Описание
Рецензии

Сериал Разум и чувства (1981) / Sense and Sensibility
Актеры:
Ирен Ричард, Трэйси Чайлдз, Энни Леон, Роберт Сванн, Дональд Дуглас, Марджори Блэнд, Боско Хоган, Питер Вудворд, Джон Оуэнс, Джина Роу
Режисер:
Родни Беннетт
Жанр:
драмы, мелодрамы
Страна:
Великобритания
Вышел:
1981
Добавлено:
4-7 серия из 7
(02.07.2015)
Рейтинг:


Семья Дэшвуд, некогда обладавшая почтенным положением и состоянием, оказалась в крайне деликатной и тягостной ситуации – они, по сути, потерпели крах. Трагическая кончина главы семейства, чье уход стал настоящим потрясением, обнажила горькую истину: все его приобретенное богатство, в соответствии с завещанием, не переходит к вдове и дочерям, Марианне и Элинор, а оказывается в распоряжении его первенца от предыдущего брака.
Этот молодой человек, хоть и не проявил принципиальных возражений против оказания помощи овдовевшей жене и его сводным сестрам, столкнулся с яростным сопротивлением со стороны своих близких, чьи амбиции и расчеты оказались сильнее чувства сострадания. В результате, дамы Дэшвуд оказались на самом дне, на пороге крайней нужды. Им предоставлена лишь временное пристанище в доме, некогда представлявшем собой обитель тепла и уюта, но теперь – лишь печальное напоминание о былых временах.
Необходимость найти выход из сложившейся ситуации представляется поистине острой и неотложной. Надежды на достойное замужество, краеугольный камень благополучия для леди того времени, практически рухнули – отсутствие приданного ставит крест на перспективных партиях. Марианна, склонная к порывам и импульсивным решениям, полностью поглощена бурлением чувств и эмоций, и рассчитывать на ее здравомыслие и проницательность в вопросах спасения семьи попросту невозможно. Она, словно пленница собственных страстей, не в состоянии взвешенно оценить ситуацию и принять мудрые решения. Элинор, напротив, вынуждена взять на себя бремя ответственности, искать выход из лабиринта обстоятельств и поддерживать надежду на лучшее будущее для себя и своей матери, несмотря на кажущуюся безысходность положения.
Как преданная поклонница профессиональных романов Джейн Остин, я с особенным воодушевлением предвкушаю каждую новую экранизацию, испытывая разочарование, когда ожидания не оправдываются, и восторженно радуясь удачным интерпретациям. Мои критерии оценки довольно строги: верность первоисточнику, блеск актерской игры, живописность пейзажей, мелодичность музыкального сопровождения – каждый аспект имеет вес. Мне довелось ознакомиться с двумя кинематографическими версиями романа Джейн Остин «Разум и чувства». Признаться, это произведение занимает особое место в моем сердце. Оскароносная экранизация 1995 года с блистательными Эммой Томпсон и Кэтрин Зита-Джонс в главных ролях по праву заслужила признание, благодаря целостности повествования (бесспорно, Эмма Томпсон, в конечном счете, получила премию Академии за наиболее точный сценарий), выдающейся игре актеров и доскональному соответствию духу романа. Однако, на мой взгляд, существует одно существенное «но»: несмотря на все свои актерские таланты, Эмма Томпсон не являет собой образ Элинор Дэшвуд. Разница в возрасте, составлявшая около тридцати пяти лет на момент съемок по сравнению с требуемыми девятнадцатью, искажает восприятие, создавая диссонанс. Это оттесняет на второй план более молодого Хью Гранта в роли Эдварда Феварса, словно подчеркивая несоответствие.
