнь и отчаяние – сплелись в неразрывный узел. Среди этой какофонии страдания и героизма возникают и такие фигуры, чьи поступки запятнаны грехом, и те, кто, казалось бы, не заслуживает звания героя. Фильм строится вокруг истории "паршивых овец" – столь постыдных, на первый взгляд, членов общества, как обычные люди, но идящие по совершенно иному пути. Это хроники жизни заключенных, тех, кого общепринятые законы отдали на произвол судьбы. И в наши дни, и в те страшные годы, невинные люди оказывались за решеткой, терпя несправедливость и жестокость системы. События фильма разворачиваются в 1941 году, когда под командованием майора Рычагина формируется лагерь преступников. Неизбежность отступления заставляет его выполнить мрачное задание – взорвать склад с боеприпасами, предотвратив попадание его в руки врага. Приказом в бой отправляется отряд солдат и группа заключенных, которым поручено не только выполнить взрыв, но и спрятать оружие, тщательно зафиксировав местоположение тайника на карте. Их судьба предопределена: после выполнения задания они должны быть уничтожены как ненужные свидетели. Этот момент обнажает безжалостность системы, её готовность принести в жертву человеческими жизнями ради достижения целей. Трагизм ситуации усугубляется авиацией, которая обрушивается на колонну солдат и зеков, истязая их огнём и взрывами. Оставшиеся в живых заключенные, движимые инстинктом самосохранения, устремляются в деревню, где живет одна из них, чья тетя ждет ее с распростертыми объятиями. Чтобы избежать подозрений, они крадут форму убитых солдат, представляясь защитниками Родины. В деревне царит покой, нарушенный отъездом мужчин на фронт. Женщины, дети и старики, измученные одиночеством и страхом, принимают "освободителей" с облегчением и надеждой, не подозревая об их истинной сущности. Вскоре в деревню надвигается опасность – группа немецких диверсантов готовится к карательной операции. Зеки, движимые эгоистическим инстинктом, готовы бросить жителей деревни на произвол судьбы и бежать. Но среди них есть и те, кто осознает необходимость остаться и защитить невинных людей, чьи судьбы переплелись с их собственной. Воспоминания о прошлом, осознание постыдности своей жизни, заставляют их переосмыслить свою роль в этом мире. Даже самый бескомпромиссный авторитет, вор в законе по кличке Батя, готов встретить смерть лицом к лицу с врагом, чтобы защитить женщин, детей и стариков. Это поразительный момент – видеть, как вчерашние отбросы общества, не ценящие ничего, вдруг преображаются, проявляя самоотверженность и сострадание перед лицом страшной угрозы. В период, когда они жили на хуторе, зеки постигли истинный смысл существования, ради чего стоит оставаться. Муса и Палач обретают свое предназначение, обретают любовь и обретают смысл. Им становится понятно, ради чего нужно жить, воевать и меняться в лучшую сторону. Это удивительно реалистично и эмоционально. Приятно осознавать, что даже в современном кинопроизводстве можно встретить работы, способные вызвать такие сильные чувства. Отсутствие головокружительных спецэффектов, отсутствие типичных супергероев лишь подчеркивают глубину и подлинность драматического повествования. На экране разворачиваются судьбы вчерашних преступников, воров и убийц, а сегодня – настоящих героев, готовых отдать свои жизни за Родину, которая их пренесла, поступила по отношению к ним нечеловечески. Невозможно остаться равнодушным к встрече в финале фильма Рычагина и Пикассо, как представителей разных полюсов, стоящих на противоположных сторонах баррикад. В свое время Рычагин не придавал особого значения тому, что дело Пикассо не так просто, как может показаться. Ибо Пикассо – человек принципиальный, готовый до последнего вздоха защищать свою страну с первых дней войны, но оказывается, что страна не нуждалась в его услугах. В эпоху всевластия Сталина многие талантливые и достойные люди оказались ненужными, что привело к тому, что многие герои оказались не там, где им следовало. Во время жестоких репрессий тысячи людей оказались в тюрьмах или были расстреляны без суда и следствия, и перед смертью подвергались издевательствам в казематах великой страны. В финале фильма происходит переоценка ценностей у Рычагина, который больше не видит в зеках "паршивых овец". Он сам убеждается в их героизме, в их способности сражаться за Родину, уничтожая вражеских диверсантов и солдат, не щадя себя. Они до конца защищали женщин, детей и стариков, прячущихся за их спинами. Они – родные, близкие по духу, они их семья, и это пробуждает в их душах «зверей» к истинной жизни. Фильм – настоящее чудо, и смотреть его обязательно, чтобы помнить, что не все так просто, как кажется на первый взгляд. Нам стоит напрячь свои мозги и задуматься об этом! Как часто мы судим по внешности, а провожаем по уму! И здесь все то же самое - мы отворачиваем нос от людей, кажущихся нам мусором, гнилью, разложением, а на самом деле там скрыта великая душа, полная нерастраченной любви к людям. Нам стоит чаще смотреть на души людей, помнить о великом даре – человеческом существовании, а не распыляться на внешнюю, зачастую обманчивую оболочку.
