- Стандартный
- В цвете
Описание
Рецензии

Сериал Семнадцать мгновений весны
Актеры:
Вячеслав Тихонов, Леонид Броневой, Екатерина Градова, Ростислав Плятт, Олег Табаков, Евгений Евстигнеев, Отто Мелис, Леонид Куравлёв, Константин Желдин, Михаил Жарковский
Режисер:
Татьяна Лиознова
Жанр:
отечественные, приключения, исторические
Страна:
СССР
Вышел:
1973
Добавлено:
1-12 серия (В цвете) из 14
(09.05.2015)
Рейтинг:


История, ставшая легендой, повествует о Максиме Исаеве, чье имя впоследствии обрело отзвуки в умах миллионов зрителей как Александр Штирлиц. Этот человек, чья судьба сплелась с эпохой Второй Мировой войны, стал воплощением дерзкой смелости и гениальной выучки в мире шпионской деятельности.
До начала трагических событий, развернувшихся в 1941 году, Исаев был вполне рядовым гражданином Советского Союза, ведущим неприметную жизнь. Однако, с началом кровопролитного конфликта, он, движимый патриотическим порывом и чувством долга, не пошёл в пехоту, не принял участие в ожесточённых боях на передовой. Благодаря своему выдающемуся интеллекту, острому аналитическому мышлению и уникальной способности к импровизации, он получил высочайшую четь – стать сотрудником советской разведки.
Безупречное владение немецким языком, граничащее с филигранностью, вкупе с поразительной находчивостью и умением манипулировать, стали его главным оружием. Эти качества позволили ему с ошеломительным успехом исполнять поручения Советского правительства, создавая при этом тщательно выстроенную иллюзию лояльности перед лицом могущественной организации СС. Он мастерски ткал паутину обмана, искусно избегая разоблачения и играя на нервах немецкого руководства.
Но как же ему это удавалось? Каким образом этот человек, действуя в тылу врага, смог не просто выжить, но и представлять интересы своей Родины, собирая ценнейшую информацию и срывая планы гитлеровского режима? Ответ кроется в уникальном сочетании профессионализма, психологической проницательности и неукротимой воли к победе. Его деятельность была настоящим искусством маскировки и дезинформации, требующим неимоверного терпения и хладнокровия.
Исход многолетней войны может быть переломить одним лишь расшифрованным сообщением, одним донесением, полученным из глубин вражеской сети. На протяжении всей истории противостояний, разведка являлась тихим, но могущественным войском, способным нанести сокрушительный удар, казалось бы, безобидным сообщением. Но путь в ряды этой невидимой армии открывался лишь избранным – тем, кто не полагался на слепую удачу, а владел ситуацией, направляя ее своим умением и предусмотрительностью, а не позволяя обстоятельствам диктовать свои условия.
В воплощении Макса Отто фон Штирлица, главного героя «Семнадцати мгновений весны», мы видим эталон подобного мастера. Это не просто сотрудник советской разведки – это хладнокровный профессионал, избегающий малейших просчетов, учитывающий каждую, казалось бы, незначительную деталь. Его сила не в доминировании над обстоятельствами, а в феноменальной памяти и непоколебимой уверенности в высокой ставке политической игры. Именно эти качества позволяют ему отсекать, словно ненужный мусор, любые подозрения, которые на первый взгляд кажутся неопровержимыми. Тонкое искусство Исаева, советского разведчика, позволяет ему уклоняться от ударов со всех сторон – от немецкой контрразведки, где он выполняет свои обязанности, и от коварного управления Мюллера, контролирующего внутренние дела и докладывающего Борману.
Его главным оружием становится не пистолет, а тщательно выстроенное прикрытие, безупречная репутация, подкрепленная глубоким пониманием психологии и манер противника, знанием его уловок и слабостей. В него веришь безоговорочно – он, подобно невидимому разрушителю, изнутри подтачивает благополучную вражескую систему, внедренную Центром. В любых внезапных ситуациях, он не проявляет ни смущения, ни паники – его облик напоминает лик каменной статуи великого актера, сосредоточенного на достижении высокой и праведной цели – приближения Великой Победы.
