Описание
Рецензии

Сериал Поднятая целина
Актеры:
Андрей Абрикосов, Петр Чернов, Петр Глебов, Людмила Хитяева, Леонид Кмит, Евгений Матвеев, Долорес Столбова, Владимир Волчик, Михаил Васильев, Николай Юдин
Режисер:
Александр Иванов
Жанр:
драмы, отечественные
Страна:
СССР
Вышел:
1959
Добавлено:
сериал полностью из 3
(04.08.2014)
Рейтинг:


В эпоху бурных перемен, ознаменовавших тридцатые годы прошлого столетия, Советский Союз находился в эпицентре масштабной коллективизации. В соответствии с директивами партии, рядовой ленинградский рабочий, Давыдо, был направлен в сердце Донских степей, на типичный казачий хутор Гремячий Лог, с поручением разъяснить и оказать всяческую поддержку в становлении нового колхозного строя.
На вершине местной партийной организации, словно окаменелый страж уходящего уклада, находился Макар Нагульнов – персона, преисполненная подозрительности к любым новшествам и склонная к пассивной, выжидательной тактике. Его нерешительность, однако, на удивление благоволила местной элите – зажиточным кулакам, чьи интересы были несовместимы с идеями коллективизации. Они, искусно плетя интриги и распространяя дезинформацию, сеяли раздор и настраивали население против партийного руководства, председателя Размётного и, разумеется, против неутомимого Давыдова.
Несмотря на сложные обстоятельства и открывшееся противодействие, Давыдов был непоколебим в своем намерении выполнить партийное задание. С решимостью, граничащей с ожесточением, он взял на себя инициативу, фактически перехватил управление, поглощая на себя шквал критики и клеветы. Используя убеждение, терпеливые разъяснения, он постепенно склонил к новому пути части хуторян, и коллективизация, несмотря на все препятствия, была успешно реализована. В жизнь вступила новая форма хозяйствования – колхоз, несущий, как тогда казалось, залог процветания.
Однако, путь к новому общественному устройству оказался тернист и непредсказуем. Между уходящим патриархальным укладом и надвигающимися преобразованиями развернулась ожесточенная, невидимая, но ощутимая борьба. На фоне этой неустанной схватки, наши герои предстоит испытать целый спектр человеческих эмоций: от возвышенного чувства любви, способного осветить самые темные уголки души, до мучительной боли предательства, разжигающего ядовитый пламень мести, и даже до первобытного страха, парализующего волю и лишающего надежды. Судьбы переплетаются в сложной паутине, где истина и ложь, добро и зло, любовь и ненависть ведут непрекращающуюся, невидимую войну.
В современном кинематографическом ландшафте, кажется, остро не хватает виртуозов, тех режиссеров, кто с бесстрашием и непоколебимой уверенностью берется за экранизацию монументальных произведений классической литературы. И хотя этот дефицит порой вызывает досаду, он порождает и неожиданные, позитивные последствия. Лично для меня, пережив неоднозначный опыт адаптации "Тараса Бульбы", подобные кинематографические эксперименты воспринимаются с определенной настороженностью. Великим произведениям не требуются головокружительные спецэффекты или дорогостоящая визуальная мишура – им необходима проникновенная интерпретация, глубокое понимание замысла автора и безупречная точность в передаче духа эпохи.
Адаптация литературного произведения для экрана – задача колоссальная, обязывающая и требующая титанических усилий. Тем не менее, фильм "Поднятая целиной" оставил глубокое впечатление, несмотря на свой почтенный возраст. Он демонстрирует удивительное мастерство в воссоздании атмосферы и передаче ключевых моментов известного романа.
Безусловно, в этой экранизации имеются свои недостатки. Признаться, без знакомства с первоисточником восприятие происходящего на экране могло бы оказаться крайне затруднительным. Однако, актерская игра – вот что заставляет воскликнуть: "Браво!". Она обладает поистине завораживающей силой.
Хронологическая скомканность повествования иногда вызывает легкое замешательство, будто бы фильм состоит из разрозненных фрагментов, не всегда гармонично связанных между собой. Некоторые сцены, по сравнению с оригинальным текстом, укорочены или вовсе отсутствуют. Сценаристам порой казалось целесообразным заменить некоторых действующих лиц, что, казалось бы, незначительно, но тем не менее бросается в глаза. Где же, к примеру, Куприянова, столь значимая для развития сюжета? Куда делась сцена с Иваном Аржановым, насыщенная психологическим напряжением? И почему Любишкина вообще не удостоилась появления на экране? Вопросы возникают один за другим, их немало. Однако, если отбросить некоторые нюансы и сосредоточиться на актерской игре, то созданная картина представляется вполне достойной.
Особую ценность для меня представляет собой финал романа. Авторский замысел завершен с поразительной гениальностью, заставляющей замирать сердце. Горестно осознавать, что в фильме эта кульминация была настолько сокращена, что ощущение полноты и завершенности исчезло. Изначальные ожидания столкнулись с реальностью.
Подводя итог, можно с уверенностью заявить, что фильм хорош, он хранит дух и традиции советского кинематографа того времени и радует великолепной актерской игрой. Однако, до уровня книжного шедевра он, к сожалению, не дотягивает. Единожды прочитав произведение, можно с большей симпатией оценить и фильм. Местами убраны важнейшие сюжетные фрагменты. Было бы предпочтительнее, если бы экранизация состояла из большего количества эпизодов, позволяющих детально раскрыть сюжетные линии. Не стоит чрезмерно переоценивать эту работу. По моему убеждению, гораздо полезнее будет прочитать книгу, а уже потом, при желании, насладиться фильмом. Вполне возможно, что найдутся те, кто оценит эту экранизацию по достоинству!