Однако, говоря о новейшей интерпретации, я с удовольствием констатирую, что она в целом превзошла мои ожидания. Миссис Дэшвуд предстала именно такой, какой она должна быть: обладающая безупречными манерами, сочетающая их с искренней добротой и аристократичностью в самом благородном понимании этого слова, наделенная проницательностью и глубиной чувств, ставящая благополучие собственных дочерей превыше всего. Игра актрисы поистине убедительна и точна. Что касается дамского состава Дэшвуд, то меня, честно говоря, показалось, что исполнительница роли Элинор не обладает достаточной внешностью – я, в целом, представляла себе главную героиню иначе – она кажется какой-то неприметной, невыразительной, платья и прически лишены индивидуальности и зачастую кажутся банальными. Тем не менее, актриса блестяще передала душевный мир и нрав героини, демонстрируя ее ум, воспитание, рассудительность и готовность давать мудрые советы матери и контролировать буйный нрав младшей сестры, Марианны. Игра Чарити Уайкфилд, исполнившей роль Марианны, вызывает неподдельный восторг. Она воплощает суть Марианны: чувственна и открыта, искренна и непосредственна. Внешность актрисы безупречна, а ее волосы, как утверждают психологи, свидетельствуют о романтичном складе характера. Особенно впечатляют ее большие, выразительные глаза, полные чувств – вспомнить хотя бы сцену с Уилби в доме его тетки. Эдвард Феварс в этом сериале показался мне несколько неожиданным. Да, безусловно, он красив, да, он моложе актрисы, исполнившей роль Элинор, но в целом он справился неплохо, хотя, полагаю, мог бы раскрыть образ более полно. Однако, полковник Брендон вызвал искренний смех и восторг: мужественный, благородный, надежный и прекрасный - поистине остиновский герой, в которого хочется влюбиться! Остается еще множество персонажей, достойных обсуждения: Уилби, хоть и не блистает красотой, обладает невероятным шармом. Порадовала актриса, исполнившая роль Фанни, сумевшая, на мой взгляд, очень точно передать ее характер. Молодая актриса, сыгравшая Маргарет, также порадовала своей игрой. Люси Стил и ее кузина представляют собой прекрасный пример совершенно бессмысленных дам начала XIX века, воплощающих те черты, которые стремилась высмеять Джейн Остин. Отдельного внимания заслуживают чарующие взор пейзажи Великобритании, бескрайние просторы моря и завораживающая музыкальное сопровождение – то грустное и дающее надежду, то печальное и жизнеутверждающее. Мой поклон оператору и композитору сериала! В конечном итоге, я могу с уверенностью заявить, что сериал оправдал мои ожидания – я была искренне восторжена и даже не раз испытывала слезы умиления при первом просмотре. Безусловно, постановка достойна первоисточника и зрительского признания.
Завороженная, я погрузилась в просмотр всех трех серий в оригинальной британской звукозаписи. Ощущения оказались поистине восхитительными, и, смею утверждать, это наиболее удачная кинематографическая интерпретация романа, дарованная экрану. Я предвижу, что мой восторг может вызвать некое несогласие, ведь вкусы и предпочтения у всех свои, а индивидуальный опыт взаимодействия с любым произведением искусства оставляет неизгладимый отпечаток в памяти. Я неоднократно возвращалась к тексту книги, и, на мой взгляд, создатели BBC впервые сумели передать ту неповторимую атмосферу и тонкий дух, пронизывающие повествование Джейн Остин.
Да, существует широко известная версия 1995 года, признанная многими, однако, мне кажется, что Кейт Уинслет, Хью Грант и Алан Рикман не столь органично воплотили образы героев, как актеры, отобранные для этой постановки. В этой экранизации Марианна предстает именно такой, какой должна быть: пленительно прекрасной, искренней и теплой, не склонной скрывать свои чувства и горячо заступающейся за старшую сестру в сложных обстоятельствах. И подобное справедливо и в отношении остальных исполнителей: Хэтти Морахэн, Дэн Стивенс, Доминик Купер и очаровательная Люси Бойнтон – каждый великолепен в своей роли. Они не просто отыграли роли, но и сумели донести до зрителя всю палитру эмоций, переживаемых героями на протяжении всего повествования.
Однако, прежде чем перейти к актерам, невозможно не отметить волшебные, поистине незабываемые пейзажи, которые служат фоном для развития сюжета, наполняя его легкостью, непередаваемой красотой и притягательностью. На протяжении всего фильма я испытывала острую потребность оказаться там, в этом идиллическом мире. Представить себе, как сидишь на живописном холмике, любуясь окружающей панорамой, поднимаешься на изумрудные вершины, прогуливаешься по цветущим аллеям и неспешно раскачиваешься на древесной качели в тени раскидистого дерева, или же – вообразить, как несется на белом коне под проливным дождем… И море! Бескрайнее, величественное! Какое наслаждение наблюдать, как мать с тремя дочерьми словно обретают умиротворение на зеленой лужайке, беседуя и любуясь вздымающимися волнами, с грохотом набегающими на крупные темные камни и берег. Или наблюдать за маленькой Маргарет, сосредоточенно собирающей ракушки, или же за Элинор и Марианной, стоящими на обрыве с развевающимися на ветру платьями, и наслаждающимися свежестью морского бриза.