Тема Великой Отечественной войны, несомненно, остается животрепещущей в нашем кинематографе, сохраняя свою актуальность. Однако наступает момент, когда этот пламенный отголосок угаснет, когда страсти утихнут, а война станет лишь страницей в учебниках истории, подобно Гражданской. Время неумолимо, и воспоминания, как речные воды, постепенно замутняются, унося с собой прямые свидетельства и аутентичные голоса тех, кто был на передовой. Вторая мировая война, в целом, не избежит этой участи. Пока что же, творцы кинематографа продолжают обращаться к этой трагической эпохе, кто стремится к безупречной исторической достоверности, опираясь на реальные события и факты, а кто-то, напротив, дарует волю своей фантазии. Мини-сериал "Паршивые овцы" – это, по сути, художественный вымысел, возможно лишь отдаленно напоминающий те дни, или же не отражающий их вовсе. Поэтому к нему стоит относиться исключительно как к произведению художественного ряда. Рейтинги у картины скромные, публика не приняла проект с особым восторгом. Я не стану утверждать, что это вершина военного кинематографа, однако вполне достойный материал для просмотра. Не вызвал он во мне бурю эмоций, как, например, "Сволочи", которые я пересматривала многократно, не в силах сдержать слезы. Но и "Паршивые овцы" коснулись меня, задели, как говорится, за живое. Сюжет повествует о семи заключенных, совершивших дерзкий побег из исправительного учреждения. Стремясь скрыться от преследования, они укрылись в глухой, заброшенной деревушке, словно забытой богом. Однако, их надежды на безмятежность рушатся с появлением немецкого диверсионного отряда… Назвать этих уголовников героями было бы преувеличением. В картине встречаются несостыковки и неточности, однако, если воспринимать ее как вымышленный художественный замысел, с некоторой натяжкой, можно допустить ее логику. Герои оказываются перед сложным выбором – чью сторону занять. Жизнь редко бывает однозначной. Порой невинные несут наказание, а те, кто казался неспособным на жестокость, совершают ужасные поступки. Создатели мини-сериала, очевидно, стремились напомнить зрителю о колоссальной силе обстоятельств, способной кардинально изменить человека, его судьбу, заставить его на немыслимые поступки. Жизненные невзгоды преображают человеческую сущность. Благородный может оказаться предателем, обреченный на гибель вдруг проявляет мужество и совершает подвиг, и подобное, кстати, демонстрируется в картине "Паршивые овцы". Нам показаны люди, отбросы общества, которых не нужны нигде, однако именно из них вдруг рождаются герои. Схема проста: Родина их предает, но они не могут ответить ей тем же, встают на защиту ее границ. Война служит фоном, на котором разворачиваются судьбы людей, их кардинальные перемены. Каждый герой имеет свою историю, полную горечи и переживаний, которая предстоит зрителю раскрыть. Познать их чувства, понять терзания, охватывающие эти души. В конечном счете, кто же они, эти люди? Обычные люди, не стремившиеся к славе, не размышлявшие о том, какие поступки совершают, совершая нечто необыкновенное. Кто-то из них действовал под гнетом страха, считая себя трусом, однако его действия оказались героическими, подвига достойными! Картинка на экране – это глухая провинция, и, как человек повидавший немало уголков нашей страны, скажу, что декорации создавать не обязательно. До сих пор существуют такие заброшенные деревни, такие хутора, где время, кажется, остановилось, сохранив облик тех лет. Не стоит заострять внимание на недостатках картины, ведь кто-то может не согласиться с моей оценкой. Однако, они есть. Некоторые события кажутся нелогичными, бессмысленными, наивными. Но я постараюсь быть снисходительной. Мне кажется, создатели мини-сериала стремились скопировать голливудские тенденции, что, на мой взгляд, было ошибкой. Наш зритель жаждет не показной батальной сцены, а истории, проникающей в самое сердце. Война показана с непривычной стороны: не солдаты, идущие на фронт, осознающие свою миссию, а люди, не стремящиеся к защите Родины, обремененные обидами, вынужденные вступить в борьбу с захватчиками. Они пели песни, плели интриги, думали о наживе, жили жизнью зеков, далёкой от подвигов. Актерская игра, на мой взгляд, хороша. Чувствуется некоторая недоработка в сценарии и режиссуре. События развиваются достаточно динамично, временами не затянуто. Мы смотрели мини-сериал "Паршивые овцы" один раз, желание пересматривать не возникло, хотя, возможно, в будущем я к нему вернусь. Это не шедевр отечественного кино о войне, но вполне смотрибельный проект.
