Описание
Рецензии

Сериал Противостояние (1985)
Актеры:
Олег Басилашвили, Андрей Болтнев, Юрий Кузнецов, Мурман Джинория, Виктор Гоголев, Александр Филиппенко, Елизавета Никищихина, Станислав Садальский, Сергей Бехтерев, Владимир Головин
Режисер:
Семен Аранович
Жанр:
детективы, драмы, криминальные, отечественные
Страна:
СССР
Вышел:
1985
Добавлено:
сериал полностью из 6
(30.01.2013)
Рейтинг:


Хроники киновселенной сплетаются в причудливый гобелен, охватывающий два, казалось бы, диаметрально противоположных исторических эпох: суровые, лихорадочно меняющиеся реалии Советского Союза 1940-х годов и бурный, турбулентный период 1990-х. На фоне этих временных отрезков разворачивается мрачная, зловещая цепочка злодеяний – невинные души становятся жертвами жестоких убийств. По мере углубления следствия, опытные оперативники, словно искусные детективы, начинают выстраивать психологический портрет некоего неуловимого демиурга насилия. Анализ почерка преступника позволяет им идентифицировать его как Николая Ивановича Кротова – фигуру трагическую и неоднозначную, чья жизнь хранит мрачную тайну.
В далёком 1941 году, в самый разгар войны, Кротов, числившийся рядовым бойцом Красной Армии, совершил предательство, перейдя на сторону противника. Вместе с собой он вывез из лагеря военнопленных, среди которых оказался тяжело раненый полковой комиссар. Этот акт измены, словно темное пятно, запятнал его дальнейшую биографию, бросив тень на все его последующие деяния.
Сейчас, спустя десятилетия, полковнику Костенко предстоит неутомимая, кропотливая работа: продираясь сквозь пыльные, заплесневелые стеллажи военных архивов, он должен отыскать хоть малейшие зацепки, позволяющие пролить свет на прошлое Кротова и, возможно, остановить его злодеяния. Эта задача, требующая колоссального терпения и дедуктивного мастерства, становится для полковника не просто служебным долгом, а личностным вызовом – шансом искупить грехи истории и восстановить справедливость. Поиск правды, как хрупкий цветок, требует бережного отношения и неустанного труда.
## Размышления о "Смертельном поединке": Большая игра с большими потерями
Невозможно не признать, что фильм наделен двойственной природой. Он захватывает зрителя напряженным сюжетом детективного жанра и психологическим триллером, но в то же время несет в себе глубокий, ярко выраженный морально-патриотический посыл. Именно этот второй аспект, как мне кажется, вызывает столь активную и зачастую критическую реакцию со стороны аудитории, состоящей из политически ориентированных либералов, а не от любителей динамичных боевиков или зрелой публики, склонной к осмысленным суждениям.
Стоит предостеречь тех, кто еще не удостоился возможности ознакомиться с этим произведением. Забудьте о погонях на высоких скоростях, эффектных перестрелках и изобилии спецэффектов. Это не динамичная, захватывающая аттракция. Отнести его к сериальной форме, признаться, попросту не вяжется с внутренним ощущением. С первых же минут картина поражает своей поразительной реалистичностью, своей способностью погрузить зрителя в атмосферу времени и ситуации.
Режиссер безусловно достиг своей цели. На протяжении всего фильма, от начальных сцен до кульминационного финала, сохраняется ощущение нарастающего напряжения и тревоги, которое в моменты особой острой конфликтности перерастает в неподдельный ужас. Безусловно, я излагаю исключительно субъективное восприятие, и ответственность за оценку других зрителей на меня не возлагается. Не могу я с полной уверенностью утверждать, что именно художественное воплощение вызывает столь мощный эффект.
Однако к напряженному сценарию, словно катализатор, добавляется пронзительная, душераздирающая музыкальная композиция, которая, словно акварель, расцвечивает обыденность восьмидесятых годов прошлого века. Воспоминания о быте тех лет прочно закрепились в нашей памяти с самого детства, и на этом фоне все происходящие события предстают особенно неестественными, словно разыгрывающиеся в искаженном зеркале.
Перед нами разворачивается смертельный поединок, столкновение двух мировоззрений.
