Описание
Рецензии

Сериал Первые радости

Актеры:
Юрий Демич, Николай Волков мл., Светлана Орлова, Ирина Печерникова, Ольга Машная, Евгений Лебедев, Анатолий Азо, Роман Громадский, Петр Шелохонов, Владимир Емельянов
Режисер:
Григорий Никулин
Жанр:
мелодрамы, драмы, отечественные, исторические
Страна:
СССР
Вышел:
1977
Добавлено:
сериал полностью из 7 (30.05.2013)
Рейтинг:
6.36
6.10
Картина, сотканная из волшебных образов и пронизанная духом эпохи, явилась кинематографическим воплощением романа Константина Федина, перенося зрителя в атмосферу провинциального волжского городка, застывшего на пороге грандиозных перемен. Действие разворачивается в предреволюственную эпоху, когда социальные противоречия грозили расколоть хрупкое мироздание. В центре повествования – молодой Кирилл Извеков, чья душа, подобно бушующему потоку, ищет свое предназначение, свое место в этом сложном и противоречивом мире. «Необыкновенное лето» – это не просто экранизация, а своеобразное продолжение уже полюбившейся публике ленты «Первые радости», расширяющее и углубляющее понимание судьбы героев. Фильм смело обращается к драматическим событиям 1919 года, к переломному моменту истории – к кровопролитной гражданской войне, оставившей неизгладимый след в сознании людей и навсегда изменившей облик страны. Здесь сталкиваются мечты и разочарования, надежда и отчаяние, искренность и лицемерие, создавая невероятно многогранную и психологически достоверную картину жизни. Вся эта эпоха, переплетение судеб и трагедий, оживает на экране, даруя зрителю незабываемые впечатления.
На рубеже эпох, в преддверии глобальных потрясений, когда уходящий век с трудом уступал место новому, фильм препарирует феномен карьерного взлета, развернувшегося на фоне исторического катаклизма. Действие начинается в тихом, провинциальном городке, где, под покровом обыденности, зреет подпольная организация, вдохновленная идеями марксизма. Молодой студент технического училища, пылкий и убежденный революционер, оказывается в самом сердце этого бушующего подполья. Однако, пламенная преданность высоким идеалам не препятствует его романтическим порывам – он безумно влюблен в дочь зажиточного купца Мешкова, и эта любовь, к счастью, взаимна. Судьба, однако, распоряжается иначе. Царская охранка настигает героя, отправляя его в суровые пепельные глубины каторги. Отцовский гнев, подпитанный классовой неприязнью и желанием сохранить репутацию семьи, толкает Мешкова на безжалостный шаг – он насильственно выдает свою дочь замуж за примитивного и бездушного торговца. Особую окраску в ткань повествования вносят фигуры драматурга Пастухова и актера Цветухина – интеллектуалов, купающихся в лучах провинциального поклонения. Цветухин предстает как расточительный и харизматичный повеса, а Пастухов – как тонкий ценитель человеческой души, сочувствующий бедным и обездоленным. Вторая часть фильма переносит зрителя в разгар Гражданской войны, когда в городе устанавливается советская власть. Именно в этот бурный период, словно из небытия, вырастают стремительные карьерные лестницы, возводящие когда-то непризнанных в княжеские палаты. Извеков, вернувшийся с каторги, преобразился – ожесточился, наполнился пафосом и обосновался в кабинете, окруженный атрибутами власти и личной помощницей. Бывший товарищ по революции, умудряется обзавестись обширными финансовыми ресурсами. А некогда могущественный купец теперь обречен на роль ночного сторожа, радуясь мелочам, таким как скромный свисток. В облике новых властителей, красных комиссаров, ощущается нескрываемая, почти болезненная жажда обладания властью. Невольно возникает вопрос: чем они принципиально отличаются от тех, против кого велась беспощадная борьба? Советская власть пытается выселить из дома скромного, интеллигентного библиотекаря, некогда приютившего революционера, ныне – финансиста. Лишь счастливое стечение обстоятельств, узнавание в старике своего спасителя, позволяет ему остаться в родном доме. Фильм – это жестокая и беспощадная иллюстрация вечного закона, гласящего, что везде и всегда царит коррупция и личная выгода. Власть, как известно, требует покровителей и связей. Беспристрастность и принципиальность не имеют значения. Удивительно, что фильм, созданный в 1977 году, не вызывает симпатии ни к одному из представителей новой власти. Создается впечатление, что авторы изо всех сил пытались представить их положительными героями, но их попытки выглядели неубедительными и натянутыми. Лишь образ старика-библиотекаря, скромного и бескорыстного, помогает отвлечься от общего чувства разочарования. Он не стремится к власти, а искренне помогает людям. Драматург Пастухов, с его твердыми убеждениями, сдержанность и отсутствие показной эпатажности, также вызывает симпатию. Неожиданно, что фильм был допущен к демонстрации в Советском Союзе. В целом, фильм не является шедевром кинематографа, и его просмотр вполне можно пропустить.
Приветствую вас! Предлагаю вашему вниманию взгляд на культовый мини-сериал "Первые радости", который, по сути, является кинематографической адаптацией произведения Константина Федина. В центре повествования – жизнь молодого человека, родом из провинциального городка, погруженного в переломную эпоху, предшествующую революционным потрясениям. Главный герой, Кирилл Извеков, пребывает в стенах технического училища, размышляя о своем будущем, о месте, которое он должен занять в бурно меняющемся мире. Он стоит на пороге взрослой жизни, сомневается и ищет ответы на сложные вопросы. Любопытно, что у "Первых радостей" есть прямое продолжение – "Необыкновенное лето", также черпающее вдохновение из произведений Константина Федина. Позвольте отметить, что этот сериал является редким явлением в советском кинематографе, поскольку в те времена приоритет отдавался полнометражным фильмам. Концепция сериального формата была малоизвестна и не получила широкого распространения. Несмотря на год выхода, 1977-й, создателям удалось воссоздать атмосферу 1919 года, и, по моему мнению, их работа отличается удивительной достоверностью. Объемная серия из всего лишь семи эпизодов, представляется достаточным для того, чтобы продемонстрировать мастерство сценаристов и продюсеров, сумевших превзойти собственные возможности и создать произведение, пронизанное духом эпохи. Если вы еще не знакомы с "Первыми радостями", рекомендую к просмотру, но не стоит питать завышенные ожидания, сравнивая с современными телевизионными проектами. Этот сериал – это несомненный калейдоскоп ностальгии по кинематографу 80-х годов и дань уважения советской киноиндустрии. К сожалению, – или, возможно, к счастью, – количество телевизионных мини-сериалов, созданных в те годы, можно пересчитать по пальцам. С одной стороны, это вызывает сожаление, ведь можно было и раньше насладиться подобными кинематографическими открытиями. С другой стороны, если бы в те годы сериальный формат стал широко распространен, мужская часть населения, вероятно, столкнулась бы с гораздо более ранним и продолжительным увлечением мелодраматическими сюжетами, что, безусловно, послужило бы источником некоего дискомфорта. В личном опыте просмотра я успел ознакомиться лишь с несколькими эпизодами, поскольку мой вкус склонен к иному жанру, а мелодраматические сюжетные линии не вызывают у меня особого интереса. И, безусловно, развитие любовных линий в духе советских нравов вызывает определенные сомнения – их скука и предсказуемость сложно переоценить.