Не могу не отметить великолепную операторскую работу и тонкое, изящное музыкальное сопровождение. В фильме множество ярких моментов, которые музыка подчеркивает с необычайной силой, вызывая глубокое умиротворение, особенно нежные, трепетные звуки фортепиано, рождающиеся из-под пальцев Марианны. Прекрасны и костюмы, и интерьеры, и величественные усадьбы, и уютные коттеджи. Эдвард со своими светлыми, пронзительными глазами, Марианна с ее неотразимыми локонами и лукавой улыбкой, Элинор, которая к концу фильма становится еще более привлекательной, и милая, всегда поднимающая настроение своей детской непосредственностью Маргарет – все они создают поистине незабываемые образы.
Но, в конечном итоге, важнейшее, что делает этот фильм столь особенным и оживляет его, – это любовь, как прекрасный цветок, распустившийся в сердцах юных героев, – чувство, заложенное в роман Джейн Остин. Наблюдать за развитием чувства между Элинор и Эдвардом, за вспыхнувшей в Марианне страстью к Уиллоби… и за тем, как эти чувства зарождались, развивались и подвергались суровым испытаниям – это завораживающее зрелище. И, наконец, наблюдать за тем, как они обретают долгожданное счастье, которое становится неизменным спутником любовных романов мисс Остин – это настоящее вознаграждение для зрителя.
Великобритания предстает во всем своем неповторимом великолепии на экране – этакая панорама сдержанной красоты, где серно-зеленые холмы, пронизанные пронизывающими ветрами, плавно перетекают в прибрежные скалы, на которые с яростью обрушиваются волны. Съемочная группа с удивительным мастерством запечатлела эту атмосферу, создав ощущение погружения в ландшафт, пропитанный туманом и влагой. Музыкальное сопровождение, проникновенное и трогательное, усиливает впечатление – будь то стремительный полет сокола в небесах или нежные переливы клавиш фортепиано, вносящие ноту меланхолии и светлой грусти, необъяснимо близкую русскому сердцу. Безусловно, с художественной точки зрения это произведение достойно наивысших похвал.
Однако, восприятие актерской игры вызывает определенные размышления. Невозможно отделаться от вопроса: почему взгляд Элинор всегда застыл в испуге, а рот приоткрыт в неестественной гримасе? Выражение лица старшей мисс Дэшвуд, напоминающее выброшенную на берег рыбу, оставляет ощущение отсутствия глубины и понимания. Ее речь, временами прерываемая неуверенностью и натянутостью, вызывает подозрение: возможно, актриса испытывала затруднения с правильным воспроизведением английского произношения? Мариэн, несомненно, обладает юной свежестью и привлекательностью, однако ее диалоги, насыщенные современным сленгом, диссонируют с эпохой. Эдвард, очаровательный и добродушный, кажется несколько излишне расслабленным, не соответствуя сдержанности и тишине Элинор.
Выбор актера на роль Уиллоби оказался провальным. Требовалось воплощение обаяния, харизмы, привлекательности, но персонаж предстает с тяжелым, бесцветным взглядом, лишенным интеллектуальной искры и соблазнительной прелести. Зато играйте Моррисси в роли полковника Брэндона вызвала искренний восторг. Рикман в экранизации девяностых, возможно, и был более аристократичен, но Моррисси сумел по-настоящему затмить его, благодаря своей живости и притягательности. В новом воплощении полковник чаще одаривает зрителя улыбками – искренними, теплыми, временами грустными, другими – открытыми и заботливыми. Несомненно, этот актер сумел наиболее полно раскрыть потенциал своего персонажа. Полковник Брэндон предстает самым правдивым и обаятельным героем на экране, по крайней мере, в моем восприятии.
Второстепенные роли также заслуживают внимания: очаровательная Люси Бойнтон в роли Маргарет, Джанет МакТир, создавшая яркий образ миссис Дэшвуд, и Марк Уильямс в роли сэра Джона Мидлтона – каждый из них внес свой вклад в создание общей атмосферы.
В целом, картина представляет собой многогранное полотно, в котором переплетаются оттенки серого – невыразительная игра, отдельные, неубедительные моменты – и яркие, запоминающиеся сцены, пропитанные цветом жизни. Этот фильм пронизан ветром, дождем и тонкой лирикой. Ощущение, которое он оставляет, – светлое и теплое. Это кино для души, и я настоятельно рекомендую всем, кто еще не имел возможности его посмотреть.
Рекомендуем к просмотру