Интеллектуалом по своей натуре, полковник МВД Костенко – это не просто следователь, возглавляющий команду по поиску и обезвреживанию бывшего власовца, ставшего кровавым убийцей. Он – воин, стоящий в едином строю с погибшими и выжившими участниками Великой Отечественной войны. Война — это его детство, и так сложилось, что она стала его профессиональной сферой, фронтом, на котором ему предстоит вести свою борьбу. Это дуэль разума и интеллекта представителя властных структур, профессионально подготовленного, обладающего всеми возможными преимуществами, против бешенного, загнанного в угол зверя, чьи глаза пусты, а на зубах – яд. Андрею Болтневу удалось гениально воплотить образ смертоносной машины, созданной по самым передовым нацистским технологиям. Костенко и Басилашвили – ровесники. Их же ровесником является и Семен Аранович – военные дети. И в этом, несомненно, кроется ключ к пониманию работы режиссера и актера, исполняющего главную роль, и, конечно же, Юлиана Семенова.
Остаётся лишь сожалеть, что эпоха, воплощённая на экране, постепенно уходит в прошлое.
Эта эпоха, когда болезненные переживания, полученные в ходе войны, отражаются в глазах исполнителей главных ролей, говорят гораздо больше, чем любое техническое мастерство актеров. Я смело могу утверждать, что это, пожалуй, самая любимая мной роль в исполнении Олега Басилашвили.
Зверь для игры выбрал белые фигуры, выстраивая свой план, словно шахматный гроссмейстер.
Любая ответная мера, любая крупица информации, собранная в ходе расследования, оплачивается чьей-то смертью. Как бы горько это ни было, именно смерть порой оказывается наиболее эффективным помощником в деле раскрытия преступления. Современные трагедии лишь добавляют новые слои к уже давно раскрытым несчастьям прошлых лет. Молодому следователю Кардаве приходится отворачиваться, когда старуха, пережившая четырех десятилетий ожидание сына, задает вопрос: "А приехал ли мой сын? Нет ли у тебя новостей?".
Каждая страшная игра неминуемо имеет свой финал, а кровавые следы рано или поздно приведут к тому, кто их оставил. Развязка потрясающая и, без сомнения, опустошающая в эмоциональном плане.
Позвольте мне завершить свое изложение цитатой из эпилога фильма: "Мне довелось изучить сотни страниц хроники и собранных нами материалов о различных судебных процессах, касающихся предателей. Я стал ловить себя на мысли, что не пытаюсь отыскать сообщников Лебедева и Кротова, а внимательно вглядываюсь в их лица. Я мучительно пытаюсь понять, как это произошло с людьми? Как они смогли оторвать свою судьбу от своего же народа и продолжать жить дальше? Понять не получается, так может лучше забыть? Ведь их было не так уж много. Но теперь мне вспоминается Панков, Берлин, Трептов-парк, убитые наши солдаты и их могилы. Говорят, что смерть одного человека – это трагедия, а миллионов – статистика. Мне очень бы не хотелось с этой формулой соглашаться. За каждым именем, высеченным на граните, скрывается боль человека. Память жива!"
Неописуемое изумление вызывает тот факт, что столь выдающийся советский телесериал, обладающий огромным потенциалом, практически лишен рецензий и отзывов. Сердце обличается от подобной незаслуженной игнорируемости, и я, движимый искренним желанием хоть немного исправить эту вопиющую несправедливость, беру на себя смелость представить свой взгляд на это произведение.
Мое отношение к этой картине, безусловно, окрашено весьма позитивными красками. Изначально зритель сталкивается с кажущейся простотой – стандартный детектив: следователь, трагическое убийство, незначительная тайна, служащая основой повествования. Однако эта иллюзия развеивается уже на первых минутах, когда незначительное дело трансформируется в колоссальную проблему, требующую неимоверных усилий и настоящей титанической работы.
Суть драмы заключается в том, что, казалось бы, простая уголовная история, на поверку оказывается глубоко проработанной, сложной как в историческом, так и в моральном аспектах. Следователь, воплощенный гениальным Олега Басилашвили, оказывается перед самым значимым делом в своей жизни – необходимо уловить и нейтрализовать чудовищную, бессовестную породу, с которой ему когда-либо приходилось сталкиваться.
На протяжении всего сериала перед нами разворачивается захватывающая картина интеллектуального поединка, состязания умов, противостояния самых проницательных и сообразительных сил. Создателям удалось, без необходимости прибегать к погоням, перестрелкам и безумным гонкам, создать особую, гнетущую атмосферу напряжения, не позволяющую зрителю расслабиться ни на секунду. Исторический контекст, постепенно проступающий в процессе расследования, лишь добавляет картине неповторимого великолепия, возвышая обычный детектив до нечто большего, чем простая цепочка "поиск-поимка". Здесь переплетаются философские размышления, общечеловеческие ценности и нравственные дилеммы, заставляющие задуматься о природе человеческого существования.
