Описание
Рецензии

Сериал Остров. 2029 / Sala. 2029

Актеры:
Альгирдас Дайнавичюс, Гельмине Глемжайте, Дарюс Гумаускас, Валерий Евсеев, Вайдотас Мартинайтис, Инета Стасюлите, Гедиминас Сторпирштис, Эдийс Залакс
Режисер:
Сильвестрас Полинаускас
Жанр:
драмы, фантастические
Страна:
Литва
Вышел:
2023
Добавлено:
8 серия из 8 (31.10.2023)
Глобальный катаклизм, обрушившийся на нашу планету, нанес сокрушительный удар по фундаменту мировой экономики, дестабилизировав финансовые системы и породив цепь непредсказуемых последствий. Неумолимое изменение климата, дополненное трагическими событиями, связанными с инцидентом на Островецкой атомной электростанции, погрузило Литву в эпоху беспрецедентного кризиса. Страна, казалось, тонет в бездне наводнений, где стихия безжалостно стирает границы между надеждой и отчаянием. Для жителей прибрежных районов, чьи дома и средства к существованию погребены под толщей воды, единственным спасением видится срочный отъезд, эмиграция за пределы погрязшего в бедах государства. Однако, вопреки отчаянным молитвам о помощи, далеко не все мировые державы готовы проявить понимание и принять вынужденных переселенцев, разделяя их тревогу и предоставляя приют. Существуют политические и социальные преграды, отравляющие даже самые благородные намерения. Тем временем, атмосфера над регионом пропитана зловещей таинственностью. Под предлогом обеспечения безопасности, на территории развернута скрытая военная операция. Отряды элитных подразделений, действующие под эгидой абсолютной секретности, препятствуют попыткам граждан покинуть страну, эффективно превращая ее в безжалостную тюрьму. Их действия, безусловно, направлены на обеспечение определенного геополитического порядка, но о судьбах простых людей, задыхающихся в эпицентре катастрофы, никто не думает. Обреченные на выживание в условиях нарастающего хаоса, эти люди, все еще хранящие искру надежды, вопрошают: что же им предпринять? Как вырваться из тисков безвыходности, как найти спасение, когда дорога к свободе перекрыта невидимыми, но непроницаемыми барьерами? В этой отчаянной ситуации выбор ограничен, а ставки невероятно высоки. Судьба этих людей висит на волоске, и их крики о помощи эхом разносятся в пустоте, ожидая ответа, который может и не прийти.
Воспоминание о сказанном Михаилом Булгаковым – "Разруха не в клозетах, а в головах" – пронзительно отозвалось после просмотра этой, смею заметить, довольно своеобразной киноленты. На протяжении всего просмотра я ощущал себя потерянным в лабиринте жанров: то ли триллер, леденящий кровь, то ли кошмарный сон, то ли научно-фантастический эпос, то ли мрачная картина постапокалиптического будущего. В конечном счете, истинная природа этой работы раскрылась как неловко замаскированная политическая пропаганда, обернутая в хаотичную лоскутную ткань, сотканную из случайных фрагментов. Первое, что бросается в глаза – это чрезмерное количество персонажей. Их обилие попросту не соотносится с масштабом сериала. В рамках масштабного, растянутого на двадцать-двадцать пять эпизодов проекта, подобный размах был бы уместен, но в мини-сериале, едва достигающем десяти серий, он кажется перегрузкой. Из этого прямо вытекает вторая проблема: бесчисленные сюжетные линии, ведущие в никуда, лишь отвлекая от основной канвы повествования. И, что самое неприятное, подавляющее большинство персонажей – это плоские, картонные марионетки, лишенные глубины и правдоподобной истории, лишенные отпечатков прожитой жизни. Семья репортёра появляется в глуши, движимая лишь благой целью – чтобы отцу, преданному правде, удалось напечатать сенсационную статью. И на этом их мотивация исчерпывается. Помимо истории о «независимом и честном журналисте» – клише, в которое, к сожалению, некоторые до сих пор искренне верят – мы не узнаем ничего больше. Полицейский, который, словно хамелеон, успевает побыть и пожарным (в одиночестве, с двумя пожарными машинами, разумеется), мэр… Все они выглядят как бездушные декорации, лишенные индивидуальности и внутренней жизни. Сюжетные переплетения оставили ощущение обмана, осознания потраченного времени. Тайна нагнетается нарочито, искусственно. Белорусская АЭС в Островце предстает перед нами как оплот зла, башни градирен дымят, словно вещут беду, а по зловещим болотам словно танцуют призрачные огоньки. И… что? Что дальше? Собравшись с духом, семейная братия журналистов, бросив всех остальных на произвол судьбы, отправляется в плавание, используя, как ни странно, водное средство передвижения. Как гласят финальные титры, они прибывают на какой-то "остров". Что же на самом деле произошло на Островецкой АЭС? Какие эксперименты проводились в заброшенном, тайно созданном военном комплексе? Почему вся Прибалтика, словно легендарная Атлантида, оказалась под толщей воды? Ответы на эти вопросы нам не получить. "Фантазируйте сами, граждане зрители," – звучит приговор. Нельзя не отметить и еще один, весьма показательный момент – очевидная экономия на производстве. Неосознанно, но ярко проявившиеся проблемы литовского общества, оказались на лице, словно выпирающие зубы. Бедность локаций поражает воображение: дома жителей Н-ска словно застыли во времени, навевая воспоминания о 1991-м. Помимо этого, взгляд бросается на сельпо, пожарное депо с устаревшими автомобилями ГАЗ-51 и ЗИЛ-130. Вид на это привел меня в состояние неизменного хохота. Особый шик – пожарное депо с ГАЗ-51 и ЗИЛ-130, на этом месте я чуть не зарыдал в голос от хохота. И, наконец, отсутствие молодых людей. Все персонажи – старше сорока лет, что наводит на определенные размышления. В заключение: дешевая и бездарная поделка, экстраполирующая литовские фантазии о катастрофе на Островецкой АЭС – "Как было бы здорово, если бы..." Что, впрочем, вполне объяснимо, ведь собственная АЭС давно заморожена и оживить её уже не представляется возможным. Одно слово – злость, зависть, мечты о неудачах соседей, умело замаскированные под камуфляж, собранный из обрывков "Сталкера", "Распада", "Чёрного аиста" и "Волков в зоне", но лишенный цельной сюжетной конструкции. Вердикт: 0/10 и почетный орден "Пробитое дно" под номером два.