Описание
Рецензии

Сериал Пепел
Актеры:
Владимир Машков, Евгений Миронов, Елена Лядова, Сергей Гармаш, Чулпан Хаматова, Андрей Смоляков, Петр Мамонов, Владимир Гостюхин, Ирина Розанова, Сергей Чонишвили
Режисер:
Вадим Перельман
Жанр:
детективы, отечественные
Страна:
Россия
Вышел:
2013
Добавлено:
сериал полностью из 10
(18.10.2014)
Рейтинг:


Тёмные времена тридцатых годов обрушились на Советский Союз, словно неумолимая лавина, сметая под натиском идеологического террора жизни и судьбы. Любая, даже малейшая, демонстрация несогласия с режимом каралась беспощадно, стирая человека из истории, будто он и не существовал. Неисчислимые массы граждан стали жертвами безудержных гонений, пострадав от бесчеловечных репрессий. Выбраться из этого зловещего водоворота удавалось лишь единичкам, надежда на спасение являлась призрачной.
Игорь Петров, капитан Красной армии, ощущал неотвратимость надвигающейся участи. Осознание невозможности избежать гневного возмездия правительства заставляло его впадать в отчаяние. Однако, неожиданная, случайная встреча, подобно лучику света в кромешной тьме, зародила в его голове идею, казавшуюся отчаянной, но единственно возможной спасительной нитью.
Судьба, словно злой гений, свела Игоря с международно известным криминальным авторитетом, Сенькой Пеплом, личность которого окутана ореолом таинственности и легенд. В порыве отчаянного решения, Игорь, действуя на грани дозволенного, передает свои официальные документы в руки Пепла, в то же время, искусно скрываясь, присваивает себе часть воровского «общего фонда». Однако, как известно, судьба не терпит, когда с ней играют в прятки. Эти два человека, переплевшие свои нити судеб, рискуют оказаться втянутыми в череду тяжелейших испытаний и смертельных опасностей. Последствия столь дерзкого «обмена» неминуемо повлияют на жизни самых близких и дорогих им людей, посеяв хаос и отчаяние в их сердцах. Удастся ли Игорю вырваться из цепких объятий этого рокового круговорота, избежать неминуемого ареста и обрести долгожданную свободу? Или же он станет очередным невинным заложником беспощадной эпохи?
## Эхо Ушедшей Эпохи: Размышления о "Пепле" и Современном Кинематографе
Завершился показ сериала "Пепел" на канале "Россия 1", и это событие заставило меня вновь погрузиться в размышления о моих кинематографических пристрастиях. Я – страстный поклонник историй, способных заставить думать, чувствовать, сопереживать. Мне глубоко импонируют виртуозность "Доктора Хауса", масштабные полотна "Игры Престолов", бескомпромиссность "Во все тяжкие". Каждый из этих проектов – не просто развлечение, но и глубокое исследование человеческой природы, зачастую переданное через призму сложных моральных дилемм. В течение года я с жадностью поглощал новые истории, и вот, совсем недавно, досмотрел до конца "Пепел".
Но, как это часто бывает, внезапное соприкосновение с коллективным мнением, рожденным в бездне всемирной паутины, обрушилось на меня подобно цунами, оставив ощущение глубокого потрясения, сопоставимое с чувством, охватившим Японию 11 марта 11 года. Непрекращающийся поток критики, направленной на отечественный кинематограф, вызвал во мне замешательство и разочарование. Да, признаю, последние годы не стали триумфом российского кино. Наряду с попытками адаптировать зарубежные хиты, мы наблюдаем тенденцию к переусердствованию в ремейках, которые зачастую не дотягивают до уровня своих предшественников. Безусловно, стоит отметить склонность восточных соседей к имитации западных образцов, но, кажется, теперь наша киноиндустрия не только не отстает, но и превзошла их в этом не всегда похвальном искусстве. Нельзя не упомянуть "Доктора Тырса" - намеренная, хоть и ироничная, попытка ответить на феномен "Доктора Хауса".