Странным образом, его зрители становятся антигероями этой драматической постановки. Впервые советский зритель увидел, что партийные руководители Рейха – это обычные люди, а не демонические чудовища, утопающие в крови невинных жертв. Они – представители государства, которому не повезло с правящей системой.
Из фильма становится очевидно, что многие солдаты Рейха не разделяли убеждения фюрера, запертого в бункере в последние дни войны. Одни отчаялись и не видели смысла в продолжении борьбы, другие осознали всю абсурдность войны, развязанной ради жестоких и бессмысленных идей. Усталость от войны сковала всех, изматывающие бомбардировки вымотали до предела, и многие были готовы к сепаратным переговорам ради спасения режима. Однако историческая справедливость требовала безоговорочной победы.
Падение фашистской Германии на всех фронтах было неизбежно, однако цена этой победы оказалась чудовищно высока – катастрофа и ужас войны были невероятными. Страдания мирного населения вызывали глубочайшее сочувствие к жителям разрушенного Берлина. Вина большинства заключалась лишь в том, что им выпала участь родиться и жить в этой стране, поверившей в лозунги и обещания, нищей и заброшенной страны, поддавшейся призывам партии, несущей знамя свастики. Теперь все разрушено, и от прежних лозунгов и символов почти ничего не осталось. Обычный рядовой солдат Хельмут, еще недавно мечтавший уничтожить как можно больше советских пехотинцев, перешел на сторону советской армии, повернув оружие против зла, грозящего уничтожить будущее.
Двенадцатисерийный сериал, захватывающий с первых кадров и держащий в напряжении до самого финала, заставляет зрителя с нетерпением ждать продолжения. Главная ценность картины – показать, насколько тяжелым был путь к победе в этой страшной войне. Даже нейтралитет Швейцарии не мог гарантировать безопасность.
Справедливо ли обсуждать актерский состав этого сериала? Стоит ли выделять кого-либо из множества талантливых исполнителей или сравнивать героев с реальными историческими персонажами? Возможно, в картине есть свои недостатки, как и в любом другом произведении искусства, но копаться в них – значит проявлять неуважение к подвигу людей, чью память и посвящена эта работа.
В скором времени сериал станет величайшим памятником советским разведчикам, настоящим шедевром советского кинематографа. Но сегодня, осенью 1973 года, актер Вячеслав Тихонов, воплотивший образ Штирлица, еще не знает этого. Он отправляется на Киностудию имени Горького для новых съемок.
Этот кинематографический опус, рожденный в эпоху Советского Союза, занимает поистине выдающееся место в сокровищнице национального искусства. Он не просто развлекает, но и воспитывает, пробуждая в зрителе чувство глубокой патриотической гордости и неукротимого мужества. Картина пронизана уважением к Родине, к той стране, что выстояла и одержала победу в самой жестокой и разрушительной войне, которую когда-либо видел мир. Фашистская идеология породила беспрецедентные злодеяния, обрушившиеся не только на народы других стран, но и на собственный немецкий народ, что лишь подчеркивает ее чудовищную сущность.
Примечательно, что картина отличается безупречной исторической достоверностью. Задействованные документальные кадры – это не плод фантазии монтажера, а прямые свидетельства прошедших событий. Учитывая технические ограничения того времени, можно считать этот фильм последним свидетельством эпохи, когда видеоряд и звуковая дорожка фиксировались одновременно, вживую, в процессе съемок. Эта "живая" манера записи придает фильму особую аутентичность и неповторимую атмосферу.
Сегодня актерский ансамбль можно смело назвать легендарным, каноном мастерства и таланта. Каждый из исполнителей – это созвездие одаренности и виртуозности. Сотрудничество столь выдающихся актеров в этом знаковом для советского зрителя произведении не только обеспечило его долговечность, но и гарантировало, что фильм будет и впредь удерживать в напряжении и не отпускать, открывая с каждым просмотром новые грани актерского мастерства.