При первом же знакомстве с отзывами о фильме, ощущается глубинное стремление у зрителей к немедленному, безоглядным пониманию его замысла. Зачастую, кажется, что нет желания углубиться в многослойность повествования, покопаться в неявных смыслах, поскольку недостаток знаний о трагических реалиях Второй Мировой Войны затрудняет адекватное осмысление происходящего на экране. Не каждая литературная работа поддается легкому прочтению, нередко требуется кропотливый анализ и разбор слоев, не каждая фотография повествует лишь о запечатленных лицах. Смело ли утверждать, что кинематографическое произведение, повествующее об одном из этапов столь масштабного конфликта, способно донести до зрителя всю глубину трагедии, не требуя от него предварительной, фундаментальной исторической эрудиции? Это задача, граничащая с невозможным. Предполагаю, что корень проблемы кроется в амбициозной концепции авторов: они попытались обнажить сущностные черты человеческой природы, используя образы преступников, а через пример лидеров, чьи действия кажутся жестокими, но при этом воспринимаются обществом как проявления безупречной репутации, – показать, что они действуют не как личность, а как бездушная, всепоглощающая система. Здесь переплетаются бесчисленные нюансы. Однако, поскольку сюжет сосредоточен на судьбах заключенных, решившихся на рискованную попытку спасти деревенскую общину, акцент смещается на моральный выбор: на чью сторону они встанут, кем они являются на самом деле? Если рассматривать происходящее исключительно как последовательность событий, то повествование превращается в банальную, невыразительную хронологию. Заключенные, стремясь избежать неминуемой гибели, бегут, чтобы выжить, а затем, для защиты себя, спасают деревенскую общину. Такое трактовка представляется сугубо поверхностной и несоответствующей сути. Война – это не просто череда перестрелок; это трагедия, определяющая судьбы целых народов. Важнейшим аспектом является понимание психологических мотивов, побуждающих людей на определенные действия, что для них значат такие абстрактные понятия, как "личная свобода", "своя территория", "Родина". Внутренний мир преступников, живущих по своим криминальным понятиям, кардинально отличался от мира, где диктуются законы войны, где существуют свои, зачастую жестокие, правила: «Выбирай сторону», «Если не ты – враг, то он твой», "Предательство Родины ведет к погибели". Бесчисленное количество преступников, равнодушных к происходящим за пределами их мира событиям, заботились лишь о собственном выживании. Лишь один политический заключенный, художник, замялся, когда ему и другим заключенным предложили уничтожить склад боеприпасов, чтобы они не попали в руки врага. В тот момент у него открылась прекрасная возможность послужить Отечеству. Возможно ли считать преступников героями? Существует ли слово, способное отразить поведение людей, оторванных от общества, оказавшихся на обочине жизни, но совершающих акты добра? Достойны ли они признания и похвалы? Этот вопрос заслуживает глубокого осмысления. Фильм порождает множество серьезных вопросов. В качестве иллюстрации вспоминаю историю моей бабушки. Во время войны её сестру убил советский солдат, принимая за немецкого. Он, вероятно, не имел возможности удостовериться в её национальности. Как относиться к такому случаю? Бабушке удалось избежать трагедии, но тот факт, что жизнь человека оборвалась, – не может быть забыт. Война – это нечто отвратительное и грязное. Современные авторы, стремясь создать эффектный и захватывающий кинематографический продукт, зачастую искажают правду, и сложно судить о моральной допустимости подобных решений. Никогда кино не передаст ледяной мороз почвы, невыносимую боль, голод, внутренние страхи и размышления, звук немецкого самолета, изматывающую усталость, субординацию и умение собраться в нужный момент… Все это настолько чуждо обычному миру. Как объяснить глухому звук, а гражданскому – ужасы войны? Поэтому, как относиться к тем, кто, преодолевая страх, и порой ради спасения собственной жизни, рисковал ради спасения других? Насколько это может быть ужасным? Что бы вы сделали на их месте? Были бы вы способны стать героями, безупречными во всем? Сегодня даже пожилым людям и беременным не уступают места… Разве это не преступление? Если бы мы стремились создать идеальное общество, то каждый гражданин был бы далек от идеала и не заслуживал бы похвалы. В моем понимании, любой благородный поступок заслуживает уважения. Многие отдавали свои жизни за Родину, но это не означает, что вклад преступников в общественную жизнь незначителен. Конечно, величайшие подвиги совершали храбрые воины, пролившие кровь на поле брани. Но это не оправдывает принижение ценности каждого человеческого существования. Каждая капля пролитой крови имеет колоссальную значимость. Жизнь представляет собой совокупность возможностей, тактик и стратегий. Когда у заключенных появилась возможность спасти деревенскую общину, они воспользовались ею. Фильм заслуживает внимания. Те, кто интерпретирует произошедшее как возвышение заключенных до уровня героев, пусть так и считают. Категоричность часто бывает полезна, ведь нельзя быть лишь немного врагом или чуть-чуть убийцей, немного патриотом. Так кто они такие, герои или нет? Вернемся к чтению эпиграфа перед просмотром. Они не являются ни тем, ни другим. Они – паршивые овцы.