Однако, эта тенденция, к сожалению, не является уникальным явлением. На экраны попадают проекты, зачастую основанные на принципах плагиата, где оригинальная идея уступает место упрощенным и предсказуемым сюжетам. Такие примеры, как "Ранетки", "Букины", "Папины дочки" и "Воронины", стали, по сути, безликими копиями западных комедий. Напрашивается вопрос: кто является целевой аудиторией этих проектов? Кто задает тренды, кто формирует запрос на определенный тип контента?
За последние два десятилетия мы неустанно заимствовали западные культурные модели, и не все из этих заимствований оказались полезными. Да, мы переняли некоторые успешные элементы, но чаще мы сталкиваемся с упрощенными, порой примитивными формами юмора, лишенными глубины и смысла. Вместо того чтобы черпать вдохновение в настоящих шедеврах, таких как "Пролетая над гнездом кукушки", мы продолжаем подражать поверхностным и предсказуемым образцам. Следует помнить, что любое заимствование – лишь каркас, основа, которую необходимо наполнить собственным содержанием, прочувствовать и переосмыслить.
Почему мы, позиционирующие себя как свободные, независимые и свободные от цензуры, не способны приблизиться к уровню, который демонстрируют зарубежные киностудии? Действительно ли в нашей киноиндустрии нет места режиссерам, способным создать нечто поистине оригинальное и глубокое? Я не согласен. Таланты не исчезают, они просто ждут своего часа, вызываемые потребностями времени, требованиями общества. Если цель – привлечь зрителя в кинозал на выходные, то талант не требуется, нужен лишь пиар.
И вот, появление "Пепла" на экранах стало своевременным напоминанием о том, что отечественный кинематограф способен на большее. Сериал стал своего рода вызовом для тех, кто не перестает возвеличивать голливудскую гениальность, одновременно умаляя достоинства российских творцов. Работа, безусловно, высочайшего уровня. Авторам удалось с потрясающей точностью воссоздать атмосферу той непростой эпохи, охватывающей довоенные, военные и послевоенные годы. Игра Миронова и Машкова, невероятно убедительна, а Елена Лядова демонстрирует исключительное мастерство перевоплощения. Трагическая история, в которой я не возлагал особых надежд на счастливый финал, обернулась неожиданной, пронзительной концовкой, выбивающей слезы. И не представить было, какой финал мог бы быть более удачным, такой жесткий и одновременно красивый.
Я ощущаю невероятную реалистичность происходящего на экране, созданного совместными усилиями Тимура Вайнштейна и Вадима Перельмана. В те темные времена, отмеченные репрессиями и чистками рядов, судьбы переплелись в непроглядной сети страха и отчаяния. Человек хватался за любую возможность выжить, и часто фальш и лицемерие спасали жизнь, а истинная натура вела на эшафот. И нет ничего предосудительного в решении Риты остаться с Сенькой Пеплом. Он - вор, но в нем есть честность, мужественность, лидерские качества и жизненный кодекс, не допускающий подлости и предательства. Рита нашла в нем надежную опору и защиту, хотя и любила другого.
Сложные обстоятельства и обстоятельства повлияли на решения и мотивы героев Машкова и Миронова. Можно понять красного командира, вынужденного пойти на обмен с НКВД ради спасения своей жизни, но не понять, почему офицер, призванный олицетворять благородство, честь и достоинство, так быстро скатился по наклонной. Как так вышло, что в нем изначально скрывался вор и мерзавец? Что бы случилось, если бы судьба не свела их в финале? Возможно, Пепел стал бы генералом, как и предсказывалось, а офицер закончил бы свои дни в бездне общества? В этом заключается основная мораль проекта: оставаться тем, кто ты есть.
