Описание
Рецензии

Сериал Савва Морозов

Актеры:
Сергей Векслер, Евгения Добровольская, Евгения Крюкова, Римма Маркова, Дмитрий Нагиев, Андрей Рапопорт, Валерий Ярёменко, Ольга Балашова, Елена Федюшина, Василий Брыков
Режисер:
Илья Макаров, Олег Сафаралиев
Жанр:
драмы, отечественные, исторические, триллеры
Страна:
Россия
Вышел:
2007
Добавлено:
сериал полностью из 4 (19.08.2013)
Рейтинг:
5.44
4.60
На рубеже веков, когда над Старым Светом нависла буря революционных потрясений, Российская Империя представляла собой сложный и противоречивый мир, где судьбами государства, по сути, манипулировала узкая когорта влиятельных лиц – всего около двух десятков могущественных олигархов. Среди этой элитной группы выделяется фигура Саввы Морозова, русского делового гения, щедрого мецената, неутомимого благотворителя и видного советника, чье мнение имело вес в высших эшелонах власти. Жизнь этого человека – настоящая летопись эпохи, изобилующая загадками и недосказанностями. Легенды, окутывающие его имя, передаются из уст в уста, создавая образ человека, облаченного в ореол таинственности. Сложно отделить историческую правду от вымысла, отделить реальные поступки от мифа, который с годами лишь обрастает новыми деталями. Морозов, используя свои колоссальные капиталы, не скупился на инвестиции, поддерживая, в том числе, и театр Константина Станиславского, оказавший огромное влияние на развитие сценического искусства. Он, безусловно, поощрял и революционные настроения, вероятно, надеясь на преобразование общества, хотя его мотивы и намерения остаются предметом споров среди историков. В его жизни было место и страстной любви – к Марии Андреевой, талантливой актрисе Московского театра, чья красота и артистизм пленили сердце могущественного промышленника. Однако, несмотря на все известные факты его биографии, окутывает его судьбу одна из самых мрачных тайн: обстоятельства его кончины до сих пор остаются неразгаданной загадкой, порождая множество догадок и спекуляций. Причина его ухода из жизни – настоящий исторический парадокс, навсегда остающийся темной страницей в летописи его жизни.
Я всегда относился к биографическим кинолентам с некоторой долей скептицизма. Судьба – словно хрупкий сосуд, и не каждый актер способен деликатно вместить в себя личность исторической фигуры, не исказив её аутентичность. Зачастую на экране возникают схематичные, лишенные глубины образы, далёкие от той живой энергии, что пульсировала в реальном человеке. Однако, данный сериал, к моему удивлению, сумел выстроить свое повествование гораздо убедительнее, чем многие его предшественники. Забавно, что я хранил его на своей полочке, словно таинственный артефакт, в течение целых шести лет, не решаясь на погружение в его мир. Возможно, это было своего рода предрассудок, внутреннее отторжение, неспособность предвидеть, насколько захватывающим окажется этот кинематографический опыт. И вот, наконец, я поддался искушению, и в целом, картина оставила у меня весьма положительные впечатления. Особого внимания заслуживают исполнения актеров Морозова и Андреевой – их игра была выразительной и достоверной. Персонажи оказались воплощением вполне осязаемых, универсальных человеческих дилемм, актуальных и сегодня, в эпоху, кажущуюся столь оторванную от эпохи их жизни. Герои, к тому же, были наделены удивительным обаянием и притягательностью, способными вызвать искреннее сопереживание у зрителя. Трагическая интерпретация гибели Морозова заставила пережить момент потерь, ощутить всю хрупкость человеческого бытия. Безусловно, создатели сериала проявили мастерство и талант, однако, некоторые актерские работы, к сожалению, не дотянули до заявленного уровня. В частности, воплощение образа Горького оказалось крайне неудачным, а игра актера, исполнившего роль Станиславского, вызывала лишь недоумение. Нельзя было поверить в искренность их переживаний, в достоверность их проявлений. Это, к сожалению, порой разрушало целостность художественного замысла.
Погружение в этот сериал оставляет двоякое впечатление, подобно восхищению закатом, омраченным надвигающейся грозой. Визуальная составляющая – бесспорный триумф. Канал "Россия" продолжает бережно хранить и развивать ту эстетическую традицию, что сейчас, к сожалению, стала редкостью в исторической кинематографии. Каждая сцена – это тщательно выстроенная картина, пронизанная изысканным колоритом и вниманием к деталям. Безупречная работа художников и операторов создает ощущение полного погружения в эпоху. Однако, за этой притягательной, почти ослепительной оболочкой таится существенный изъян, который разрушает всякое очарование. Экранизируя величественные декорации и костюмы, авторы, увы, допустили вопиющую ошибку – создали галерею персонажей, столь же гротескных, сколь и карикатурных. И это не вопрос актерского мастерства – исполнители справились со своей задачей, вкладывая душу в отведённые им роли. Проблема кроется в самом сценарии, который, несмотря на свой потенциал, рассыпается на отдельные, не связанные между собой эпизоды. Герои, такие как Горький и Андреева, предстают перед зрителем не как живые люди, а как плоские, неприятные фигуры, лишенные внутреннего мира и последовательности в поступках. Их мотивы кажутся надуманными, логика действий отсутствует, а поведение не вызывает ни сочувствия, ни понимания. Вместо глубоких и многогранных характеров, мы видим лишь марионеток, подчиняющихся прихотям сценариста. В конечном итоге, сериал воспринимается как дорогостоящий, но бессодержательный клип – визуальная феерия, лишенная крепкого сюжетного фундамента. Это красочная иллюзия, которая не способна вызвать продолжительного эмоционального отклика. В качестве оценки, справедливо было бы присвоить ему всего три балла из десяти – признание визуального великолепия, но и констатация ошеломляющего провала в драматической составляющей.