Описание
Рецензии

Сериал Преступление и наказание (1969)
Актеры:
Георгий Тараторкин, Иннокентий Смоктуновский, Татьяна Бедова, Виктория Фёдорова, Ефим Копелян, Евгений Лебедев, Майя Булгакова, Ирина Гошева, Владимир Басов, Александр Павлов
Режисер:
Лев Кулиджанов
Жанр:
драмы, отечественные
Страна:
СССР
Вышел:
1969
Добавлено:
сериал полностью из 2
(14.07.2017)
Рейтинг:


Приглашаем вас совершить путешествие во времени и погрузиться в атмосферу кинематографического шедевра, созданного в далёком 1969 году. На экране оживает знаменитое произведение Ф.М. Достоевского – "Преступление и наказание", воплощенное в новаторской, аутентичной экранизации.
Перед зрителем разворачивается повествование, которое начинается с трагической истории Родиона Раскольникова, амбициозного и остроумного студента, поглощенного идеями, и совершившего роковой поступок. Невероятная глубина психологического портрета главного героя, его внутренние метания и терзания, – вот что держит в напряжении и не позволяет отвести взгляд от экрана на протяжении всего повествования. Основой драматического напряжения служит гнетущее чувство вины, разъедающее душу Раскольникова, превращающее его жизнь в бесконечную череду мук и страданий.
В это же время, в гуще событий, разворачивается деликатное и умелое расследование, которое ведет опытный следователь, Порфирий Петрович. Его проницательный ум и интуиция постепенно сближают его с Раскольниковым, запутывая героя в паутине подозрений и усугубляя его душевное состояние, обрекая на дальнейшие испытания и внутренний конфликт. Экранизация предлагает зрителю уникальную возможность сопереживать и наблюдать за развитием трагических событий, разворачивающихся в сознании человека, стоящего на грани морального падения.
Погружаясь в бескрайний океан экранизаций, порожденных богатейшим наследием мировой литературы, неизбежно сталкиваешься с тенденцией к упрощению, к снижению глубины, к излишней акцентуации на визуальных эффектах в ущерб первоначальному замыслу автора. В эпоху, когда кинематографисты стремятся к зрелищности и мгновенному удовлетворению зрительского спроса, все сложнее обнаружить экранизации, способные передать ту тонкую психологическую нить, связывающую читателя с произведением. И именно в этом контексте, как глоток свежего воздуха, предстает перед нами телефильм «Преступление и наказание», созданный в далёком 1969 году.
Эта работа, лишенная показной пафосности и обилием компьютерных эффектов, являет собой поразительный пример того, как можно воплотить на экране шедевр Федора Михайловича Достоевского, сохранив его первозданную силу и глубину. В эпоху, когда господствовали другие тенденции в кинематографе, создатели этой экранизации рискнули обратиться к истокам, к истокам правдивого и пронзительного изображения человеческой души.
Мне кажется, что именно эта самоотверженность, это стремление к правде и честности, и стали определяющим фактором, сформировавшим уникальную атмосферу, пронизывающую весь фильм. В черно-белых тонах, без вычурных декораций и на первый взгляд, с довольно скромной актерской игрой, создается удивительно достоверный портрет эпохи и, что самое главное, портрет страдающего человеческого сознания.
Неудивительно, что произведение Достоевского, ставшее неотъемлемой частью школьной программы, часто воспринимается юными читателями лишь как сложный для понимания текст. Лишь годы спустя, перечитывая «Преступление и наказание», осознаешь всю многогранность философских вопросов, поднимаемых автором, глубину психологического анализа и трагизм человеческой судьбы. И именно просмотр экранизации, созданной на заре семидесятых, позволяет внести ясность в понимание мотивов Раскольникова, его мучительных раздумий и пути к покаянию.
Сегодня зритель избалован изобилием экранизаций, зачастую превращающихся в коммерческие проекты, далекие от первоисточника. Так часто происходит с произведениями Гоголя – «Мертвые души», «Тарас Бульба», «Вечера на хуторе близ Диканьки» – где стремление к зрелищности приводит к искажению авторского замысла. Даже такой знаковый роман, как «Вий», в современных интерпретациях перегружен компьютерной графикой, что отвлекает от самой сути повествования.
Однако, в случае с «Преступлением и наказанием», режиссеры смогли избежать этой участи. Эта экранизация – не просто иллюстрация литературного произведения, это самостоятельное художественное высказывание, способное вызвать глубокий эмоциональный отклик у зрителя.
Именно она позволяет проникнуть в самые потаенные уголки человеческой души, понять мотивы поступков, ощутить всю тяжесть вины и страдание. Впервые зритель начинает осознавать всю глубину трагедии Родиона Раскольникова, его внутреннюю борьбу, его отчаяние. Это не просто преступник, это человек, заблудившийся, страдающий, ищущий ответы на вечные вопросы.
Невозможно не отметить и актерскую игру, которая, несмотря на кажущуюся простоту, является потрясающе убедительной. Актеры не играют роли, они живут ими, они становятся Раскольниковым, Соней, Порфирием Петровичем. Это воплощает на экране настоящие, живые человеческие характеры. Особо хочется отметить актера, исполнившего роль Родиона Раскольникова, которому пришлось передать всю сложность и противоречивость своего героя. Эта работа, безусловно, является вершиной актерского мастерства.