При взгляде на этот проект, невольно возникает вопрос: какую именно задумку стремились воплотить создатели? Картина оставляет ощущение некой попытки имитации западного, динамичного боевика, но, увы, довести до совершенства столь амбициозной цели отечественным кинематографистам представляется задачей весьма непростой. Это приводит к ощущению отстраненности от происходящего на экране – в нем сложно уловить ту достоверность, которая всегда была сильной стороной российского киноискусства. Повествование развивается порой в настолько неправдоподобном русле, что зритель испытывает замешательство, наблюдая за разворачивающимся перед ним зрелищем. С трудом постижимо, как группа совершенно обычных заключенных смогла противостоять профессионально подготовленной и вооруженной немецкой диверсионной группе. Подобные действия кажутся априори нереалистичными, и вера в них с трудом возникает даже у самого благосклонного зрителя. Возникает недоумение, какого эффекта хотели добиться создатели этой работы. Некоторые поступки, приписываемые красноармейцам, абсолютно лишены всякого логического объяснения, что приводит к комичности и абсурдности происходящего. Как вообще можно было позволить себе разбить ночной лагерь в поле, не выставив даже элементарного дозора? Невероятная оплошность! Сопровождающие заключенных охранники демонстрируют необъяснимую беспечность, располагаясь рядом с ними, с оружием и штыками, словно демонстрируя готовность к самопожертвованию. И, конечно, трудно поверить в версию о том, что Сталину не доложили о грядущей войне и немецком вторжении. За подобное упущение была бы неминуема расправа, что ясно указывает на допущение творческой неточности. Возможно, вождь и не подозревал о коварных планах Германии, но утверждать, что ему об этом не сообщили, – это откровенная ложь. Создатели предпочли полагаться на собственные, поверхностные знания истории, не обращаясь к помощи специалистов, что, безусловно, сказалось на качестве работы. Вся эта картина кажется нарочито искусственной и лишенной какой-либо органичности. Военные действия изображены с грубейшими ошибками и неточностями, что делает просмотр крайне неприятным. Каждый солдат действует в изоляции, не понимая сути происходящего. В реальной армии подобное исключено, да и командование никогда бы не допустило подобной хаотичности. Довольно странно выглядит и то, что герои не смогли найти деревню, которая должна была быть обозначена на карте. Зачем изобретать велосипед? Достаточно было просто обратиться к местным жителям, которые без проблем указали бы верное направление. Сам же мотив, побуждающий заключенных доказать свою преданность Родине, предлагая им искупить вину кровью, когда враг на пороге, – вызывает полное недоумение. А то, что "отработать" за всех предлагают именно авторитетные, высокопоставленные заключенные, чье положение не располагает к подобным действиям, – это дополнительный аргумент в пользу поверхностности замысла. Повторюсь, доминировала идея самостоятельного осмысления истории без привлечения экспертов, что закономерно привело к фиаско. В целом, сериал не вызывает ощущения правдоподобности, а военные действия – крайне нелогичны и антиреалистичны. Это был период первых месяцев войны, времени суровых испытаний и жестокости для советского народа. И на этом акцентировать внимание не удалось. Вместо этого я бы порекомендовал посмотреть "Днепровский рубеж", где эти же события показаны с большей реалистичностью, правдоподобностью и захватывающим сюжетом. Время, потраченное на этот сериал, кажется, лучше посвятить другому занятию. Если же вы все же решились на просмотр, не ждите от него глубоких и жизненных откровений. Это всего лишь красивая, но вымышленная история о заключенных, далёкая от реальной жизни. Пересматривать её, вероятно, не станет никто. Выбор за вами, но я бы не стала советовать этот сериал к просмотру.