Постепенно, словно песок сквозь пальцы, ускользает от нас целая эпоха – эпоха кинематографических откровений, когда фильмы являлись подлинными манифестами человеческой души. История, неумолимый поток времени, заносит новыми событиями и творческими проявлениями, затмевая, словно утренний свет, те прекрасные, немеркнущие шедевры, которые когда-то покоряли сердца миллионов. Современная аудитория все чаще склоняется к зрелищным, но порой поверхностным голливудским блокбастерам, лишенным той глубины и значимости, которыми изобиловали фильмы прошлых лет.
Как досадно, что все реже и реже зритель обращается к сокровищнице отечественного кинематографа. "Поднятая целина" – это не просто кинолента, это вечный камертон, отзывающийся в сердцах тех, кто ценит истинные ценности. Этот фильм – поэма о честности, о незыблемости человеческого духа, о силе, заключенной в простых людях, и о тех актерах, чьи образы навсегда врезались в культурную память. Стыдливо признаюсь, что мне посчастливилось познакомиться с этой картиной лишь благодаря школьной программе, но опыт оказался поистине волнующим.
Безусловно, я ощущаю тепло, исходящее от этого произведения, словно от воспоминания о давно ушедшей эпохи. Я не принадлежал поколению, пережившему те времена, но прекрасно осведомлен о той уникальной духовности, которая определяла советское общество и советское кино. В них жила настоящая душа, чистая и неподкупная, которую невозможно забрать или уничтожить. Наши фильмы всегда отличались простотой, близостью к народу, они были лишены излишней претенциозности и пафосной декларации о гениальности. "Поднятая целина" – это не просто фильм, это квинтэссенция жизни, воплощенная в движущихся изображениях.
Несмотря на рамки идеологического контроля и неизбежные искажения реальных событий, этот фильм глубоко резонирует с моей душой, он кажется родным и близким, как теплый плед в холодный день. Советские фильмы создавались в условиях строгой цензуры, направленной на то, чтобы скрыть от народа правду о происходящих в стране процессах. Тем не менее, у людей старшего поколения были свои, непоколебимые жизненные ориентиры. Комсомольцы, пионеры, октябрята – это было не просто формальное членство, это была принадлежность к сообществу людей, разделяющих общие идеалы, а красный галстук и значок являлись символами преданности высоким принципам. Именно о преданности своим идеалам, о преодолении жизненных испытаний и о торжестве любви и сострадания рассказывает "Поднятая целина".
Фильм наставляет на то, что нельзя опускать руки перед лицом невзгод, что всегда есть место бескорыстной любви, добру, помощи ближнему и безусловной преданности своей Родине, несмотря на бушующие вокруг страсти. Безусловно, нам, русским людям, есть чем гордиться, ведь наши режиссеры создали такое проникновенное произведение, которое раскрывает самую суть советского человека.
К сожалению, сегодня советское кино удостаивается редкого внимания, что вызывает глубокую тревогу. Жаль, что со временем оно может быть навсегда забыто. Но пока жива память, пока звучат отголоски тех лет, эта эпоха не исчезнет бесследно.
В один из непримечательных дней, совершенно не планируя при этом, мое внимание захватила одна кинематографическая находка. Посещение бабушки, чьи припасы, казалось, безграничны, обернулось настоящим открытием – скромной стопкой DVD-дисков. Эти диски хранили в себе экранизации произведений великого Михаила Шолохова: монументальный "Тихий Дон", пронзительная "Судьба человека", лиричная "Донская повесть" и эпическое полотно "Поднятая целина". Так, мои выходные дни обрели новый, глубокий смысл.
Не буду преувеличивать, признаюсь, что к творчеству Сергея Бондарчука у меня было самое уважительное отношение. "Судьба человека" – это знаковая картина, имя которой известно, пожалуй, каждому. И с другими работами, вдохновленными словом советского классика, я возлагал значительные надежды. И мои ожидания, скажу откровенно, были полностью оправданы. Да, я не знаком с оригинальными произведениями, однако интуиция подсказала мне возможный финал повествования.
В эпоху создания этих фильмов цензура являлась строгим и неумолимым стражем. Ощущается неизбежное присутствие пропаганды, той своеобразной атмосферы, пропитавшей советскую действительность. Сегодняшнему поколению сложно представить себе ту всепроникающую среду. Многие, вероятно, не поверили бы в то, что все было именно так. Однако это было правдой, и об этом красноречиво писал Тюсандр в своей единственной рецензии. Мы, к сожалению, не были свидетелями тех лет, и возникает вопрос – не зря ли? Современная реальность, особенно в России, порой вызывает глубокое отвращение.
Игра актеров в этой картине поистине завораживает, достигает пика мастерства, лишенного всякой фальши и нарочитого пафоса. С особым наслаждением наблюдаешь за разворачивающимися на экране событиями. Естественность, благородство, ослепительная красота – вот что приходит на ум при оценке актерской игры. Если вы ценитель киноискусства во всей его многогранности, жаждете погрузиться в душевную атмосферу, поразмышлять над неизменными духовными ценностями эпохи, предшествовавшей Великой Отечественной войне, и просто насладиться настоящим советским кинематографом, то вы не должны пропустить этот шедевр. Без сомнения, перед нами знаковое произведение, которое оставит неизгладимый след в памяти и займет достойное место в истории мирового кино!
Рекомендуем к просмотру