Несмотря на кажущуюся старомодность, этот фильм обладает удивительной актуальностью и сегодня. Он заставляет задуматься о вечных вопросах морали, справедливости, искупления. Он показывает, что за каждым преступлением стоит трагедия, что каждый человек способен на ошибку, но каждый заслуживает шанс на искупление.
С сожалением отмечаю, что экранизация, заслуживающая такого внимания, по-прежнему остается без должного признания. Считаю своим долгом поделиться впечатлениями, надеясь, что мой отзыв привлечет внимание к этой уникальной работе.
Преступление и наказание — это не просто телефильм, это урок нравственности, заставляющий переосмыслить свою жизнь и свое место в мире. И этот урок необходимо усвоить подрастающему поколению, чтобы они лучше понимали не только школьную программу, но и ценность человеческой жизни.
Призываю всех, кто еще не знаком с этим шедевром, не упустить возможность прикоснуться к нему. Преступление и наказание — это фильм, который заставляет думать, чувствовать и переосмысливать мир. И это то, что по-настоящему важно.
Позвольте мне, возможно, огорчить почитателей Достоевского, но, на мой взгляд, вершиной его творческого гения является "Преступление и наказание". Неудивительно, что кинематографисты вновь и вновь обращаются к этому роману, стремясь воплотить его на экране. И, на мой взгляд, наиболее блистательной интерпретацией является работа Льва Кулиджанова. Режиссер с поразительной чуткостью перенес на экран сложный, многогранный мир романа, создав двухсерийный фильм, где события филигранно переплетаются, обрушиваясь на зрителя лавиной переживаний, которые невозможно игнорировать – они затягивают в свой водоворот, пленяют и погружают в атмосферу глубочайших эмоций.
Мне кажется, что "Преступление и наказание" зиждется на трех фундаментальных столпах. Первый из них – болезненная, разрушительная утопичность, затаившаяся в сознании Родиона Раскольникова. Он создает иерархию людей, разделяя их на «обыкновенных», лишенных, по его мнению, подлинной ценности, и избранных, наделенных правом на преодоление общепринятых моральных границ. Достоевский же, напротив, утверждает неповторимость каждого человека, отвергая идею о существовании «ничтожных» людей – каждого дарит миру свой уникальный, богатый внутренний мир. Второй столп – удивительная способность человеческой души к возрождению, к полету над пропастью, глубочайшим образом контрастирующим с падением, обрушивающимся как камень. Даже совершивший непоправимый грех способен на искупление, на обретение прощения – любовь Божья всеобъемлюща, она простит каждого, кто искренне раскаивается. И, наконец, третий столп – это горькая истина о том, что прощение требует жертвы, что за него необходимо заплатить высокую цену, пройти через терзания и невыносимую душевную боль. К сожалению, в фильме наиболее полно раскрыт лишь первый «кит», что, возможно, связано не с намеренным решением режиссера, а с дефицитом экранного времени. Не все страницы романа были перенесены на экран, но подавляющее большинство ключевых сцен и монологов сохранились. О зарождающейся симпатии Сонечки Мармеладовой и Родиона Раскольникова говорится лишь намеками, автор картины не заостряет внимание на их взаимоотношениях. Тем не менее, невероятная игра актеров – Георгия Тараторкина и Татьяны Бедовой – позволяет зрителю домыслить то, что осталось за кадром, почувствовать тончайшую нить взаимной привязанности, пронизывающую их образы – она читается в каждом жесте, каждом взгляде, каждом интонационном нюансе.
Понятно, что эпоха социализма, в которую снимался фильм, диктовала свои ограничения – рассуждения о Боге, о возрождении души, о божественной милости были бы невозможны, если бы картина была допущена к широкому показу. Автору стоит воздать должное за смелость – он осмелился создать фильм, основанный на столь глубоком и противоречивом произведении. И, безусловно, его заслугой является выбор актера на роль Раскольникова – именно таким я представляла себе этого героя, читая роман. Он не злодей, не безжалостный преступник, он – человек, способный на доброту и сострадание, но совершивший роковую ошибку, за которую он будет расплачиваться невыносимыми душевными муками. Зритель становится свидетелем внутренней борьбы Раскольникова, его метаний, его отчаяния, ощущает тяжесть его бремени.
Хвалить следует не только исполнителю главной роли, но и всему актерскому ансамблю – ни один из них не допустил посредственности, каждый безупречно воплотил свой образ. Удивительно, как каждый герой на экране – это живое воплощение той картины, которая возникала в моем воображении во время чтения романа. Раскольников – именно такой, каким его описал Достоевский. Эти безумные, горящие глаза... Судебный следователь Порфирий Петрович, исполненный с поразительной проницательностью Иннокентием Смоктуновским, внешне кажется легкомысленным и ребячливым, но за этой маской скрывается острый, прозорливый ум. Сонечка Мармеладова – Татьяна Бедовая, – веришь, что она сможет стать опорой и надеждой для дорогого человека, готова отдать все ради его счастья. Она сумела сохранить чистоту души, несмотря на обстоятельства своей жизни.