Невозможно не отметить великолепную актерскую работу Олега Басилашвили. Эпизод за эпизодом зритель наблюдает за постепенной трансформацией его персонажа, за его углублением в эту поглощающую его проблему, за утончением его внешности, превращением в жесткого и циничного человека. Его сыщик сочетает в себе неутолимое упорство, нестандартное мышление, выдающиеся умственные способности, доводящие дело до логического финала.
Особого внимания заслуживает антагонист – злодей, с которым, признаюсь, мне еще не доводилось встречаться на столь неприглядном уровне. Он воплощает в себе абсолютное зло, отвратительное и бесчеловечное.
Картина "Противостояние" демонстрирует темную сторону человеческой натуры, когда внутри человека что-то ломается, стираются границы человечности, и на их месте возникает дикое, опасное животное, вызывающее лишь чувство отвращения и презрения. Безусловно, ключевую роль в создании этого образа принадлежит талантливому Андрею Болтневу. По моему мнению, перед нами – вершина жанра, лучший детективный сериал, который я когда-либо видел.
Задолго до того, как на экраны ворвались колоссальные фигуры Роберта Де Ниро и Аль Пачино, пленявшие черно-белыми, почти ностальгическими образами советского эфира, телезрителей заворожила мини-сериальная сага под названием "Противостояние". В обеих этих, казалось бы, столь различных историях, прослеживается одна фундаментальная, вечная тема – столкновение тьмы и света, битва между правонарушителями и неутомимыми стражами порядка. Если в образе героя Де Ниро, порой, проскальзывает искра сочувствия, то персонаж Андрея Болтнева в "Противостоянии" порождает лишь первобытный, всепоглощающий гнев. Этот гнев не является простым раздражением; он коренится в глубине страха, и чем сильнее он, тем более яростной становится ненависть.
В предшествующий "Противостоянию" период, советский кинематограф щедро дарил зрителям детективные истории, где убийства, обманы и кражи были обыденностью. Но до появления Кротова, этакий хитроумный, отточенный до совершенства, бескомпромиссный и изощренный антагонист, не представлялся на советском экране. Уйти от этого противника не удастся ни в прошлое, ни в будущее, ни тем более укрыться в настоящем – он будто предчувствует каждое твое движение. Он способен не только лишить тебя физического существования, отнять саму жизнь, но и стереть все, что тебя составляло – воспоминания, имя, историю. Кротов способен мастерски раствориться в толпе, обманув бдительность, став совершенно обыденным человеком. Он всегда настороже, готов к безжалостному поединку. Лишь неуклонность правосудия, охрана памяти и нерушимость закона способны противостоять этой зловещей силе.
Впечатляющая динамика, отсутствие излишней затянутости – картина движется исключительно по заданной сюжетной линии, не отвлекаясь на мелочи. Игра Андрея Болтнева и Олега Басилашвили заслуживает высочайших похвал, не оставляя места для критики. Если бы существовал некий золотой стандарт советских боевиков и детективных триллеров, то "Противостояние" справедливо вошло бы в его канон.
7 из 10.
Сбивчивый ажиотаж, охвативший публику в отношении этого телепроекта, вызывает у меня неподдельное замешательство. Ожидания, навеянные непревзойденным наследием "17 мгновений весны", оказались напрасными – не произошло возрождения той эпохальной художественной высоты. Повествование кажется фрагментарным и хаотичным, логическая стройность повествования ощутимо нарушена, а несоответствия и недомолвки множатся, подтачивая целостность восприятия. Актёрская игра, к сожалению, не выдерживает даже поверхностной оценки – она лишена искренности и глубины, представляя собой скорее механическое исполнение ролей.
Склонность публики к этому "произведению" представляется мне, в немалой степени, обусловлена близостью к событиям Великой Победы, живой памятью о пережитой войной боли и страданий. Эмоциональный отклик, вызванный темой войны, кажется, затмевает недостатки художественного исполнения.
В своей основе, история разворачивается вокруг бывшего – если, конечно, можно так сказать, принимая во внимание неизгладимость совершенных поступков – приверженного родине человека, движимого алчностью к несметному богатству, сокрытому в глухих дебрях. Сюжет сосредоточен преимущественно на погоне за преступником, упуская из виду фундаментальные вопросы, касающиеся его побуждений и замыслов. Важные факты проскальзывают мимо, словно случайные детали, что неизбежно дезорганизует общее построение повествования.
Изучив обе версии сериала – 1986 и 7024 годов выпуска – я должна констатировать, что современная интерпретация, к моему удивлению, превосходит оригинал, хотя и не достигает вершин мастерства, установленных классикой.
В качестве итоговой оценки, я присуждаю этому сериалу два балла из десяти – результат, отражающий глубокое разочарование и недостаток художественной ценности.
Рекомендуем к просмотру