Актерский состав подобран просто великолепно, даже на второстепенные роли приглашены мастера сцены, такие как Владимир Гостюхин, Сергей Чонишвили, Карина Андоленко и Петр Мамонов. Сериал вполне заслуживает звания "энциклопедии нравов", раскрывающей особенности жизни и быта того времени. Мы видим, как под влиянием жизненных обстоятельств меняется человек, либо показывает свою истинную сущность. Это не развлекательный фильм, это история, которую необходимо понять, пропустить через себя.
## Переосмысление "Пепла": Взгляд, выходящий за рамки общепринятого
Я, признаться, всегда испытывал отторжение к типичным мелодраматическим полотнам, что льются из-под пера бразильских и мексиканских кинематографистов. К счастью, обладаю собственным, как мне кажется, достаточно обоснованным мнением, не подверженным влиянию массовой истерии. Российский фильм "Пепел" вызвал у меня искренний интерес и, смею сказать, удовольствие. Что же стало настоящим потрясением – это случайные, фрагментарные отзывы зрителей, разбросанные по сети, в частности, на ресурсах вроде "Кинопоиска". Я не могу разделить с большинством из них точку зрения, и, вероятно, именно это несогласие побудило меня к этому высказыванию, к попытке осмыслить сериал и его восприятие.
Предполагаю, что многие из тех, кто ознакомился с картиной и высказал свое суждение, не сумели постичь глубину замысла авторов, не уловили нюансы актерской игры. Возможно, поспешность и неполное внимание рассеяли их сосредоточенность, лишив возможности увидеть целостную картину.
Начнем с очевидного: российская киноиндустрия добилась впечатляющих успехов в создании исторических фильмов, особенно посвященных Великой Отечественной Войне. Опыт накапливался годами, и это несомненно отразилось на мастерстве актеров, способных воплощать на экране образы эпохи. Не случайно такие актеры, как Миронов и Машков, часто приглашаются к участию в проектах подобного рода, их игра вызывает неподдельное восхищение. При этом, авторы "Пепла" сознательно отошли от традиционных клише, не сделали войну центральной темой повествования. Они отдали предпочтение истории человеческих судеб, фон которых – трагические события военного времени. Это не следует воспринимать как оскорбление памяти героев, как обесценивание их подвига. Для молодого поколения, не знавшего ужасов войны, сложно принять мысль о том, что война – это краеугольный камень любого фильма о той эпохе. Это поколение, выросшее в иных условиях, привыкло к пафосным, героическим изображениям, где офицеры – безупречны, а политруки – идейно сильны. Однако мы все прекрасно осознаем, что реальная жизнь не похожа на кинематографический сюжет, а настоящие герои далеки от идеализации. В силу своей сути, сложно передать в словах, почему война в этом фильме не является главным событием. Герой картины, Пепел, не может предоставить логическое обоснование своим действиям, и Рита не может понять мотивы, толкнувшие его на те или иные поступки. Его решения требуют простого принятия, как данность.
Я согласен с критиками, отмечающими наличие неточностей, "ляпов", особенно в эпизодах, связанных с войной. Однако, считаю это следствием того, что военное время отходит на второй план, позволяя акцентировать внимание на раскрытии характеров. В картине прослеживается высокая мораль, это очевидно, хотя и заключено в неприглядные оболочки.
Для наглядности сравним главных персонажей. Пепел – преступник, рецидивист, однако он руководствуется собственным кодексом чести. У него есть принципы, он не способен на подлость и предательство. Авторы неоднократно подчеркивают эти черты через повествование: его прямота после близости с Ритой, поведение на допросах. Сам факт того, что воровская тусовка доверила ему воровской «общак», говорит о многом.
И напротив, образ Петрова – капитана Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Воплощение стойкости, мужества и чести, как мы привыкли видеть в советском кинематографе. На деле же, он оказывается мелкодушен, труслив, лишен принципов. Он использовал войну для собственной выгоды. Его прошлое, возможно, скрыто, но, по моему мнению, достаточно мрачно. Невольно вспоминаются строки из песни группы ДДТ: "Актриса Весна после тяжкой болезни снова на сцене: Легким движеньем вспорхнув на подмостки оттаявших крыш, Читает балет о кошмарной любви и прекрасной измене, танцует стихи о коварстве героев и верности крыс."