Стоит отметить и атмосферу Петербурга, мрачную, депрессивную, создающую необходимый фон для развития трагических событий – это не праздничный, яркий город, а темный, даже зловещий. Решение режиссера снять фильм в черно-белых тонах – гениально, это идеально соответствует духу романа, подчеркивает его драматизм, наполненный болью и тоской.
Это – выдающаяся экранизация! Я настоятельно рекомендую ее к просмотру всем, и особенно – молодому поколению!
Федор Михайлович Достоевский – имя, которое неизбежно возникает в кругу ценителей русской литературы. Безусловно, "Идиот" занимает почетное место среди его творений, однако, широкая известность и включение в образовательную программу сделали "Преступление и наказание" знаковым произведением для многих поколений. Не секрет, что школьные годы не всегда располагают к глубокому погружению в сложный мир классики. Стремление к быстрому усвоению материала заставляет подменять истинное понимание поверхностным ознакомлением, упуская богатый пласт смысловых нюансов, раскрывающихся лишь с течением времени и обретением жизненного опыта.
Лично для меня, интерес к классической литературе пробудился довольно поздно, около двадцати пяти лет. Чтение романа оставило неизгладимое впечатление, и, движимая желанием глубже понять замысел автора, я решила ознакомиться с одной из экранизаций. И, должна признаться, оба формата произвели на меня сильное впечатление. Попытка перенести на экран столь многогранный и психологически сложный роман представляется колоссальной задачей, требующей филигранного мастерства и тонкого понимания первоисточника. Не стоит заблуждаться, принимая "Преступление и наказание" за историю, сводящуюся к простому уголовному преступлению. Это – глубочайшее исследование человеческой души, ее метаний, моральных падений и последующего, болезненного поиска искупления.
Особый интерес для меня вызвал вопрос о том, кто осмелился взяться за столь масштабную и деликатную задачу экранизации. Лев Кулиджанов заслуживает искреннее уважение за свою смелость и решительность. Но, разумеется, его заслуги не ограничиваются лишь готовностью взяться за сложную работу. Он проявил себя как виртуозный мастер своего дела, сумевший с поразительной точностью и глубиной воссоздать замысел Достоевского. Нельзя полагать, что экранизация – это просто механическое переложение сюжета, перечисление событий в хронологическом порядке. Это – искусство, требующее тщательного отбора актеров, способных передать тончайшие оттенки характеров, и создания атмосферы, соответствующей описанной в книге. В данном случае – мистического Петербурга, окутанного туманом и пропитанного атмосферой безысходности. После прочтения романа я по-новому взглянула на этот мой, и без того любимый город, открыв для себя его неприглядные, потаенные уголки.
Актерский ансамбль романа – настоящее созвездие талантов. Каждый из актеров сумел передать внутренние терзания, муки совести, сложные переживания своих героев. Родион Раскольников предстал передо мной именно таким, каким я его и представляла, читая роман. Невероятная органичность игры Георгия Тараторкина поражает воображение. Этот актер – настоящий гений, способный донести до зрителя всю палитру чувств, бушующих в душе его персонажа. Ведь Раскольников убил не только другого человека, но и самого себя, сломав свою жизнь, утратив веру в будущее. Отдельного упоминания заслуживает Иннокентий Смоктуновский в роли Порфирия Петровича – одна из лучших ролей выдающегося актера, чья харизма и талант поистине безграничны. Сложно представить себе более убедительного и проницательного следователя, сочетающего в себе ум, воспитание и безукоризненный профессионализм, но не лишенного сочувствия и сопереживания к главному герою.
Роль Сонечки Мармеладовой, исполненная Татьяной Бедовой, поистине сложна и деликатна. Другая актриса могла бы легко скатиться в крайности, превратив образ Сонечки в карикатурный, страдающий от идиотизма. Однако, Бедовой удалось избежать этой опасности, создав живой и правдивый образ женщины, готовой на самопожертвование ради любви и веры. Пульхерия Александровна предстает перед нами как любящая, самоотверженная мать, сострадающая своему чаду, но не теряющая рассудок. Нельзя отрицать и блестящую игру Ефима Копеляна, создавшего неоднозначный, притягательный образ Свидригайлова – человека, скрывающего за фасадом благовоспитанности гнилую, развращенную душу. Авдотья Романовна также получилась убедительной и запоминающейся.
Подбор актерского состава – это настоящий триумф режиссера. Видно, что каждый актер не просто исполнил свою роль, а вжился в образ, проникся его сутью, отнесся к нему с благоговением. Сомневаться в том, что экранизация романа «Преступление и наказание», созданная Львом Кулиджановым, могла бы быть лучше, попросту не приходится. Если вы еще не знакомы с этим великим произведением, настоятельно рекомендую восполнить этот пробел. И, конечно же, не упустите возможность насладиться великолепным сериалом, пропитанным неповторимой атмосферой. Ведь лучшее, как известно, увидеть своими глазами.
Рекомендуем к просмотру