Внушительная роль Тихонова – это воплощение сложной и многогранной личности. Он, казалось бы, молчаливый, его движения лаконичны, его взгляд устремлен в небеса, но в каждом жесте, в каждом взгляде чувствуется острый ум, тонкая интеллигентность и глубокое чувство собственного достоинства. Подобную достоверность необходимо не просто отыграть, необходимо прожить!
А вот Евгений Евстигнеев, проявив неисчерпаемую изобретательность, разработал для своего персонажа около сорока различных ходовых позывов. Режиссер, подобно умелому дирижеру, выбирал наиболее подходящие из них, чтобы наиболее точно передать душевные переживания и физическое истощение человека, измученного войной. Стоит отметить и трогательный факт: родственники реального Шелленберга выразили Олегу Табакову искреннюю благодарность за создание столь яркого и запоминающегося образа, отметив его обаяние и не придираясь к незначительным деталям, таким как форма одежды.
Любителям придираться к историческим неточностям и несоответствиям в форме немецкой армии стоит обратить внимание на современные кинематографические "шедевры" военной тематики, где ошибки в советской форме носят совершенно удручающий характер, а рядовые бойцы, невольно, отдают честь по-американски.
Бесполезно претендовать на звание эксперта по форме и структуре немецкой армии, ведь, как гласит мудрость, важна не внешняя оболочка, а внутреннее содержание: душевное состояние, поступки и побудительные мотивы.
Это произведение – вне времени и поколений. Блистательная игра актеров, чьи имена уже стали легендой, будет и далее находить отклик в человеческих сердцах, заставляя задуматься о вечных ценностях и героизме. Фильм – это не просто кинематографический труд, это своеобразное культурное наследие, передаваемое из поколения в поколение.
Несомненно, множество сердец пленены не только кинематографическими шедеврами, но и прозаическими произведениями, повествующими о судьбе легендарного советского разведчика Максима Максимовича Исаева, более известного как Штирлиц. Мечтательность подталкивает к мысли: если бы все эти литературные воплощения обрели экранное существование с сохранением оригинального актерского состава, мы бы стали свидетелями создания поистине грандиозной телевизионной саги.
Впрочем, раз уж разговор зашел о кинематографическом воплощении, следует отметить, что Вячеслав Тихонов продемонстрировал удивительную точность, воплощая образ Штирлица, не допустив ни единой неточности в своей игре. Подобное мастерство, примечательно, свойственно каждому, кому выпала честь участвовать в создании этой кинематографической эпопеи.
Олег Табаков, вне зависимости от характеров злодеев, которым суждено было стать его отведенными ролями, неизменно очаровывает зрителя своим артистизмом. То же самое можно сказать и о Борисе Броневице. Персонажи Шелленберга и Мюллера – это, пожалуй, наиболее симпатичные и, безусловно, располагающие к себе представители нацистского режима, замеченные на экране. Их образы, несмотря на всю зловещую природу, лишены той отталкивающей жестокости, которую часто приписывают фашистам в других произведениях.
Музыкальное сопровождение и сама картина давно стали неотъемлемой частью народного достояния – о чем свидетельствуют многочисленные анекдоты, ставшие общепринятым фольклором. Это не просто шпионский триллер; это глубокий рассказ о Родине, о безграничной любви к ней, о чувстве долга и самопожертвования. Образное повествование картины говорит об этом яснее любых пафосных речей и дидактических наставлений.
Наблюдая за историческими хрониками, включенными в сюжет, становится кристально ясно, почему фашизм, как и все проявления тоталитаризма, опирающиеся на демагогию национализма, являются источником глубочайшего ужаса. Это не просто идеология, а путь к деградации человеческой души и разрушению всего, что дорого людям. Пристальный взгляд на эти кадры заставляет задуматься о хрупкости мира и о необходимости бережного отношения к свободе и демократии.
Рекомендуем к просмотру