И обмен документами и жизнями оказался лишь сменой масок, внутри остался прежний механизм. Воришка, но по сути честный человек, пользующийся уважением, так и остался таковым, добившись признания подчиненных. А фальшивый офицер так и остался подделкой, скрывающейся за новой жизнью.
То, что бывший преступник стал отличным офицером без академического образования, не вызывает у меня сомнений. Он прирожденный лидер, наделенный гибким интеллектом, феноменальной памятью, твердым характером и стратегическим складом ума. Все это – его врожденные качества, которые он лишь развивал. И что в этом плохого, что он овладел военным искусством не в училище, а в камере? Ведь у него были достойные учителя, а жизнь – лучший из них. Он способен вести людей за собой.
И, наконец, вопрос: почему они должны были встретиться? Они не стремились к этому, не прилагали усилий для реализации встречи. Война просто, как ненароком, бросила их в объятия необъятной Родины. И как будто в один стакан. Если бы этой встречи не случилось, каждый жил бы своей новой жизнью: один – стал бы маршалом, обладая необходимым потенциалом, другой – укрепил бы свои позиции в воровском мире, а Рита жила бы счастливо.
В таком ключе я и понимаю фильм "Пепел".
Мое почтение творчеству выдающихся артистов Миронова и Машкова настолько велико, что именно их участие стало решающим фактором при выборе этого сериала для просмотра. И, признаться, я несказанно рад, что не упустил эту возможность. Эти артисты – не просто исполнители ролей, это титаны актерского искусства, виртуозы, способные передать бурю чувств одним лишь движением брови.
Машков, как всегда, блестяще воплощает на экране мужественных, сильных характеров, пронизанных неукротимой энергией. Моя супруга, разделяя со мной просмотр, не единожды подмечала, что его появление в кадре вызывает у нее легкое головокружение. Он, безусловно, отдает этой роли все свои силы, выкладываясь на все сто процентов. Миронов – неподражаемый лицедей, признанный мастер трансформации, его персонаж в течение фильма проходит сложный путь, сменяя несколько личин, и это перевоплощение он демонстрирует с поразительной достоверностью. Чувства, которые переживает герой, проявляются не только в мимике, но и в ощущении внутреннего смятения, как будто все его существо бурлит под поверхностью.
Безусловно, нельзя утверждать, что успех сериала целиком и полностью зависит от актерского состава – нет, сценарий выдержан на высоком уровне. Хоть в середине повествования наблюдается небольшое снижение темпа, начало и завершение истории захватывают дух. Особенно впечатляет кульминация, где концентрация событий настолько высока, что не позволят оторваться от экрана, даже для моргания, сюжет настолько искусно сплетен. Ты сопереживаешь одному герою, а второго невольно жалеешь, а женская персонажная в принципе вызывает глубокий интерес. Сюжет не однозначен, хотя к неоднозначному финалу и направляется на протяжении всего повествования. И это прекрасно.
Отдельно хочется восхититься великолепным саундтреком, написанным группой «Бумбокс». Это не просто музыка – это настоящий взрыв эмоций, потрясение сознания! Я не могу оторваться от этих композиций уже второй месяц, фактически наслаждаюсь ими в чистом виде. Строка: «знает, как гореть дотла — только пепел» – застряла у меня в голове, она прочно отпечаталась в памяти. Истинный афоризм, бесспорно!
Если собрать воедино все вышеперечисленные аспекты – захватывающий, оригинальный сюжет, гениальная игра актеров, блестящий музыкальное сопровождение – то перед нами предстает поистине выдающийся сериал, который оставляет после просмотра продолжительное послевкусие, заставляя размышлять над увиденным еще на протяжении нескольких дней. Он оставляет глубокий след в душе.
Рекомендуем к просмотру